по результатам рассмотрения жалобы ООО "ТД Вектор" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
08.11.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<...> (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ОАО "РЖД": <...> (доверенность от 24.06.2019 N 365-ДП),
ООО "ТД Вектор": <...> (доверенность от 31.10.2019 N 31/10),
рассмотрев жалобу ООО "ТД Вектор" от 10.10.2019 N 10/10, направленная письмом Московского УФАС России от 16.10.2019 N ПО/53996/19, на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, N 6147/ОАЭ-РЖДС/19 на право заключения договора поставки средств пожаротушения (извещение N 31908337441), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "ТД Вектор" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, N 6147/ОАЭ-РЖДС/19 на право заключения договора поставки средств пожаротушения (извещение N 31908337441) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
извещение о проведении Аукциона, аукционная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 25.09.2019;
начальная (максимальная) цена договора - 160 372 218,71 рублей;
дата окончания подачи заявок - 14.10.2019;
дата проведения торгов - 25.10.2019;
на участие в Аукционе подано - 3 заявки;
на участие в Аукционе допущено - 3 заявки.
дата подведения итогов Аукционов - 31.10.2019;
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены требования Закона о закупках, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
При этом согласно статье 36 Закона о защите конкуренции коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.
По итогам рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурентного Аукциона Комиссией ФАС России принято Решение от 22.10.2019 N 223-ФЗ-999/19 (далее - Решение), согласно которому жалоба Заявителя признана обоснованной.
Решением Комиссии ФАС России в действиях Заказчика выявлены нарушения пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также выдано обязательное для исполнения Предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, а именно Заказчику при рассмотрении заявок участников Аукциона не учитывать ненадлежащие требования раздела 6 технического задания аукционной документации (далее - Документация) к составу заявки участников Аукциона в части обязанности участника указывать марку, модель, артикул, производителя, номер сертификата и декларации соответствия предлагаемого к поставке товара в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Заказчика (далее - Положение о закупке), с учетом принятого Комиссией ФАС России решения от 22.10.2019 N 223-ФЗ-999/19.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявку Заявителя и пояснил, что Заказчиком исполнено Предписание от 22.10.2019 N 223-ФЗ-999/19.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 29.10.2019 N 6147/ОАЭ-РЖДС/19/1 Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе на основании пунктов 3.7.3.1, 3.7.5 документации в связи с несоответствием заявки требованию пункта 3.17.3 документации, а именно, в связи с представлением документов, предусмотренных пунктом 3.17.1 документации о закупке, содержащих информацию о товаре, несоответствующую действительности, а именно:
по позициям NN 3, 62, 63, 64, 69, 72, 84, 112, 113, 116, 151, 152, 200 участником предложена продукция ООО "Ярпожинвест" (ИНН 7604153161), которое в свою очередь не является производителем указанного товара;
по позиции N 11 участником предложена продукция ООО ПТК "УралОксиген" (ИНН 6679059140), которое в свою очередь не является производителем указанного товара;
по позициям NN 16, 17 участником предложена продукция ООО "КБ ПОЖАРНОЙ АВТОМАТИКИ" (ИНН 6452063705), которое в свою очередь не является производителем указанного товара;
по позициям NN 18, 20, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 51 участником предложена продукция ЗАО НВП "Болид" (ИНН 5018000402), которое в свою очередь не является производителем указанного товара;
по позициям NN 145, 147, 198 участником предложена продукция ООО "НПО ЭТЕРНИС" (ИНН 7719595945), которое в свою очередь не является производителем указанного товара.
При этом, согласно пункту 3.7.3.1 Документации участник аукциона не допускается к участию в аукционе в случаях, непредставления определенных аукционной документацией документов и/или предоставления информации об участнике аукциона или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности.
Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком направлены письма с запросом информации в адреса производителей, указанных в техническом предложении Заявителя, представил ответы на вышеуказанные запросы, на основании которых Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе.
Вместе с тем представитель Заказчика пояснил, что Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с предоставлением недостоверной информации о производителях поставляемых товаров.
Комиссия ФАС России, изучив требования Документации, представленные материалы, а также заявку Заявителя на участие в Аукционе, приходит к выводу, что из представленных материалов не предоставляется возможным сделать вывод о недостоверности информации поданной заявки.
Кроме того, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 29.10.2019 N 6147/ОАЭ-РЖДС/19/1 Участнику N 1 отказано в допуске к участию в Аукционе по аналогичному основанию.
Таким образом, Комиссия ФАС России изучив представленные документы приходит к выводу о том, что действия Заказчика, отклонившего заявки участник N 1 и участника N 3 (Заявитель), не соответствует подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дополнительно сообщаем, что текст Жалобы не содержит ссылку на пункт 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ТД Вектор" (ИНН: 7727366949; ОГРН: 1187746559692) на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, N 6147/ОАЭ-РЖДС/19 на право заключения договора поставки средств пожаротушения (извещение N 31908337441) обоснованной.
Признать ОАО "РЖД" нарушившим часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 08.11.2019 N 223-ФЗ-1032/19.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 08.11.2019 N 223-ФЗ-1032/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 ноября 2019 г. N 223-ФЗ-1032/19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.11.2019