Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия)
УСТАНОВИЛ:
В Новосибирское УФАС России на рассмотрение поступило обращение ИП Вахрушевой О.А. по вопросу навязывания акционерным обществом "Новосибирскэнергосбыт" (далее - АО "Новосибирскэнергосбыт") дополнительных услуг при опломбировке прибора учета электрической энергии в нежилом помещении по адресу: г. Новосибирск, ул. Мичурина, д. 27, счета от 09.07.2019 на оплату услуги "к-32 Проверка схемы учета 3 фазного электросчетчика (схема непосредственного подключения)" в ответ на заявку ИП Вахрушевой О.А. от 04.07.2019 (вх. N 31716/19) о произведении опломбировки прибора учета электрической энергии.
Пунктом 136 Основных положений о функционировании розничных рынков электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года N 442 (далее - Основные положения) установлено, что определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета.
Под измерительным комплексом для целей настоящего документа понимается совокупность приборов учета и измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме, через которые такие приборы учета установлены (подключены) (далее - измерительные трансформаторы), предназначенная для измерения объемов электрической энергии (мощности) в одной точке поставки.
Под системой учета для целей настоящего документа понимается совокупность измерительных комплексов, связующих и вычислительных компонентов, устройств сбора и передачи данных, программных средств, предназначенная для измерения, хранения, удаленного сбора и передачи показаний приборов учета по одной и более точек поставки.
В соответствии с пунктом 137 Основных положений приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).
В соответствии с пунктом 145 Основных положений под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
В соответствии с пунктом 152 Основных положений установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета.
Согласно пункту 153 Основных положений собственник прибора учета обязан получить допуск прибора учета в эксплуатацию, для чего он должен направить письменную заявку на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета (далее в настоящем пункте - заявка) в адрес одной из следующих организаций: гарантирующего поставщика, сетевой организации.
В соответствии с пунктом 154 Основных положений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.
Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией, а в случае если сетевая организация не явилась в согласованные дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), участвующим в процедуре допуска. Установленную гарантирующим поставщиком контрольную пломбу и (или) знаки визуального контроля сетевая организация вправе заменить при проведении первой инструментальной проверки.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.
При этом пунктом 8 Основных положений предусмотрено, что действия, подлежащие в соответствии с настоящим документом исполнению субъектами розничных рынков, в том числе действия по вводу приборов учета в эксплуатацию, по установке пломб и (или) знаков визуального контроля по завершении процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию, по снятию и предоставлению показаний приборов учета, совершаются ими без взимания платы за их совершение.
Из содержания изложенных норм права следует, что в целях применения приборов учета электрической энергии в отношении них в обязательном порядке должна проводиться процедура допуска прибора учета в эксплуатацию, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. По окончания проверки подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба и (или) знаки визуального контроля.
Данная процедура допуска прибора учета в эксплуатацию, включая все ее этапы, осуществляется, в том числе гарантирующим поставщиком и сетевой организацией, бесплатно.
В соответствии с пунктом 154 Основных положений проверка схемы подключения прибора учета является одним из этапов, комплексом работ, осуществляемым сетевой организацией или гарантирующим поставщиком при допуске прибора учета электрической энергии в эксплуатацию.
Также на это указывают пункты 149, 172 Основных положений, согласно которым в случаях демонтажа прибора учета в целях замены, ремонта или поверки прибор учета (пункт 149 Основных положений) и проверки (плановой и внеплановой) расчетного прибора учета (пункт 172 Основных положений) сетевая организация или гарантирующий поставщик осуществляет проверку схемы подключения прибора учета, являющейся одним из этапов данных работ.
При этом по итогам осуществления данных действий по проверке схемы подключения прибора учета отдельный акт, помимо акта допуска прибора учета в эксплуатацию или акта проверки расчетного прибора учета, не оформляется.
Пунктом 81(14) Правил N 354 предусмотрено, что ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно, в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
Таким образом, услуги по проверке схемы подключения и опломбировке прибора учета электрической энергии осуществляются субъектами розничных рынков безвозмездно за исключением случаев, прямо предусмотренных указанными выше нормативно - правовыми актами. Данный вывод подтверждается Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.05.2019 N Ф02-2244/2019 по делу N А69-2448/2018.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Согласно аналитическому отчету отдела товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России АО "Новосибирскэнергосбыт" на основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона "О защите конкуренции" занимает доминирующее положение с долей более 50% на рынке поставки электрической энергии (мощности) в границах Новосибирской области за период с 01.01.2018 по 01.09.2019 г.
Таким образом, действия АО "Новосибирскэнергосбыт" по выставлению счета от 09.07.2019 на оплату услуги "к-32 Проверка схемы учета 3 фазного электросчетчика (схема непосредственного подключения)" в ответ на заявку ИП Вахрушевой О.А. от 04.07.2019 (вх. N 31716/19) о произведении опломбировки электрического счетчика в помещении по адресу: г. Новосибирск, ул. Мичурина, д.27, указывают на уклонение гарантирующего поставщика от ввода прибора учета в эксплуатацию на безвозмездной основе, что приводит к ущемлению прав и законных интересов ИП Вахрушевой О.А. Следовательно, указанные действия АО "Новосибирскэнергосбыт" содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного, Новосибирским УФАС России издан Приказ от 14.11.2019 г. N 236 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО "Новосибирскэнергосбыт" (ИНН 5407025576, 630099, г. Новосибирск, ул. Орджоникидзе, д. 32) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Назначить дело N 054/01/10-2229/2019 к рассмотрению на 23.12.2019 года в 10-00 часов по адресу: Кирова 3, кабинет 915. Регистрация ответчика в кабинете 1009.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела N 054/01/10-2229/2019 в качестве ответчика - АО "Новосибирскэнергосбыт" (ИНН 5407025576, адрес: 630099, г. Новосибирск, ул. Орджоникидзе, д. 32).
3. Привлечь к участию в рассмотрении дела N 054/01/10-2229/2019 в качестве заявителя - ИП Вахрушеву О.А. (ИНН 540600125530).
4. АО "Новосибирскэнергосбыт" в срок до 19.12.2019 года представить в Новосибирское УФАС России объяснение по существу дела (приложить копии подтверждающих документов).
Явка ответчика по делу или его представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела N 054/01/10-2229/2019) обязательна.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 22 ноября 2019 г. N 054/01/10-2229/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.11.2019