Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия), рассмотрев обращение Комитета по образованию администрации муниципального образования город Ефремов от 24.10.2019 исх. N 1994 (вх. N 4923 от 29.10.2019) о размещении информации об индивидуальном предпринимателе Лановенко Владимире Сергеевиче (ИНН: 712806024670; ) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 15.08.2019 N 0366200035619004963 на выполнение работ по капитальному ремонту мягкой кровли МКДОУ "Чернятинский детский сад" Ефремовского района Тульской области (закупка N 0366200035619004963), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062) (далее - Правила ведения реестра),
УСТАНОВИЛА:
29.10.2019 в Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ИП Лановенко В.С. в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) на основании одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта на выполнение работ по капитальному ремонту мягкой кровли МКДОУ "Чернятинский детский сад" Ефремовского района Тульской области.
В результате проведенной Комиссией на основании части 15 статьи 99, части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в указанном обращении Заказчика, а также анализа представленных в Тульское УФАС России документов, касающихся осуществления данной закупки, установлено следующее.
Извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту мягкой кровли МКДОУ "Чернятинский детский сад" Ефремовского района Тульской области 17.07.2019 размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 774 110,24 рублей.
15.08.2019 по итогам проведения данной закупки между Заказчиком и ИП Лановенко В.С. заключен контракт N 0366200035619004963 на выполнение работ по капитальному ремонту мягкой кровли МКДОУ "Чернятинский детский сад" Ефремовского района Тульской области (далее - Контракт) на сумму 770239,69 рублей.
Срок действия Контракта, согласно пункту 12.1 Контракта, с момента его заключения по 31.12.2019, окончание срока действия контракта не влечет прекращение обязательств сторон по контракту.
Согласно пункту 1.1 Контракта подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика следующую работу: капитальный ремонт мягкой кровли МКДОУ "Чернятинский детский сад" Ефремовского района Тульской области (далее - работы) в соответствии с локальной сметой (Приложение N1) и Техническим заданием (Приложение N2), являющихся неотъемлемой частью Контракта, в сроки, установленные Контрактом, соблюдая промежуточные сроки и общий срок выполнения работ по объекту, установленные графиком выполнения работ (Приложение N4 к контракту), а заказчик - принять и оплатить работы, выполненные подрядчиком в соответствии с требованиями Контракта.
В соответствии с разделом 4 "Сроки выполнения работы" Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы в сроки, установленные контрактом и графиком выполнения работ (Приложение N4 к Контракту). Дата начала работ - следующий рабочий день от даты заключения контракта. Дата окончания работ - не позднее 90 (девяносто) календарных дней от даты заключения контракта.
Разделом 5 Контракта урегулирован порядок сдачи и приемки работ.
Как следует из материалов дела, а также устных и письменных пояснений представителей Заказчика, в срок, установленный Контрактом, ИП Лановенко В.С. не приступил к выполнению работ, предусмотренных Контрактом.
05.09.2019, 17.09.2019 Заказчиком в адрес ИП Лановенко В.С. направлены претензии с требованием незамедлительно приступить к выполнению работ по Контракту. Ответы на указанные претензии от в адрес Заказчика от Подрядчика не поступили.
16.09.2019, 09.10.2019 Заказчиком составлены акты проверки качества выполнения работ, из которых следует, что работы по Контракту на объекте не ведутся, сотрудники Подрядчика на объекте отсутствуют. Указанные акты также направлены в адрес ИП Лановенко В.С.
По состоянию на 19.10.2019 Подрядчиком Контракт не исполнен. Исходя из представленных в материалы дела документов, письменных пояснений, обращений в адрес Заказчика от Подрядчика не поступало.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.2 Контракта предусмотрено, что "расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но, не ограничиваясь указанными):
- задержки подрядчиком начала ремонта более чем на 30 (тридцать) дней по причинам, не зависящим от заказчика;
- систематического нарушения подрядчиком сроков выполнения строительно-монтажных работ, влекущего увеличение срока окончания ремонта более чем на 20 (двадцать) дней;
- несоблюдения подрядчиком требований по качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку ремонта более чем на 20 (двадцать) дней;
- аннулирования лицензий (допусков), других актов государственных органов в рамках действующего законодательства, лишающих подрядчика права на производство работ;
- отступление подрядчиком в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми;
- существенное нарушение поставщиком требований к качеству оборудования, материалов, используемого в ремонте (реконструкции), а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков".
В силу части 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В связи с тем, что ИП Лановенко В.С. не приступил к исполнению Контракта и в установленный срок не выполнил свои обязательства по Контракту, 19.09.2019 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта посредством издания распоряжения N 11 (далее - Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта).
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.
Анализ положений частей 12, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Комиссией установлено, что Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта направлено 19.09.2019 по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения в адрес ИП Лановенко В.С., и на адрес электронной почты, указанные в Контракте.
Также 19.09.2019 Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено в единой информационной системе.
Следовательно, обязанности по направлению уведомления в адрес ИП Лановенко В.С. о расторжении Контракта и опубликованию его в единой информационной системе с целью надлежащего уведомления о принятом Заказчиком решении им соблюдены.
23.10.2019 направленное по почте заказным письмом Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вернулось в адрес Заказчика в связи с истечением срока хранения.
Посчитав, что Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу и Контракт расторгнут, Заказчик обратился в Тульское УФАС России с рассматриваемым обращением.
Из представленных в материалы дела документов и сведений, а также пояснений представителей Заказчика Комиссией установлено, что с момента принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, ИП Лановенко В.С. не были предприняты все возможные меры, направленные на добросовестное исполнение условий Контракта, устранение нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия Заказчиком указанного решения.
Доказательств обратного, а также объяснений с документальным подтверждением невозможности своевременного исполнения Контракта, в материалы дела Подрядчиком не представлено.
Следовательно, на момент рассмотрения Комиссией обращения Заказчика о размещении информации об ИП Лановенко В.С. в реестре недобросовестных поставщиков, Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в законную силу и Контракт является расторгнутым.
Обстоятельства, указанные выше, свидетельствуют о том, что ИП Лановенко В.С. не только не выполнил условия контракта, но даже не приступил к их выполнению.
Ввиду данного факта Комиссия приходит к выводу о том, что решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не противоречит Закону и является обоснованным.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно части 2 статьи 104 Закона и Правилами ведения реестра в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 7 статьи 104 Закона в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 данной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Комиссия считает, необходимым отметить, что реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств. С другой стороны, анализ статьи 104 Закона позволяет сделать вывод и о том, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом предотвращения злоупотреблений в сфере контрактной системы, а, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
По смыслу Закона включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся, в том числе, в намеренном нарушении условий контракта.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
По мнению Комиссии, при рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
Своим бездействием ИП Лановенко В.С. не обеспечил соблюдение прав Заказчика относительно условий и срока исполнения Контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контракта, в свою очередь, влечет наложение на ИП Лановенко В.С. санкции за недобросовестное исполнение Контракта.
В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта послужило неисполнение ИП Лановенко В.С. условий Контракта, при этом факт неисполнении (ненадлежащего исполнения) условий Контракта установлен Комиссией на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и подтверждается материалами дела; доказательств, свидетельствующих об обратном, ИП Лановенко В.С. в Тульское УФАС России не представило.
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение ИП Лановенко В.С. условий Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, ИП Лановенко В.С. также не предоставлено.
Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами Закона информация об ИП Лановенко В.С. подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Комиссия
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года информацию об индивидуальном предпринимателе Лановенко В. С. (ИНН: 712806024670;) по причине одностороннего отказа Комитета по образованию администрации муниципального образования город Ефремов от исполнения контракта от 15.08.2019 N 0366200035619004963 на выполнение работ по капитальному ремонту мягкой кровли МКДОУ "Чернятинский детский сад" Ефремовского района Тульской области (закупка N 0366200035619004963).
Датой включения информации в отношении индивидуального предпринимателя Лановенко В.С. в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанной информации в единой информационной системе в сфере закупок.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 6 ноября 2019 г. N 071/06/104-615/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.11.2019