Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от АО "Адмиралтейские верфи" (далее - Организатор торгов); в отсутствие представителей от ООО "ОЭК-Инжиниринг" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 31.10.2019 вх. N 32234-ЭП/19) ООО "ОЭК-Инжиниринг" на действия Организатора торгов АО "Адмиралтейские верфи" при организации и проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских работ "Реконструкция Глубоководной достроечной набережной и строительство площадки для стапельной сборки АО "Адмиралтейские верфи" г. Санкт-Петербург" (п2767/п3938, ч1, п22, доп 26) (извещение N 31908419697), заслушав пояснения,
УСТАНОВИЛА:
21 октября 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31908419697 о проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских работ "Реконструкция Глубоководной достроечной набережной и строительство площадки для стапельной сборки АО "Адмиралтейские верфи" г. Санкт-Петербург" (п2767/п3938, ч1, п22, доп 26) (далее - Закупка), включая документацию о запросе предложений (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО "Адмиралтейские верфи" (далее - Положение о закупках) в редакции от 19.12.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
240 302 526,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
21.10.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
31.10.2019 в 11:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
20.11.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
190121, г. Санкт-Петербург, наб. Реки Фонтанки, д. 203 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 31908419697 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Документации ограничивающего конкуренцию порядка оценки заявок по критерию оценки "Опытом участника закупки".
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО "Адмиралтейские верфи" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "ОЭК-Инжиниринг" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/36246/19 от 06.11.2019, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/36246/19 от 06.11.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Пунктом 4.1.8 информационной карты Документации (далее - Информационная карта) установлено, что предметом договора является выполнение проектно-изыскательских работ "Реконструкция Глубоководной достроечной набережной и строительство площадки для стапельной сборки АО "Адмиралтейские верфи" г. Санкт-Петербург, в количестве 1 условной единицы.
На основании п. 8.5.1 Положения о закупках для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе и запросе предложений, ЗК должна сопоставлять и оценивать такие заявки по критериям, указанным в закупочной документации.
Как следует из п. 8.5.2 Положения о закупках, критерии оценки могут быть ценовыми и неценовыми. При этом к неценовым критериям оценки могут относиться квалификация участника закупки, в рамках которой может оцениваться наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема, а также иные разумные критерии в соответствии с требованиями, установленными в закупочной документации.
В соответствии с п. 3.9.11 Документации оценка заявок на участие в запросе предложений осуществляется закупочной комиссией в соответствии с критериями, установленными в пункте 4.1.25, согласно порядку оценки, указанному в пункте 4.1.26.
Пунктом 4.1.25 Информационной карты установлен перечень критериев оценки заявок на участие в Закупке:
1) Цена договора: вес критерия - 80, весовой коэффициент значимости - 0.8, максимально возможный балл по критерию - 100;
2) Опыт участника закупки: вес критерия - 20, весовой коэффициент значимости - 0.2, максимально возможный балл по критерию - 100
Согласно п. 4.1.27 Информационной карты для подтверждения соответствия оценочным критериям участник может включить в состав своей заявки следующие документы: 1. Справка о перечне и объемах исполнения аналогичных договоров по форме 6 (пункт 7.6); 2. Копии договоров, со всеми приложениями и дополнительными соглашениями, на выполнение работ аналогичных предмету закупки, заключенных и исполненных в полном объеме в период с 01.01.2013 г. до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений, указанных в справке о перечне и объемах исполнения аналогичных договоров; 3. Копии актов приемки выполненных работ по договорам указанным в справке о перечне и объемах исполнения аналогичных договоров, по форме, установленной такими договорами; 4. Копии положительных заключений Государственной экспертизы проектной документации (ПД) и результатов инженерных изысканий, к договорам на выполнение работ аналогичных предмету закупки, указанным в справке о перечне и объемах исполнения аналогичных договоров.
Пунктом 4.2.3 Документации установлен порядок оценки заявок по критерию "Опыт участника закупки":
4.2.3.1 Под "Опытом участника закупки" понимается суммарная стоимость, исполненных аналогичных договоров сопоставимого предмету закупки по характеру и объему работ, выраженная в рублях.
4.2.3.2 Оценка по критерию "Опыт Участника закупки" будет осуществляться на основании сведений, представленных участниками в форме "Справка о перечне и объемах исполнения аналогичных договоров (форма 6)" к настоящей документации. В качестве документов, подтверждающих опыт участника закупки, участники к своей заявке прикладывают:
а) Копии договоров, со всеми приложениями и дополнительными соглашениями, на выполнение работ аналогичных предмету закупки, заключенных и исполненных в полном объеме в период с 01.01.2013 до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений, указанных в справке о перечне и объемах исполнения аналогичных договоров;
б) Копии актов приемки выполненных работ по договорам, указанным в справке о перечне и объемах исполнения аналогичных договоров, по форме, установленной такими договорами;
в) Копии положительных заключений государственной экспертизы по проектной документации и результатов инженерных изысканий к договорам на выполнение работ аналогичных предмету закупки, указанным в справке о перечне и объемах исполнения аналогичных договоров.
4.2.3.3 Под аналогичными договорами понимаются договоры на выполнение работ по разработке проектной документации на строительство и(или) реконструкцию и(или) техническое перевооружение производственных объектов капитального строительства объектов судостроения и судоремонта, включающих в себя гидротехнические сооружения I и(или) II класса, заключенные и исполненные в полном объеме в период с 01.01.2013 до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений, стоимостью каждого не менее 20% от начальной (максимальной) цены данного запроса предложений.
4.2.3.4 Договоры по разработке проектной документации принимаются к расчету только при наличии копии положительных заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
4.2.3.5 К расчету принимается суммарная стоимость выполненных в полном объеме аналогичных договоров, указанных участником в "Справка о перечне и объемах исполнения аналогичных договоров (форма 6)" к заявке на участие в процедуре, и подтвержденная приложенными к заявке документами, указанными в пп. 4.2.3.2 (пп. а, б, в)). В случае отсутствия в заявке участника формы "Справка о перечне и объемах исполнения аналогичных договоров (форма 6)" с информацией об опыте Участника закупки по выполнению аналогичных договоров либо отсутствия подтверждающих документов, по показателю "Опыт участника по выполнению аналогичных договоров" такой заявке будет присвоено 0 баллов. Договоры, указанные участником в Справке о перечне и объемах исполнения аналогичных договоров, по которым выполнение работ документально подтверждено не в полном объеме, к оценке приниматься не будут.
4.2.3.6 Оценка заявок по критерию "Опыт участника закупки" осуществляется следующим образом:
КОi=Оi / Оmax*100
где:
КОi - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию "Опыт участника закупки", в баллах;
Оi - показатель i-ого участника процедуры закупки по критерию "Опыт участника закупки" (в рублях РФ с НДС);
Оmax - показатель участника процедуры по критерию "Опыт участника закупки" с максимальным опытом (в рублях РФ с НДС).
Представитель Организатора торгов пояснил, что требование к опыту участника закупки по проектированию гидротехнических сооружений (ГТС) I и/или II класса для объектов судостроения и судоремонта, указанное в Документации, не является основанием допуска либо не допуска к участию в процедуре, так как является исключительно одним из критериев оценки с весовым коэффициентом 0,2 (20%). Таким образом, потенциальный участник закупки - проектная организация, являющаяся членом СРО с соответствующим уровнем финансовой ответственности и соответствующей квалификации в части особо опасных и технически сложных объектов, но не имеющая опыта проектирования ГТС I и/или II класса или объектов судостроения и судоремонта имеет возможность принять участие и стать победителем подобной закупки при соответствующих условиях.
Представитель Организатора торгов также отметил, что глубоководная достроечная набережная в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 986 от 02.11.2013 (и СП 58.13330.2012 "Гидротехнические сооружения. Основные положения") является ГТС II класса и в соответствии со ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ относятся к особо-опасными и технически сложными объектами капитального строительства, таким образом, в силу частей 7, 8 ст. 4 Федерального закона 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" относится к сооружениям повышенного уровня ответственности. АО "Адмиралтейские верфи" в виду высоких рисков, не может игнорировать и не учитывать данное обстоятельство при определении параметров критерия оценки - "Опыт участника закупки". Кроме того, технологические циклы судостроительной верфи, как специализированного предприятия тяжелого машиностроения, отличаются специфическими элементами присущими только их уникальным производственным циклам, коммуникациям и взаимосвязям. Последующее строительство на основании разработанной проектной документации на территории Адмиралтейских верфей производственного объекта - площадки для стапельной сборки, то есть тяжёлого стапеля для сборки особо тяжелых конструктивных элементов вновь строящихся кораблей и судов, интегрировано в существующее действующее предприятие, поэтому заказчик в виду технологической сложности предстоящей работы, не может игнорировать и не учитывать данное обстоятельство при определении указанного критерия. Реконструируемое ГТС "Глубоководная набережная" и вновь строящаяся площадка для стапельной сборки конструктивно объединены как сооружение через конструкцию нового передаточного причала и исключительно в связи с этим обстоятельством выделены в один лот закупочной процедуры.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что критерий оценки "Опыт участника закупки" с удельным весом критерия 20% установлен в соответствии с Положением о закупках, а также соответствует предмету проводимой процедуры Закупки, при этом установленный Документацией порядок оценки заявок по критерию "Опыт участника закупки", предусматривающий начисление баллов заявке участника в случае наличия у участника Закупки опыта выполнения аналогичных договоров, сопоставимого предмету закупки по характеру и объему работ, не выступает ограничивающим фактором участия в Закупке как в силу оценочного характера условий, так и по причине того, что данный порядок оценки ставит участников Закупки в равные условия и позволяет конкурировать путем предложения лучших условий в заявке по ценовому критерию оценки с удельным весом критерия 80%.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 31.10.2019 вх. N 32234-ЭП/19) ООО "ОЭК-Инжиниринг" на действия Организатора торгов АО "Адмиралтейские верфи" (ИНН: 7839395419, ОГРН: 1089848054339) при организации и проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских работ "Реконструкция Глубоководной достроечной набережной и строительство площадки для стапельной сборки АО "Адмиралтейские верфи" г. Санкт-Петербург" (п2767/п3938, ч1, п22, доп 26) (извещение N 31908419697) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 ноября 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.11.2019