[должностное лицо] Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан <_>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N016/04/14.32-1343/2019, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), возбужденного в отношении юридического лица - ООО "Лифт - НК" 423570, РТ, г.Нижнекамск, ул. Ахтубинская, д.12А, пом. 2, ИНН 1651063066, ОГРН 1111651001186, КПП 165101001, дата внесения в ЕГРЮЛ 25.04.2011),
УСТАНОВИЛ:
30 мая 2019 года решением Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела N05-241/2018 о нарушении антимонопольного законодательства ООО "Лифт - НК" признано нарушившими п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы N 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение (вх.N 10697/ж от 03.07.2018 г.), указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства в ходе проведения торгов в действиях ООО "Лифт-НК" (ИНН 1651063066).
Основанием для возбуждения дела в отношении ООО "Лифт-НК" (ИНН 1651063066), ООО "НХС" (ИНН 5904274847) и ООО "КРАФТ" (ИНН 1651036369) является обнаружение Татарстанским УФАС России признаков нарушения антимонопольного законодательства в сведениях, представленных АО "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" (далее также - ЭТП), поступивших в ответ (вх. N15809 от 04.10.2018 г.) на запрос о предоставлении информации.
По результатам анализа представленных документов Татарстанским УФАС России издан Приказ Татарстанского УФАС от 21.11.2018 г. N 01/563-к о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО "Лифт-НК" (ИНН 1651063066), ООО "НХС" (ИНН 5904274847) и ООО "КРАФТ" (ИНН 1651036369) по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на 5 аукционах в электронной форме.
В ходе рассмотрения настоящего дела Ответчики по делу в письменных пояснениях, представленных Комиссии, указали на отсутствие нарушения антимонопольного законодательства и соглашения между ними.
По результатам рассмотрения предоставленной и имеющейся информации было установлено следующее.
На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru были опубликованы аукционы в электронной форме с реестровыми NN 0111300005116000849, 0111300005116000852, 0111300005116000900, 0111300005115000675, 0111300005115000673 предметом которых являлось соответственно:
Выполнение работ по ремонту лестничных клеток, пролетов и мест общего пользования в подъездах жилых многоквартирных домов для МБУ "Дирекция единого заказчика города Нижнекамска";
Выполнение капитального ремонта внутридомовой инженерной системы электроснабжения жилых многоквартирных домов;
Выполнение капитального ремонта фасадов жилых многоквартирных домов г. Нижнекамска;
Выполнение капитального ремонта инженерных систем (горячего, холодного водоснабжения, водоотведения) жилых многоквартирных домов города Нижнекамска РТ;
Выполнение капитального ремонта фасада жилых многоквартирных домов г. Нижнекамска РТ.
Заказчиком вышеуказанных закупок являлось МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА".
В вышеуказанных аукционах приняли совместное участие ООО "Лифт-НК" (ИНН 1651063066), ООО "НХС" (ИНН 5904274847), ООО "НК Лифт-маркет" (ИНН 1651036369) (текущее наименование ООО "КРАФТ").
Татарстанским УФАС России проанализированы следующие аукционы в электронной форме, в которых усматриваются признаки заключения антиконкурентного соглашения между указанными организациями.
Номер закупки |
Название участника закупки |
Начальная максимальная цена контракта по закупке |
Лучшее ЦП участника в торгах |
Снижение, % |
Стал ли победителем торгов |
0111300005116000849 |
ООО "Лифт-НК" |
24 700 055,39 |
24 576 555,11 |
0,50 % |
да |
0111300005116000849 |
ООО "НХС" |
24 700 055,39 |
24 576 555,11 |
0,50 % |
нет |
0111300005116000852 |
ООО "Лифт-НК" |
12 542 132,68 |
12 479 422,02 |
0,50 % |
да |
0111300005116000852 |
ООО "НХС" |
12 542 132,68 |
12 479 422,02 |
0,50 % |
нет |
0111300005116000900 |
ООО "Лифт-НК" |
12 174 859,69 |
12 113 985,39 |
0,50 % |
да |
0111300005116000900 |
ООО "НХС" |
12 174 859,69 |
12 113 985,39 |
0,50 % |
нет |
0111300005115000675 |
ООО "Лифт-НК" |
26 381 456,94 |
26 249 549,66 |
0,50 % |
да |
0111300005115000675 |
ООО "НК Лифт-маркет" |
26 381 456,94 |
26 249 549,66 |
0,50 % |
нет |
0111300005115000673 |
ООО "Лифт-НК" |
31 215 011,90 |
31 058 936,84 |
0,50 % |
да |
0111300005115000673 |
ООО "НК Лифт-маркет" |
31 215 011,90 |
31 058 936,84 |
0,50 % |
нет |
Общая начальная (максимальная) цена контрактов (далее - НМЦ) составила 107 013 516,60 рублей.
В результате снижение по аукционам составило 0,5% от начальной (максимальной) цены контракта.
Вышеуказанные аукционы состоялись в июле 2015 - августе, сентябре 2016 годах, по итогам которых ООО "Лифт-НК" заключило контракты на сумму 106 478 449,02 руб.
Участники ОАЭФ, признанные соответствующими требованиям к участникам аукциона, предусмотренным аукционной документацией, являются потенциальными поставщиками (продавцами) предмета закупки в рамках каждого из рассматриваемых аукционов, то есть все участники являются между собой конкурентами на право заключения государственного (муниципального) контракта.
Торговой площадкой представлены сведения, что подача заявок ООО "Лифт-НК" (ИНН 1651063066), ООО "НХС" (ИНН 5904274847), ООО "КРАФТ" (ИНН 1651036369) осуществлялась с одних и тех же IP-адресов во всех вышеуказанных аукционах.
Сведения об IP-адресах, а также времени подачи заявок ответчиками по делу представлены в таблице ниже.
Номер закупки |
Название участника закупки |
Начальная максимальная цена контракта по закупке |
Дата и время подачи заявки |
IP подачи заявки |
IP участия |
0111300005116000849 |
ООО "Лифт-НК" |
24 700 055,39 |
17.08.2016 23:51:58 |
95.78.52.30 |
95.78.52.17 |
0111300005116000849 |
ООО "НХС" |
24 700 055,39 |
18.08.2016 0:52:38 |
95.78.52.30 |
95.78.52.17 |
0111300005116000852 |
ООО "Лифт-НК" |
12 542 132,68 |
30.09.2016 23:00:50 |
95.78.16.44 |
178.207.247.247 |
0111300005116000852 |
ООО "НХС" |
12 542 132,68 |
30.09.2016 23:20:26 |
95.78.16.44 |
178.207.247.247 |
0111300005116000900 |
ООО "Лифт-НК" |
12 174 859,69 |
24.08.2016 23:50:01 |
95.78.52.61 |
95.78.40.13 |
0111300005116000900 |
ООО "НХС" |
12 174 859,69 |
25.08.2016 0:44:14 |
95.78.52.61 |
95.78.40.13 |
0111300005115000675 |
ООО "Лифт-НК" |
26 381 456,94 |
14.07.2015 16:23:43 |
92.255.253.98 |
92.255.253.98 |
0111300005115000675 |
ООО "НК Лифт-маркет" |
26 381 456,94 |
15.07.2015 14:24:23 |
92.255.253.98 |
92.255.253.98 |
0111300005115000673 |
ООО "Лифт-НК" |
31 215 011,90 |
14.07.2015 16:18:24 |
92.255.253.98 |
92.255.253.98 |
0111300005115000673 |
ООО "НК Лифт-маркет" |
31 215 011,90 |
15.07.2015 14:21:02 |
92.255.253.98 |
92.255.253.98 |
Относительно совпадения IP-адресов при подаче заявок для участия в вышеуказанных аукционах и подачи ценовых предложений Комиссия отмечает следующее.
Согласно сведениям с сайта ФНС России, а также информации с Выписок из Единого государственного реестра юридических лиц, поданных участниками для участия в вышеуказанных аукционах в электронной форме, местом нахождения
ООО "Лифт-НК" (ИНН 1651063066),
ООО "НХС" (ИНН 5904274847),
ООО "НК Лифт-маркет" (ИНН 1651036369),
на дату рассматриваемых аукционов являлось соответственно:
- 423570, РТ, г. Нижнекамск, ул. Ахтубинская, д.12а;
- 426027, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул.Кирова,д. 46а, оф.6;
- 423570, РТ, г. Нижнекамск, ул. Ахтубинская, д.6а.
Предоставление одного IP-адреса по разным фактическим адресам, в том числе одним и тем же провайдером, невозможно в силу того, что действующие стандарты DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocol - протокол динамической настройки узла - сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-адреса.
Необходимо отметить, что IP-адреса 95.78.52.30, 95.78.52.17, 95.78.16.44, 95.78.52.61, 95.78.40.13, с которых ответчиками осуществлялся вход на ЭТП при подаче заявок на участие в указанных аукционах и ценовых предложений, являются динамическими, в том числе были они таковыми и в период с 2015 по 2018 гг., в связи с чем указанные IP-адреса могли быть предоставлены любому абоненту, исходя из сведений, предоставленных АО "ЭР-Телеком Холдинг" (вх. N2342 от 13.02.19г.).
Аналогичного рода сведения предоставлены со стороны ПАО "Таттелеком" по IP - адресу 178.207.247.247 (вх.N2134 от 11.02.2019 г.), в соответствии с которыми указанный IP - адрес в период с 09.09.2016 г. по 31.12.2018 г. выделялся 1517 физическим лицам и 19 юридическим лицам и также является динамическим.
В ходе рассмотрения дела Комиссией было установлено, что пользование помещениями, в которых осуществлялась основная деятельность как ООО "Лифт-НК", так и ООО "НК Лифт-маркет" (ныне ООО "Крафт") производилось через одних хозяйствующих субъектов в лице ООО "Лифтсервис - НК" (ИНН 1651038687) и МУП "Комплексное предприятие благоустройства г.Нижнекамск" (ИНН 1651066476) по одному адресу - РТ, г.Нижнекамск, ул.Ахтубинская, д.12 "А".
Так, на основании договора безвозмездного пользования частью нежилого помещения от 05 сентября 2015 года, заключенного между ООО "Лифтсервис-НК" (Ссудодатель) и ООО "НК Лифт-маркет" (Ссудополучатель), ссудодатель в безвозмездное временное пользование передает ссудополучателю 12 кв.м. нежилое помещение N26, площадью 26,2 кв.м., находящееся по адресу: РТ, г. Нижнекамск, ул. Ахтубинская, д.12А.
В свою очередь, ООО "Лифтсервис-НК" арендует указанное помещение на основании договора аренды муниципального имущества N72/1 от 02 сентября 2015 года, заключенного между МУП "Комплексное предприятие благоустройства г.Нижнекамск" (Арендодатель) и ООО "Лифтсервис-НК" (Арендатор), в соответствии с которым арендодатель предоставляет во временное владение и пользование арендатору нежилые помещения NN с 1 по 26 общей площадью 239, 6 кв.м., расположенные по адресу: РТ, г. Нижнекамск, ул. Ахтубинская, д.12А.
Согласно договору аренды муниципального имущества N84/83 от 01 июня 2015 года, заключенному между МУП "Комплексное предприятие благоустройства г.Нижнекамск" (Арендодатель) и ООО "Лифт-НК" (Арендатор), арендодатель предоставляет во временное владение и пользование арендатору нежилое помещение N6 общей площадью 17,4 кв.м., находящееся по адресу: РТ, г. Нижнекамск, ул. Ахтубинская, д.12А.
Относительно подачи заявок и участия с одного IP-адреса, представители ООО "Лифт-НК" в своих письменных и устных пояснениях указали следующее.
Заявки на участие в аукционах ООО "Лифт-НК" подавала <_>, с которой был заключен гражданско-правовой договор.
Представителем ООО "Лифт-НК" в материалы дела была представлена копия гражданско-правового договора возмездного оказания услуг от 01 марта 2015 года, заключенного между ООО "Лифт-НК" и <_>. Предметом договора является выполнение работ по заключению договоров с ГУП "АГЗ РТ".
В целях выяснения фактических обстоятельств по делу, Комиссией Татарстанского УФАС России определением об отложении рассмотрения дела N05-241/2018 от 21 марта 2019 года <_> была привлечена к участию в деле в качестве лица, обладающего сведениями.
10 апреля 2019 года <_> были представлены следующие письменные пояснения.
В пероид с 2015 года по декабрь 2016 года между гражданкой и ООО Лифт-НК" был заключен договор на оказание услуг по ведению аукционов на торговых площадках. В обязанности <_> входили: подготовка аукционной документации, анализ и размещение пакета документов на электронных площадках.
Документы для подготовки аукционной документации <_> предоставлялись директором ООО "Лифт-НК" <_> Помимо ООО "Лифт-НК" аналогичные услуги <_> никому не оказывались исходя из пистменных пояснений, представленных Комиссии Татарстанского УФАС России.
Комиссия отмечает, что ООО "Лифт-НК", ООО "Крафт" будучи юридическими лицами, осуществляют предпринимательскую деятельность, то есть самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, ООО "Лифт-НК", ООО "Крафт", пользуясь помещениями, заключая соответствующие договоры с одними и теми же хозяйствующими субъектами и по одному адресу, а также ООО "Лифт-НК", заключая договор с <_> в целях сопровождения открытых аукционов в электронной форме для ООО "Лифт-НК", несут риски как ненадлежащего оказания услуг со стороны <_> и самостоятельно несут ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в случае подтверждения указанных обстоятельств полномочными на то органами государственной власти.
Вместе с тем, по результатам осмотра свойств файлов заявок участников ОАЭФ (вторые части заявок), с использованием стандартного проводника операционной системы Windows 7, установлены факты совпадений таких свойств файлов как имя учетной записи, создавшей файл, имя учетной записи, изменившей файл, размер файла, дата и время создания файла, дата и время изменения файла.
Учётная запись это хранимая в компьютерной системе совокупность данных о пользователе, необходимая для его опознавания (аутентификации) и предоставления доступа к его личным данным и настройкам.
Имя учетной записи задается пользователем и используется в ходе аутентификации при входе в систему. Таким образом, совпадение имени учетной записи создавшей и/или изменившей файл возможно только в случае их создания на одном устройстве. Использование одной учетной записи при формировании заявок на участие в торгах от разных организаций подтверждается и ее персонификацией.
Размер файла - это то количество пространства, которое он занимает на жестком диске. Основная единица измерения размера файла - байт. Полное совпадение размеров файлов, то есть совпадение количества байт или килобайт, может свидетельствовать об идентичности содержимого таких файлов. Таким образом, регулярное (т.е. для множества файлов) совпадение размеров файлов заявок участников ОАЭФ свидетельствует о создании таких файлов по одному "образцу" с полным копированием содержания таких заявок.
Фактические совпадения свойств файлов, поданных в составе первых частей заявок для участия в аукционе N 0111300005116000849, представлены в следующей таблице.
Наименование участника закупки |
Наименование файла в составе заявки |
Автор файла |
Автор изменения файла |
Дата и время создания файла |
Дата и время изменения файла |
Размер файла |
ООО "Лифт-НК" |
Согласие |
Настя |
Настя |
17.08.2016 22:57 |
17.08.2016 22:57 |
16,4 Кб |
Материалы |
Настя |
Настя |
17.08.2016 23:34 |
17.08.2016 23:34 |
229 Кб |
|
ООО "НХС" |
Согласие |
Настя |
Настя |
17.08.2016 22:57 |
17.08.2016 22:57 |
16,4 Кб |
Материалы |
Евгений Кириллов |
Настя |
18.08.2016 00:41 |
18.08.2016 00:41 |
461Кб |
Фактические совпадения свойств файлов, поданных в составе вторых частей заявок для участия в аукционе N 0111300005116000852, представлены в следующей таблице.
Наименование участника закупки |
Наименование файла в составе заявки |
Автор файла |
Автор изменения файла |
Дата и время создания файла |
Дата и время изменения файла |
Размер файла |
ООО "Лифт-НК" |
Согласие |
Настя |
Настя |
17.08.2016 23:59 |
17.08.2016 23:59 |
16,5 Кб |
Материалы |
Настя |
Настя |
18.08.2016 00:28 |
18.08.2016 00:28 |
241 Кб |
|
ООО "НХС" |
Согласие |
Настя |
Настя |
17.08.2016 23:59 |
17.08.2016 23:59 |
16,5 Кб |
Материалы |
Евгений Кириллов |
Настя |
18.08.2016 01:12 |
18.08.2016 01:12 |
462 Кб |
Фактические совпадения свойств файлов, поданных в составе вторых частей заявок для участия в аукционе N 0111300005116000900, представлены в следующей таблице.
Наименование участника закупки |
Наименование файла в составе заявки |
Автор файла |
Автор изменения файла |
Дата и время создания файла |
Дата и время изменения файла |
Размер файла |
ООО "Лифт-НК" |
Согласие |
Настя |
Настя |
24.08.2016 23:26 |
24.08.2016 23:41 |
16,3 Кб |
Материалы |
Настя |
Настя |
24.08.2016 23:41 |
24.08.2016 23:41 |
246 Кб |
|
ООО "НХС" |
Согласие |
Настя |
Настя |
24.08.2016 23:26 |
24.08.2016 23:26 |
16,3 Кб |
Материалы |
Евгений Кириллов |
Настя |
25.08.2016 00:25 |
25.08.2016 00:25 |
461 Кб |
Фактические совпадения свойств файлов, поданных в составе вторых частей заявок для участия в аукционе N0111300005115000675, представлены в следующей таблице.
Наименование участника закупки |
Наименование файла в составе заявки |
Автор файла |
Автор изменения файла |
Дата и время создания файла |
Дата и время изменения файла |
Размер файла |
ООО "Лифт-НК" |
Согласие хгв |
Настя |
Настя |
14.07.2015 16:20 |
14.07.2015 16:20 |
15,7 Кб |
ООО "НК Лифт-маркет" |
Согласие хгв |
Настя |
Настя |
15.07.2015 13:22 |
15.07.2015 13:22 |
15,7 Кб |
Фактические совпадения свойств файлов, поданных в составе вторых частей заявок для участия в аукционе N 0111300005115000673, представлены в следующей таблице.
Наименование участника закупки |
Наименование файла в составе заявки |
Автор файла |
Автор изменения файла |
Дата и время создания файла |
Дата и время изменения файла |
Размер файла |
ООО "Лифт-НК" |
Согласие фасад лифт не |
Настя |
Настя |
14.07.2015 13:51 |
14.07.2015 13:51 |
15,6 Кб |
ООО "НК Лифт-маркет" |
Согласие фасад маркет |
Настя |
Настя |
15.07.2015 13:22 |
15.07.2015 13:22 |
15,5 Кб |
Кроме того, Комиссия отмечает совпадение стилистического оформления заявок, поданных ответчиками для участия в вышеперечисленных аукционах.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что документы, поданные ответчиками в качестве первой части заявки, были созданы одним лицом.
Совпадение имен учетной записи, создавшей файл, имен учетной записи изменившей файл, размеры файла, даты и времени создания файла, даты и времени изменения файла свидетельствует об использовании и обмене файлами ООО "Лифт-НК", ООО "НХС", ООО "НК Лифт-маркет" между собой и осуществлении координации по подготовке заявок на аукционы.
Тот факт, что заказчиком первые части заявок не отклонялись, косвенно свидетельствует о том, что обмен информацией между ответчиками осуществлялся в целях допуска всех ответчиков до аукциона.
Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры и совместной подготовке к торгам. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместная подготовка к торгам возможны только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой не действуют в интересах друг друга.
Следовательно, такие действия ООО "Лифт-НК" (ИНН 1651063066), ООО "НХС" (ИНН 5904274847), ООО "НК Лифт-маркет" (ИНН 1651036369) возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.
Татарстанским УФАС России были проанализированы и иные аукционы в электронной форме за период с 2016 г. по 2017 г., в которых принимали активное участие помимо указанных организаций и иные хозяйствующие субъекты.
номер закупки |
название закупки |
название участника закупки |
Начальная максимальная цена контракта по закупке |
Лучшее ЦП участника в торгах |
% снижения цены контракта по каждому участнику |
0111300005117000147 |
Выполнение работ по ремонту лестничных клеток, пролетов и мест общего пользования в подъездах жилых многоквартирных домов |
ООО "Лифт-НК" |
12 165 899,48 |
9 915 207,98 |
18.50 % |
0111300005117000147 |
ООО "НХС" |
12 165 899,48 |
12 105 069,98 |
0.50 % |
|
0111300005117000147 |
ООО "Стройтехника" |
12 165 899,48 |
|
|
|
0111300005117000147 |
ООО "Альянс Д" |
12 165 899,48 |
9 976 037,48 |
18.00 % |
|
0111300005116000818 |
Выполнение капитального ремонта крыш жилых многоквартирных домов г. Нижнекамска |
ООО "Лифт-НК" |
15 884 547,30 |
12 707 637,70 |
20.00 % |
0111300005116000818 |
ООО "НХС" |
15 884 547,30 |
12 945 905,92 |
18.50 % |
|
0111300005116000818 |
ООО ПСФ "А и Н" |
15 884 547,30 |
12 787 060,44 |
19.50 % |
Как следует из вышеприведенной таблицы, организации в аукционах, в которых принимали активное участие помимо них и иные хозяйствующие субъекты, подавали ценовые предложения значительно ниже начальных максимальных цен контрактов.
Таким образом, в отсутствие конкурентной борьбы с иными хозяйствующими субъектами ООО "Лифт-НК" (ИНН 1651063066), ООО "НХС" (ИНН 5904274847), ООО "НК Лифт-маркет" (ИНН 1651036369) в результате ранее достигнутой договоренности получали возможность подавать ценовые предложения максимально приближенные к начальной максимальной цене контрактов.
Принимая решение участвовать в аукционе, участники исходят из того, что смогут предложить снижение цены, в целях победы по итогам проведения данных электронных аукционов, и соответственно, такое поведение как снижение цены по контракту, хозяйствующие субъекты предполагали для себя как рентабельное. Участие в электронном аукционе предполагает определенные расходы, связанные с данным участием, следовательно, участие с заведомым проигрышем в электронном аукционе является экономически нецелесообразным для хозяйствующего субъекта.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что при участии в торгах ответчики по делу реализовывали антиконкурентную модель поведения путем обеспечения участия в закупке субъекта-конкурента с целью имитации конкурентной борьбы и заключения государственного контракта по максимально возможной цене.
Участие ООО "Лифт-НК" (ИНН 1651063066), ООО "НХС" (ИНН 5904274847), ООО "НК Лифт-маркет" (ИНН 1651036369) в вышеуказанных аукционах явилось формальной имитацией конкурентной борьбы, что лишает его существенного назначения, состоящего в выявлении наиболее выгодных ценовых предложений участниками электронного аукциона, имеющих намерение заключить договор, контракт по результатам электронного аукциона. Их действия были изначально согласованы и определены, в целях исключения из аукциона добросовестных участников и заключения ООО "Лифт-НК" (ИНН 1651063066) государственного контракта по максимально возможной цене.
Учитывая изложенное, Татарстанским УФАС России установлено, что:
победителем указанных выше аукционов становился один и тот же хозяйствующий субъект (ООО "Лифт-НК");
снижение по электронным аукционам составило 0,5% от начальной (максимальной) цены контракта;
участники аукционов подавали только одно идентичное ценовое предложение;
в каждой из указанных аукционов участники закупки подавали заявки и ценовые предложения с одного и того же IP адреса;
в аукционах, в которых активно участвовали помимо организаций иные хозяйствующие субъекты, снижение цены контракта составляло от 18 % до 20 %;
установлено, что указанные аукционы проходили в разные дни, отличались друг от друга начальной максимальной ценой контракта, однако описанная выше модель поведения, состоящая из повторяющихся аналогичных действий, однозначно прослеживается в каждом из перечисленных аукционов;
отсутствие экономического обоснования поведения одного из участников соглашения, создающего преимущества для другого участника соглашения, не соответствующего цели осуществления предпринимательской деятельности - получению прибыли;
использование ответчиками по делу единой инфраструктуры при участии в торгах;
подготовка и создание документов, поданных ответчиками в качестве первой и второй части заявки, одним лицом;
сходство в оформлении заявок разных хозяйствующих субъектов;
аренда помещений как ООО "Лифт-НК", так и ООО "КРАФТ" осуществляется по одному адресу - РТ, г. Нижнекамск, ул. Ахтубинская, д.12А.
Вышеобозначенные доказательства подтверждают, что заключение и реализация заявителями соглашения по совместному участию в торгах привела к поименованному в п. 2 ч. 1 ст. 11 135-ФЗ негативному последствию - поддержанию цен на торгах.
Данные обстоятельства отражают совместную подготовку конкурентов к указанным торгам. Совместная подготовка самостоятельными субъектами гражданского оборота к торгам возможна только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия ООО "Лифт-НК", ООО "НХС" и ООО "КРАФТ" и возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.
Таким образом, в действиях ООО "Лифт-НК", ООО "НХС" и ООО "КРАФТ" усматривается:
- намеренное поведение каждого хозяйствующего субъекта определенным образом для достижения заранее оговоренной цели, то есть достижение и исполнение ими соглашения;
- заведомая осведомленность о будущих действиях друг друга, при отсутствии внешних, объективных обстоятельств, обуславливающих подобное поведение.
В результате достижения антиконкурентного соглашения ответчики реализовали модель группового поведения, состоящую из действий, которые не обусловлены внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка; указанные лица совместно реализовали единую стратегию поведения, целью которой являлась не конкуренция между ними в ходе торгов, а достижение результата - победа в конкретном аукционе с ценой контракта близкой к начальной (максимальной) цене контракта.
Каждый из участников аукциона осознанно направил заявку на участие в аукцион, что предполагает соперничество за заключение государственного контракта, однако, будучи допущенным к торгам, ответчики фактически не конкурировали между собой, чем обеспечили поддержание цен в рассматриваемых электронных аукционах.
Факт обмена ответчиками информацией в рамках реализации соглашения был установлен Комиссией на основании анализа совокупности косвенных доказательств и относительно единообразного поведения ответчиков, приведшего к взаимовыгодному для них результату.
Наличие договоренностей между ответчиками подтверждается наличием тесных связей между данными лицами и совокупностью всех установленных фактов свидетельствует о нарушении запретов, установленных пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.
В соответствии со статьей 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
Закупка товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям федерального закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции.
Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ "О защите конкуренции").
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта, коими являются ответчики, не подразумевает намеренное нарушение основ конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов, функционирующих на рынке организации и проведения торгов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии с пунктом 2 части 1 стать 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
По мнению Татарстанского УФАС России ООО "Лифт-НК", ООО "НХС" и ООО "КРАФТ" заключили соглашение, ограничивающее конкуренцию, которое привело к поддержанию цен на торгах.
Учитывая совокупность имеющихся доказательств, установлено, что ООО "Лифт-НК", ООО "НХС" и ООО "КРАФТ" заключили и участвовали в ограничивающем конкуренцию соглашении, которое привело к поддержанию цен при проведении открытого аукциона в электронной форме.
На данные организации распространяются требования, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Учитывая совокупность имеющихся доказательств, установлено, что ООО "Лифт-НК", ООО "НХС" и ООО "КРАФТ" заключили и участвовали в ограничивающем конкуренцию соглашении, которое привело к поддержанию цен при проведении открытого аукциона в электронной форме.
В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что проведение открытых аукционов в электронной форме с реестровыми N0111300005115000675, 0111300005115000673 было осуществлено в июле 2015 года, совместное участие в которых принимали ООО "Лифт-НК" и ООО "НК Лифт- маркет" (ныне ООО "КРАФТ").
Учитывая положения статьи 41.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения, рассмотрение дела в отношении ООО "КРАФТ" подлежит прекращению в связи с истечением срока давности совершения правонарушения ответчиком и отсутствия его дальнейшего участия в остальных закупках, прошедших в 2016 году.
Ответчиком по делу ООО "Лифт-НК" также были даны устные и письменные возражения относительно доводов Комиссии о наличии в их действиях признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Из пояснений ООО "Лифт-НК" не согласно с выводами Комиссии ввиду того, что подача ценовых предложений со стороны <_> по спорным аукционам осуществлялось в нерабочее время, в период с 23:00 до 01:00. По мнению ООО "Лифт-НК" привлечение к ответственности должно возлагаться на <_>, так как в ее действиях содержится состав правонарушения.
Тем не менее, Комиссия отмечает, что ООО "Лифт-НК" будучи юридическим лицом, осуществляют предпринимательскую деятельность, то есть самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, ООО "Лифт-НК", заключая договор с <_> в целях сопровождения открытых аукционов в электронной форме для ООО "Лифт-НК", несут риски как ненадлежащего оказания услуг со стороны <_> и самостоятельно несут ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в случае подтверждения указанных обстоятельств полномочными на то органами государственной власти.
Указанная позиция Комиссией была отражена еще в Заключении об обстоятельствах дела N05-241/2018.
В ходе рассмотрения дела N05-241/2018 представители Ответчика ООО "НХС" по делу на заседания Комиссии не являлись, а также не представили доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела N05-241/2018, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии.
О времени и месте рассмотрения дела ООО "НХС" по делу был надлежаще уведомлен, что подтверждается направленными в адрес ООО "НХС" телеграммами, вернувшимися в адрес Татарстанского УФАС России до рассмотрения дела N05-241/2018 и возвратом всех процессуальных документов, направляемых в ООО "НХС" в адрес Управления.
Комиссия, исследовав доказательства по делу, оценив позиции сторон, приходит к выводу, приходит к выводу о том, что ООО "Лифт-НК", ООО "НХС" достигли соглашения, ограничивающего конкуренцию, которое привело к поддержанию цен на торгах.
Вышеуказанные факты противоречат основным принципам и целям Закона о закупках, Закона о защите конкуренции, таким как, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Таким образом, в вышеуказанных действиях ООО "Лифт-НК", ООО "НХС" имеются признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме.
Для определения товарного рынка необходимо установление его временного интервала исследования, определение предмета торгов и состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах.
Определение временного интервала исследования, предмета торгов товарного рынка и состава хозяйствующих субъектов осуществляется в соответствии с Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке".
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка временной интервал исследования товарного рынка (исследования конкурентной среды на торгах) определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка (торгов).
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Таким образом, временной интервал исследования конкуренции на торгах на право заключения контрактов на выполнение ремонтных работ в многоквартирных жилых домах г. Нижнекамска определён периодом с момента опубликования извещения о проведении первой из исследуемой закупки (N0111300005115000673) до момента исполнения сторонами соответствующих государственных (муниципальных) контрактов всех принятых на себя обязательств.
Извещение о проведении первой из исследуемых закупок было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок 01.07.2015 г.
Исполнение контракта N 1930 от 21.10.2016 г., заключённого по результатам проведения электронного аукциона N0111300005116000852, завершено 19.12.2016 г.
Таким образом, временной интервал исследования определён периодом с 01.07.2015 по 19.12.2016 гг.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товаром является объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В рамках настоящего исследования товар соответствует объекту закупки по каждому из рассматриваемых торгов.
Объект закупки определяется исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определённой с учётом положений статьи 13 Закона о контрактной системе, и установленных в соответствии со статьёй 19 Закона о контрактной системе требований к закупаемому заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Для определения предмета торгов во внимание принимается соответственно предмет каждой из исследуемых закупок, определенной ее документацией, а именно:
Выполнение работ по ремонту лестничных клеток, пролетов и мест общего пользования в подъездах жилых многоквартирных домов для МБУ "Дирекция единого заказчика города Нижнекамска";
Выполнение капитального ремонта внутридомовой инженерной системы электроснабжения жилых многоквартирных домов;
Выполнение капитального ремонта фасадов жилых многоквартирных домов г. Нижнекамска;
Выполнение капитального ремонта инженерных систем (горячего, холодного водоснабжения, водоотведения) жилых многоквартирных домов города Нижнекамска РТ;
Выполнение капитального ремонта фасада жилых многоквартирных домов г. Нижнекамска РТ.
Согласно разделу F Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2014), утверждённого Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (ред. от 07.10.2016) (далее - ОКВЭД), раздел "Строительство" включает в себя общее строительство и специальную строительную деятельность в части зданий и сооружений. В данный раздел включено строительство новых объектов, реконструкция, капитальный ремонт, текущий ремонт и дополнительные работы, монтаж готовых зданий или сооружений на строительном участке, включая строительство временных сооружений. Общее строительство включает строительство жилья, офисных зданий, складов и прочих общественных зданий, фермерских построек или строительство сооружений, таких как автомобильные дороги и улицы, искусственные сооружения на них, объекты дорожного сервиса и т.д. В данный раздел включены работы, выполняемые строительными компаниями, которые несут полную ответственность за строительный проект. Часть работ или все работы могут передаваться в субподряд.
Раздел ОКВЭД "Строительство" включает следующие классы: "Строительство зданий" (в частности, строительство новых зданий, реконструкцию, капитальный ремонт, текущий ремонт и дополнительные работы, монтаж сборных сооружений или конструкций), "Строительство инженерных сооружений" (в частности, строительство новых сооружений, таких как автомобильные дороги, искусственные сооружения на них, улично-дорожная сеть, их ремонт, дополнения и изменения; строительство прочих инженерных сооружений), "Работы строительные специализированные" (в частности, размежевание и благоустройство территорий).
Исходя из изложенного, выполнение работ по замене ограждений лестничных пролетов относится к категории строительства (строительных работ).
Прочие работы, не относящиеся в соответствии с ОКВЭД к категории F "Строительство", в целях настоящего исследования определены как иные работы.
Состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах определён как состав участников электронного аукциона, которые участвовали в торгах с момента подачи заявки на участие в торгах, не отозвали свои заявки.
В состав участников из рассматриваемых аукционов входили следующие хозяйствующие субъекты:
- ООО "Лифт-НК" (ИНН 1651063066),
- ООО "НХС" (ИНН 5904274847),
- ООО "НК Лифт-маркет" (ныне ООО "КРАФТ") (ИНН 1651036369).
Все участники аукционов являлись друг другу конкурентами на право заключения государственного контракта.
Общая начальная максимальная цена контрактов по аукционам составила 107 013 516,60 рублей.
Антиконкурентная деятельность картеля, направленная против добросовестной конкуренции, запрещена законодательством РФ и является по своей сути, видом незаконной предпринимательской деятельности.
При этом под доходом следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) в рамках антиконкурентного соглашения за период его существования без вычета произведённых лицом расходов. В соответствии с п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 г. N23, при исчислении размера дохода, полученного организованной группой лиц, следует исходить из общей суммы дохода, извлечённого всеми её участниками.
По оценке Татарстанского УФАС России, при реализации Соглашения доход ООО "Лифт-НК" в результате победы на торгах и заключении государственных (муниципальных) контрактов составил:
- 31 058 936, 84 рублей (аукцион с реестровым N 0111300005115000673);
- 26 249 549, 66 рублей (аукцион с реестровым N 0111300005115000675);
- 24 576 555, 11 рублей (аукцион с реестровым N 0111300005116000849);
- 12 113 985, 39 рублей (аукцион с реестровым N 0111300005116000900);
- 12 479 422, 02 рублей (аукцион с реестровым N 0111300005116000852).
Вышеизложенное свидетельствует о следующем:
компания-победитель заранее определялась участниками антиконкурентного соглашения;
снижение ценовых предложений в рамках проведения аукционов между ООО "Лифт-НК", ООО "НХС" было минимальным, снижение по аукционам составило 0,5%;
отсутствие экономического обоснования поведения одного из участников соглашения, создающего преимущества для другого участника соглашения, не соответствующего цели осуществления предпринимательской деятельности - получению прибыли;
осведомленность ответчиков по делу о направленности поведения друг друга и возможных результатах аукционов, учитывая отмеченные выше обстоятельства;
использование ответчиками по делу единой инфраструктуры при участии в торгах;
подача заявок преимущественно в один день;
совпадение свойств электронных файлов вторых частей заявок;
подготовка и создание документов, поданных ответчиками в качестве первой и второй части заявки, одним лицом;
сходство в оформлении заявок разных хозяйствующих субъектов;
вход на электронную торговую площадку, осуществление действий по аукциону при участии в аукционе разных хозяйствующих субъектов преимущественно с одного и того же IP-адреса;
установлено, что указанные аукционы проходили в разные дни, отличались друг от друга начальной максимальной ценой контракта, однако описанная выше модель поведения, состоящая из повторяющихся аналогичных действий, однозначно прослеживается в перечисленных в Заключении об обстоятельствах дела аукционах;
при участии в закупках помимо ответчиков иных хозяйствующих субъектов снижение по торгам увеличивалось от 18 % до 20 %;
аренда помещений как ООО "Лифт-НК", так и ООО "КРАФТ" осуществляется по одному адресу - РТ, г. Нижнекамск, ул. Ахтубинская, д.12А.
подача заявок и участие в аукционах ООО "Лифт-НК" и ООО "НХС" осуществлялось одним лицом - <...>, на основании заключенных обществами с ней договоров на оказание услуг по тендерному сопровождению закупок.
Вышеобозначенные доказательства подтверждают, что заключение и реализация заявителями соглашения по совместному участию в торгах привела к поименованному в п. 2 ч. 1 ст. 11 135-ФЗ негативному последствию - поддержанию цен на торгах.
Ответчики в рамках рассмотрения антимонопольного дела не представили документы и информацию о том, что вменяемые нарушения антимонопольного законодательства были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данных юридических лиц, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований норм действующего законодательства, в том числе антимонопольного.
Учитывая изложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что ответчики в рамках рассмотрения антимонопольного дела не представили документы и информацию о том, что вменяемые нарушения антимонопольного законодательства были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данных юридических лиц, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований норм действующего законодательства, в том числе антимонопольного.
Комиссия Татарстанского УФАС России, исследовав доказательства по делу, оценив позиции сторон, приходит к выводу о том, что в действиях ООО "Лифт-НК" (ИНН 1651063066), ООО "НХС" (ИНН 5904274847), выразившихся в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме, усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости квалификации действий ООО "Лифт-НК" (ИНН 1651063066), ООО "НХС" (ИНН 5904274847) как нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, согласно которой, заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) за последние 3 (три) года составила (в период с 17.08.2016 по 30.09.2016 N закупок: 0111300005116000849, 0111300005116000852, 0111300005116000900) 49 417 047,67 рублей.
Административный штраф рассчитывается исходя из следующей формулы:
Min = 49 417 047,67 * 0,1 = 4 941 704, 77 рублей.
Max = 49 417 047,67 * 0,5 = 24 708 523,83 рублей.
Таким образом:
Min = 4 941 704, 77 рублей.
Max =24 708 523,83 рублей.
В адрес Татарстанского УФАС России от директора ООО "Лифт-НК" <_> поступили письменные пояснения по факту совершенного правонарушения с просьбой учесть смягчающие обстоятельства по административному делу при назначении административного наказания ввиду следующего:
Вменяемое правонарушение было совершено ООО "Лифт-НК" в период времени, когда учредителем и руководителем общества были другие лица.
Так, учредителем ООО "Лифт-НК" являлся <_>, а директором - <_>.
В настоящее время участником и руководителем общества является <_>.
Нынешний учредитель и руководитель при приобретении компании не знала и не могла знать о допущенном прежним руководством правонарушении.
ООО "Лифт-НК" осуществляет свою деятельность на основании государственных контрактов и выполняет работы по строительству, ремонту и иным подрядным работам в отношении объектов, имеющих социальное значение: образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, объекты иных государственных и муниципальных учреждений.
Соответственно, привлечение компании к административной ответственности и наложение крупного штрафа приведет к ухудшению финансового состояния компании и поставит под риск надлежащее выполнение обязательств по государственным контрактам, что, в свою очередь, негативно отразится на соответствующих государственных и муниципальных учреждениях.
ООО "Лифт-НК" по количеству штатных сотрудников и годовому обороту относится к категории предприятий малого бизнеса, и крупный административный штраф негативно отразится на финансовом положении компании.
Исходя из информации, представленной ООО "Лифт-НК" установлено, что Общество является субъектом малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, компания осуществляет прием на работу по трудовому договору лиц с инвалидностью.
ООО "Лифт-НК" регулярно и в полном объеме производит налоговые отчисления.
Так, за период с 2015 года по 2019 год компанией было уплачено налогов в бюджеты всех уровней в общей сумме 30 426 229,02 рублей:
в 2015 году: 1 716 576,55 рублей;
в 2016 году: 9 452 583,76 рублей;
в 2017 году: 6 619 265,84 рублей;
в 2018 году: 8 254 233,17 рублей;
в 2019 году: 4 383 569,70 рублей.
ООО "Лифт-НК" приняло участие в Программе строительства жилья по социальной ипотеке и внесло в Государственный жилищной фонд вклад по указанной программе в размере 1 312 500 рублей.
ООО "Лифт-НК" на протяжении всего производства по настоящему делу не препятствовало расследованию, представляло в Управление ФАС России по Республике Татарстан запрашиваемые документы и сведения, а также не оспаривало факт совершения вменяемого правонарушения по существу.
ООО "Лифт-НК" ранее к административной ответственности за совершение какого-либо административного правонарушения, в том числе правонарушения в области антимонопольного законодательства, привлечено не было. Вменяемое правонарушение совершено впервые, что является смягчающим обстоятельством.
Таким образом, ООО "Лифт-НК" просит Вас учесть вышеуказанные обстоятельства и наложить справедливый и соразмерный обстоятельствам дела штраф.
Согласно ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях является защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений. Административная ответственность как реализация принудительных мер представляет собой средство самозащиты государства от вреда, причиненного нарушением действующих в государстве правил. С помощью мер административной ответственности достигаются цели наказания правонарушителя, предупреждения самих правонарушений.
В силу ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Общие правила назначения административного наказания установлены ст. 4.1 КоАП РФ в соответствии с которой при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
1/2 * 4 941 704, 77 = 2 470 852, 38 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф, подлежащий наложению, должен быть не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Согласно информации, полученной от ООО "Лифт-НК" сумма выручки правонарушителя от реализации всех товаров, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, составила - 597 619 000,00 руб.
Исходя из указанного положения, административный штраф рассчитывается по следующей формуле:
1/25 х 597 619 000 = 23 904 760, 00 рублей.
Таким образом, базовый штраф составляет 2 470 852, 38 рублей, что является не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) (23 904 760, 00 рублей).
В соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Время совершения ООО "Лифт НК" административного правонарушения является период с 2015-2018 г.
Местом совершения административного правонарушения является Республика Татарстан.
Датой выявления административного правонарушения является дата издания приказа о возбуждении дела N05-241/2019 о нарушении антимонопольного законодательства - 21 ноября 2018 г.
ООО "Лифт НК" о дате, времени и месте составления протокола извещен надлежащим образом.
По юридическому адресу ООО "Лифт-НК" 423570, РТ, Нижнекамский район,
г. Нижнекамск, ул. Ахтубинская, д. 12 А, пом. 2 направлялось определение о продлении и отложении с указанием даты, времени и места рассмотрения протокола и материалов административного дела N016/04/14.32-1343/2019.
13.11.2019 г. в адрес Татарстанского УФАС России вернулось почтовое уведомление с отметкой о вручении.
С учетом изложенного, ООО "Лифт-НК" о дате, времени и месте рассмотрения протокола извещено надлежащим образом.
В день рассмотрения протокола по делу N016/04/14.32-1343/2019 об административном правонарушении (19 ноября 2019 года в 10 часов 00 минут) для участия в административном производстве в Татарстанское УФАС России представитель ООО "Лифт-НК" не явился.
На основании изложенного, руководствуясь статьями: ст.3.5, ст.14.32, ст.23.48, ст.ст.29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо - ООО "Лифт - НК" 423570, РТ, г.Нижнекамск, ул. Ахтубинская, д.12А, пом. 2, ИНН 1651063066, ОГРН 1111651001186, КПП 165101001, дата внесения в ЕГРЮЛ 25.04.2011) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
Применить в отношении юридического лица - ООО "Лифт - НК" 423570, РТ, г.Нижнекамск, ул. Ахтубинская, д.12А, пом. 2, ИНН 1651063066, ОГРН 1111651001186, КПП 165101001, дата внесения в ЕГРЮЛ 25.04.2011) меру ответственности в виде административного штрафа в размере 2 470 852 (два миллиона четыреста семьдесят тысяч восемьсот пятьдесят два) рублей 38 копеек.
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Сумма административного штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам:
Банк получателя - Отделение - НБ Республика Татарстан ;
БИК Банка - 049205001;
Расчетный счет - 40101810800000010001;
Получатель - УФК МФ РФ по РТ (Татарстанское УФАС России)
ИНН получателя - 1653003714
КПП получателя - 165501001;
ОКТМО ИМНС по месту регистрации;
КБК - 161 1 16 02010 01 6000 140;
Назначение платежа - УИН 16100500000000321755 денежное взыскание (штраф) по делу N016/04/14.32-1343/2019 за нарушение антимонопольного законодательства.
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 г. N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.
В соответствии со статьей 30.1, частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ настоящее постановление может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
<_> [должностное лицо]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 25 ноября 2019 г. N 05-241/2018
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.11.2019