На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), приказом Кабардино-Балкарского УФАС России N367 от 22.10.2019 г. инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
осуществив внеплановую проверку по поступившей информации о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по проведению периодической диагностики эксплуатируемых мостовых сооружений, находящихся на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения Кабардино-Балкарской Республики" (закупка N0104200002119000136),
установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила информация от ООО "Р" о нарушении законодательства о контрактной системе при осуществлении заказчиком закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по проведению периодической диагностики эксплуатируемых мостовых сооружений, находящихся на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения Кабардино-Балкарской Республики".
В обращении сообщалось, что в техническом задании в подпункте 3.16 указано, что при определении прочности бетона по образцам, отобранным из конструкции, руководствоваться указаниями ГОСТ 28570-90. Между тем, ГОСТ 28570-90 заменен на ГОСТ 28570-2019.
В подпункте 3.19 указано, что при выполнении работ по диагностике мостовых сооружений должны быть учтены указания следующих документов: ВСН 4-81. Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах. Данный ВСН 4-81 заменен в части на ОДН 218.017-2003 Руководство по оценке транспортно-эксплуатационного состояния мостовых конструкций.
В требованиях к содержанию второй части заявки указано, что участник закупки должен представить выписку из реестра членов СРО по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N86. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи. Между тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N372-ФЗ для диагностики мостовых сооружений не обязательно состоять в саморегулируемой организации, данное требование распространяется на обустройство, проектирование, ремонт и строительство мостов и мостовых сооружений.
Руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе у заказчика - ГКУ КБР "Управдор" были запрошены информация и документы по закупке, а также письменные объяснения по предмету обращения.
Рассмотрев доводы, изложенные в информации о нарушении законодательства о контрактной системе, материалы, представленные заказчиком, изучив материалы дела, Инспекция пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 07 октября 2019 года было размещено извещение N0104200002119000136 о проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по проведению периодической диагностики эксплуатируемых мостовых сооружений, находящихся на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения Кабардино-Балкарской Республики" с начальной (максимальной) ценой контракта - 13 202 429,90 рублей.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме, дата и время окончания подачи заявок - 22.10.2019 в 09:00; дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок - 22.10.2019 в 15:00; дата подачи окончательных предложений - 24.10.2019; дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 29.10.2019 в 15:00.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пунктами 1, 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При составлении описания объекта закупки заказчик, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами. Если заказчик при составлении описания объекта закупки не использует установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В техническом задании указаны объемы, виды работ, требования к выполнению работ. Так, в подпункте 3.15. указано, что механические исследования материалов несущих конструкций проводить преимущественно неразрушающими методами контроля. В необходимых случаях дополнительно проводить исследования частично разрушающими методами (по согласованию с Заказчиком). Прочность бетона определять следующими методами: ультразвуковыми по ГОСТ 17624-2012, пластической деформации, упругого отскока, отрыва с дисками, скалыванием ребра конструкции и отрыва со скалыванием по ГОСТ 22690 -2015.
Согласно подпункту 3.16 технического задания, при определении прочности бетона по образцам, отобранным из конструкции, руководствоваться указаниями ГОСТ 28570-90.
ГОСТ 28570-90 "Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций" заменен на ГОСТ 28570-2019 "Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций", вступившим в действие с 01.09.2019 г.
В случае возникшей необходимости проведение испытаний отобранных кернов бетона в соответствии с ГОСТ 28570-90, указанном в техническом задании, не отличается от ГОСТ 28570-2019 по размерам отобранных кернов, формулам расчетов и получению результатов. Основное отличие ГОСТ 28570-90 от ГОСТ 28570-2019 заключается в том, что ГОСТ 28570-2019 предусмотрены испытания высокопрочного бетона марки В60 и выше в соответствии с ГОСТ 31914 "Бетоны высокопрочные тяжелые и мелкозернистые для монолитных конструкций". Согласно объяснениям представителя Минстроя КБР, на искусственных сооружениях, расположенных на автомобильных дорогах регионального значения КБР, бетоны и конструкции из бетонов марки В60 и выше не применялись. Испытания в части, предусмотренной техническим заданием, в соответствии с ГОСТ 28570-90 идентичны испытаниям по ГОСТ 28570-2019 и не имеют разницу, которая могла бы повлиять на результаты работ.
Установление в конкурсной документации требований к выполняемым работам в соответствии со стандартом, утратившем свою силу, не отвечает положениям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В подпункте 3.19 технического задания указано: при выполнении работ по диагностике мостовых сооружений должны быть учтены указания следующих документов:
ГОСТ 32960-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения.
ГОСТ 33161-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации искусственных сооружений на автомобильных дорогах.
Временная инструкция по диагностике мостовых сооружений
ВСН 4-81. Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах.
ВСН 32-89. Инструкция по определению грузоподъёмности железобетонных балочных пролётных строений эксплуатируемых мостов.
СП 79.13330.2012 Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний.
СП 35.13330.2011 Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*.
ОДМ 218.4.001-2008. Методические рекомендации по организации обследования и испытания мостовых сооружений на автомобильных дорогах.
ОДН 218.017-2003 Руководство по оценке транспортно-эксплуатационного состояния мостовых конструкций.
ВСН 4-81. "Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах" действует и не отменен. В дополнение и развитие отдельных положений существующих нормативных документов был принят ОДН 218.017-2003 "Руководство по оценке транспортно-эксплуатационного состояния мостовых конструкций".
В техническом задании конкурсной документации заказчиком указан перечень документов, который необходимо использовать при выполнении работ по диагностике мостовых сооружений, и который содержит и ВСН 4-81 и ОДН 218.017-2003.
В силу пункта 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов.
В конкурсной документации установлено требование к содержанию второй части заявки на участие в конкурсе, где участник закупки должен представить выписку из реестра членов СРО по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N86. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
В соответствии с пунктом 15 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, инженерные изыскания - изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.
Согласно ОДМ 218.4.001-2008 "Методические рекомендации по организации обследования и испытания мостовых сооружений на автомобильных дорогах", утвержденному распоряжением Росавтодор от 11.06.2008 N219-р, диагностика - это обследование, выполняемое специализированной организацией, в объеме, требуемом для заполнения автоматизированного банка данных и составления или уточнения технического паспорта, с обоснованием оценки состояния и режима пропуска нагрузки.
Согласно раздела 5 указанного документа, в состав работ по обследованию мостов включаются, в том числе, работы по геодезическим измерениям. В техническом задании заказчиком в состав работ включены работы по геодезическим измерениям, исследование технического состояния конструкций, включающее ознакомление с технической документацией, осмотр сооружения, инструментальные измерения, а также расчет грузоподъемности сооружения.
Согласно раздела 6 ОДМ 218.4.001-2008, для выполнения обследований и испытаний привлекаются специализированные организации, имеющие разрешения (лицензии и т.п.) на работы по обследованию и испытаниям, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с техническим заданием, результатом выполненных работ будет являться паспорт мостового сооружения, т.е. документ, основанный на законодательстве, фиксирующий параметры грузоподъемности и долговечности конструкций.
В соответствии с приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", в состав работ по инженерным изысканиям включены, в том числе, работы по геодезическим наблюдениям за деформациями и осадками зданий и сооружений, движениями земной поверхности и опасными природными процессами.
Согласно Перечню видов инженерных изысканий, утвержденному постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 N20 "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства", работы по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций является специальным видом инженерных изысканий.
Таким образом, работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, могут выполняться только членами саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий.
Учитывая изложенное, Инспекция приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика нарушения законодательства о контрактной системе.
Инспекция на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
РЕШИЛА:
Признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты открытого конкурса в электронной форме, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 29 октября 2019 г. N 007/06/64-562/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 01.11.2019