Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) "...", руководствуясь статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), рассмотрев протокол от 07.10.2019 года и иные материалы дела N 017/04/14.3-246/2019 об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора Автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации "Центр "Авто Драйв" "..." (далее - директор АНПОО "Центр "Авто Драйв" "...") "..." г.р., имеющей паспорт РФ серии "..." N "...", выданный "...", от "..." года, адрес регистрации: "...", по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Дело N 017/04/14.3-246/2019 рассмотрено в присутствии директор АНПОО "Центр "Авто Драйв" "...".
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении N 017/04/14.3-246/2019 директор АНПОО "Центр "Авто Драйв" "...". пояснила, что вину в совершении правонарушения признает, обязуется впредь не допускать нарушений, и просит освободить ее от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Изучив материалы дела N 017/04/14.3-246/2019, выслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела, прихожу к следующему.
Событие административного правонарушения: нарушение рекламодателем законодательства о рекламе, а именно нарушение требований части 7 статьи 5, статьи 9, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Данное нарушение законодательства о рекламе установлено решением Тывинского УФАС России от 24.09.2019 года по делу N 04-04-02/17-19 (017/05/9-17/2019).
В ходе проведенного Тывинским УФАС России мониторинга рекламы, распространяемой на территории г. Кызыл, на предмет соответствия требованиям Закона о рекламе, выявлено распространение рекламы, размещенной на фасаде здания, находящегося по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, 93 следующего содержания:
"Автошкола "Авто драйв"; рассрочка оплаты, кредит; розыгрыш 50% скидки; обучение в удобное время; группы выходного дня; техминимум; ул. Кочетова, 93, офис 2; тел: 8-"..."",
с использованием изображений дорожных знаков, автомобиля, водительского удостоверения.
По результатам мониторинга Тывинским УФАС России составлен акт осмотра наружной рекламы от 01.08.2019 года.
По данному факту приказом Тывинского УФАС России от 30.08.2019 года N 248 возбуждено дело N 04-04-02/17-19 (017/05/9-17/2019) в отношении АНПОО "Центр Авто Драйв" по признакам нарушения статьи 9, части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
Согласно документам, предоставленным АНПОО "Центр Авто Драйв" от 28.08.2019 года (вх. N 3845) следует, что оплата за образовательные услуги в рекламируемой автошколе возможна посредством кредита или займа предоставляемых финансовой организацией - АО "ОТП Банк".
Согласно приказу АНПОО "Центр Авто Драйв" от "..." года N "..." в период с 01.07.2018 по 31.12.2018 года проводился розыгрыш предоставления 50 % скидки на стоимость обучения по профессиональной подготовке водителей категории "В". Для участия в розыгрыше необходимо было обучаться в автошколе и пройти промежуточную и итоговую аттестацию на отлично, победитель определялся с помощью генератора победителей.
В ходе рассмотрения настоящего дела директор АНПОО "Центр Авто Драйв" устно пояснила, что розыгрыш проводился в 2018 году, а именно с 01 июля по 31 декабря 2018 года. В настоящее время баннер с рассматриваемой рекламой снят и более не распространяется.
Комиссия Тывинского УФАС России, исследовав материалы дела N 04-04-02/17-19 (017/05/9-17/2019), изучив представленные документы, выслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении настоящего дела, пришла к следующим выводам.
В статье 3 Закона о рекламе определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе).
Вышеназванная информация содержит все признаки рекламы:
- распространена с использованием рекламного баннера;
- адресована неопределенному кругу лиц;
- объектом рекламирования являются автошкола "Авто драйв", в том числе возможность оплаты обучения в рассрочку, кредит и розыгрыш 50 % скидки на оплату за обучение.
Для привлечения внимания к объекту рекламирования, для его дальнейшего продвижения в рассматриваемой рекламе использованы изображения дорожных знаков, автомобиля, водительского удостоверения.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В силу части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Согласно статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.12.1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. К таковым, в частности, Закон относит банк, небанковскую кредитную организацию, иностранный банк.
Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей услуги по кредиту (финансовой услуги), является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.
Отсутствие в тексте рекламы указанных существенных сведений искажает смысл информации, так как одно лишь включение в рекламу слова "кредит" не дает потребителям рекламы верного, соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг), и вводит потенциальных клиентов в заблуждение, т.к. не позволяет им, руководствуясь текстом рекламы, обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг) на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого.
Исходя из понятий "реклама", "объект рекламирования" и содержания рекламы следует, что объектом рекламирования в данном случае являются, в том числе: возможность оформления кредита и рассрочки для оплаты услуг за обучение в автошколе "Авто драйв".
В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Кредит - денежная сумма, выдаваемая банком на определенный срок на условиях возвратности и оплаты кредитного процента (Современный экономический словарь).
Согласно статьи 489 ГК РФ договором о продаже товара в кредит может быть предусмотрена оплата товара в рассрочку.
В рассматриваемом случае реклама содержит предложение, обращенное к потенциальным клиентам воспользоваться финансовой услугой - кредит, оплатой услуг за обучение в указанной выше автошколе. При этом рекламная информация не содержит сведения о том, какая именно организация предоставляет кредит.
Согласно пункту 1 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Статьей 1473 ГК РФ также предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (часть 1). Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (часть 2). Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.
Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках (часть 3).
Потребителю важно знать какое лицо делает предложение об оказании тех или иных финансовых услуг, поэтому в рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать полное наименование или имя лица, оказывающего данные услуги. Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей. Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).
В этой связи, в случае размещения в рекламе какого-либо товара информации о возможности приобретения данного товара в кредит, подобная реклама должна соответствовать положениям статьи 28 Закона о рекламе, в том числе, в части указания имени или наименования лица, предоставляющего кредит.
Согласно, положениям договора от 13.03.2019 года N ПК-Т заключенного между Акционерным обществом "ОТП Банк" и АНПОО "Центр Авто Драйв" следует, что оплата образовательных услуг производится АНПОО "Центр Авто Драйв" в рассрочку, которую предоставляет сама Организация, а также посредством кредита или займа предоставляемых финансовой организацией АО "ОТП Банк".
Таким образом, финансовой организацией, предоставляющей услугу по кредитованию, выступает АО "ОТП Банк".
Поскольку, рассматриваемая реклама не содержит наименование финансовой организации, предоставляющей кредит, то она не соответствует требованиям части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
Кроме этого, в силу статьи 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, должны быть указаны сроки проведения данного мероприятия, а также источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения.
В статье 9 Закона о рекламе в качестве отдельного объекта, к рекламе которого установлены специальные требования, выделяет стимулирующее мероприятие - стимулирующую лотерею, конкурс, игру, иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара и возможность получения выигрыша (приза, подарка).
Согласно приказу АНПОО "Центр Авто Драйв" от "..." года N "..." в период с 01.07.2018 по 31.12.2018 года проводился розыгрыш предоставления 50 % скидки на стоимость обучения по профессиональной подготовке водителей категории "В". Для участия в розыгрыше необходимо было обучаться в автошколе и пройти промежуточную и итоговую аттестацию на отлично, победитель определялся с помощью генератора победителей.
В этой связи, Тывинским УФАС России установлено, что в рассматриваемой рекламе сообщается о проведении стимулирующего мероприятия - розыгрыша 50 % скидки на стоимость обучения на категорию "B", при этом, информация обязательная в силу статьи 9 Закона о рекламе при объявлении стимулирующего мероприятия, в данной рекламе отсутствует.
Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает требования статьи 9 Закона о рекламе, в части не указания сроков проведения такого мероприятия; источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Факт распространения рекламы без указания информации обязательной в силу статьи 9 и части 1 статьи 28 Закона о рекламе подтвержден материалами дела и не оспаривается директором АНПОО "Центр Авто Драйв".
Между тем, в соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с условиями проведения розыгрыша, утверждёнными приказом N "..." от "..." года "О проведении розыгрыша", розыгрыш (стимулирующее мероприятие) предоставления 50 % скидки на стоимость обучения по профессиональной подготовке водителей категории "В" проводился в период с 01.07.2018 по 31.12.2018 года.
При этом, рассматриваемая реклама с информацией о проведении розыгрыша распространялась по окончании сроков проведения такого мероприятия, что подтверждается актом осмотра наружной рекламы от 01.08.2019 года.
Таким образом, сопоставив условия проведения розыгрыша и текст рекламы, Тывинское УФАС России приходит к выводу, что присутствие в рекламе информации: "розыгрыш 50% скидки" и отсутствие в рекламе части существенной информации о сроках проведения розыгрыша, приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами, поскольку из содержания рекламы непонятно, что сроки розыгрыша, указанного в рассматриваемой рекламе, истекли.
На основании материалов дела N 04-04-02/17-19 (017/05/9-17/2019) Комиссия Тывинского УФАС России пришла к выводу, что рассматриваемая реклама нарушает требования части 7 статьи 5, статьи 9, части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
Законом о рекламе определены понятия "рекламодатель", "рекламораспространитель", "рекламопроизводитель".
В соответствии с пунктами 5 - 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований части 7 статьи 5, статьи 9, статьи 28 настоящего закона ответственность несут рекламодатель и рекламораспространитель.
На основании материалов дела N 04-04-02/17-19 (017/05/9-17/2019) Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является АНПОО "Центр Авто Драйв".
В материалах дела N 04-04-02/17-19 (017/05/9-17/2019) имеются доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе, в связи с чем Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению настоящего дела пришла к выводу об отсутствии необходимости выдачи АНПОО "Центр Авто Драйв" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решением Тывинского УФАС России от 24.09.2019 года по делу N 04-04-02/17-19 (017/05/9-17/2019) АНПОО "Центр Авто Драйв" признано виновным в нарушении части 7 статьи 5, статьи 9, части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
За нарушение Закона о рекламе рекламодатель несет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, состоит в действиях рекламодателя, признанных недопустимыми законодательством Российской Федерации о рекламе: распространение рекламы, в которой отсутствовала часть существенной информации, наименование финансовой организации, оказывающей финансовые услуги, а также не указаны сроки проведения стимулирующего мероприятия, источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Субъектами данного правонарушения являются юридические и должностные лица, которые ненадлежащим исполнением своих обязанностей обусловили совершение административного правонарушения.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц генеральным директором АНПОО "Центр Авто Драйв" является "...".
Таким образом, должностное лицо - директор АНПОО "Центр Авто Драйв" "..." совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Определяя степень директора АНПОО "Центр Авто Драйв" "...", следует отметить, что директор АНПОО "Центр Авто Драйв" "..." не выполнила установленные действующими нормативными правовыми актами обязанности по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ обстоятельством, смягчающим административную ответственность директора АНПОО "Центр Авто Драйв" "..." является добровольное прекращение нарушения, до вынесения решения по делу N 04-04-02/17-19 и совершение ею административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, впервые.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность директора АНПОО "Центр Авто Драйв" "..." предусмотренные статьей 4.3 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлены.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В рассматриваемом случае, факт правонарушения АНПОО "Центр Авто Драйв" установлен по инициативе Тывинского УФАС России, каких-либо заявлений со стороны потребителей рекламы в адрес управления не поступало, последствий, представляющих существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений, не наступило.
При таких обстоятельствах, действия директора АНПОО "Центр Авто Драйв" "..." формально содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, но характер совершенного правонарушения, размер вреда и тяжесть наступивших последствий не представляют существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям, что свидетельствует о малозначительности правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.
Местом совершения административного правонарушения является город Кызыл Республики Тыва.
Временем совершения административного правонарушения является день выявления нарушения Закона о рекламе АНПОО "Центр Авто Драйв", т.е. 01.08.2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 2.9, 4.5, 14.3, 23.48, статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать должностное лицо - директора Автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации "Центр "Авто Драйв" "..." виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Производство по делу об административном правонарушении N 017/04/14.3-246/2019, возбужденное в отношении должностного лица - директора Автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации "Центр "Авто Драйв" "...", прекратить, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения и ограничиться устным замечанием.
В соответствии со статьей 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление, об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного на его обжалование, если постановление не было обжаловано или опротестовано, либо после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано.
Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со статьями 30.1, 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Руководитель управления "..."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 18 октября 2019 г. N 017/04/14.3-246/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.10.2019