Я, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай "_", рассмотрев протокол N 004/04/7.30-272/2019 от 31.10.2019 г. и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица, работника контрактной службы, консультанта МУ "Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска" "_",
УСТАНОВИЛ:
Дело рассматривается в Управлении ФАС по Республике Алтай (Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, ул. Ленина, 226, строение, 2) в присутствии работника контрактной службы, консультанта МУ "Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска" "_".
В ходе внеплановой камеральной проверки УФАС по Республике Алтай в действиях МУ "Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска" при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме N0377300000419000082 на разработку проектно-сметной документации объекта: "Строительство детского сада на 275 мест, из них 135 мест ясельных групп по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Кольцевая, 2/2" установило нарушения ч. 5, 8 ст. 34, п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (акт проверки N 45 от 23.08.2019 г.).
Нарушения выразились в следующем:
24.07.2019 г. МУ "Управление ЖКХ и дорожного хозяйства Горно-Алтайска" на официальном сайте ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0377300000419000082 (ред. N2) на разработку проектно-сметной документации объекта: "Строительство детского сада на 275 мест, из них 135 мест ясельных групп по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Кольцевая, 2/2". Закупка осуществляется с учетом п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
При анализе размещенной на официальном сайте ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru) информации по данному открытому конкурсу в электронной форме (конкурсной документации, проекта контракта) УФАС по РА установлено:
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила).
Пунктами 4, 9 Правил (в ред. от 30.08.2017 г.) установлено:
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
При анализе проекта муниципального контракта, размещенного в составе конкурсной документации, УФАС по РА установлено, что раздел 6 проекта муниципального контракта содержит условия об ответственности сторон:
- п. 6.4 Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: а) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
- п. 6.5 За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения проектировщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным
по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере: 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно), что составляет _________ рублей.
Согласно ст. 83.2 Закона о контрактной системе, контракт заключается по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт.
Заказчиком в нарушение требований ч. 5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта не установлены все возможные значения размеров штрафа (если поступит предложение о цене менее 3 000 000,0 руб.), предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная данным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 данного Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
УФАС по РА установлено, что в пп. 2 п. 21 Информационной карты (раздел VI конкурсной документации) заказчиком установлены требования к содержанию второй части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в том числе предоставление выписки из реестра членов саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование (далее - СРО), выданной по форме согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
При этом приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" признается утратившим силу приказ Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации". Приказом N86 изменена форма выписки из реестра членов СРО. Указанный приказ действует с 20.04.2019 г. Следовательно, заказчиком нарушены требования п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
За данные правонарушения предусмотрена ответственность по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
На основании статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 данного Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
Исходя из данной нормы КоАП РФ следует, что должностными лицами, допустившими нарушения в документации о закупке требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе, являются лица, на которых непосредственно в соответствии с внутренним локальным актом (приказом) возложена обязанность по разработке конкурсной документации.
Приказом N 6/1-ПР от 13.02.2017 г. консультант МУ "Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска" "_" включена в состав контрактной службы.
Согласно п. 3 приказа МУ "Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска" N 230 от 28.06.2019 г. "О проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку проектно-сметной документации объекта: "Строительство детского сада на 275 мест, из них 135 мест ясельных групп по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Кольцевая, 2/2" ответственным должностным лицом за разработку и представление на утверждение документации о проведении данного конкурса является консультант МУ "Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска" "_".
Таким образом, в действиях должностного лица, работника контрактной службы, консультанта МУ "Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска" "_" содержится состав нарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
29.10.2019 г. "_" в адрес УФАС по РА представлено письменное пояснение (вх. 4775), в котором указано, что начальная максимальная цена контракта превышала пять миллионов рублей (5 444 323,33), тем самым она руководствовалась только пп. "б" п. 3 постановления Правительства РФ от 30.08.2017 г. N1042, и не учла, что начальная максимальная цена контракта могла снизиться. Приказ Ростехнадзора от 16.02.2017 г. был ошибочно установлен в конкурсной документации. Вину в нарушении законодательства о контрактной системе признает.
В соответствии с положениями ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Вместе с тем, в соответствии с положениями КоАП РФ, неосторожность также является формой вины.
При таких обстоятельствах, субъективная сторона выражается виной в форме неосторожности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, не предвидело возможности наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Вина, как элемент состава административного правонарушения, характеризуется тем, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, могло предотвратить нарушение законодательства о контрактной систем, однако, по неаргументированным причинам не обеспечило исполнение требований Закона о контрактной системе, допустив их нарушение.
Факт совершения "_" административного правонарушения подтверждается протоколом по делу N 004/04/7.30-272/2019 об административном правонарушении от 31.10.2019 г., а также другими материалами дела.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Действия должностного лица, работника контрактной службы, консультанта МУ "Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска" "_" повлекли за собой нарушение установленного государством порядка осуществления закупок, в связи с чем, данное правонарушение не может расцениваться как малозначительное.
Срок давности привлечения "_" к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение законодательства о контрактной системе, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, является исполнение 23.09.2019 г. предписания от 23.08.2019 г. (вх. 4175/1), выданного УФАС по РА о внесении изменений в проект муниципального контракта в части ответственности сторон на этапе заключения его с победителем открытого конкурса в электронной форме.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, не выявлено.
Руководствуясь статьями 2.4; 7.30; 23.66; 29.9; 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
1) Признать в действиях должностного лица, работника контрактной службы, консультанта МУ "Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска" "_" состав нарушения части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, выразившегося в разработке конкурсной документации (N0377300000419000082) "Разработка проектно-сметной документации объекта: "Строительство детского сада на 275 мест, из них 135 мест ясельных групп по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Кольцевая, 2/2"" с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
2) Назначить должностному лицу, работнику контрактной службы, консультанту МУ "Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска" "_" административное наказание в виде штрафа в размере трех тысяч (3000,0) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно Федеральному закону от 29.11.2018 N 458-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", приказа ФАС России от 21.11.2016 г. N 1642/16 "О наделении и порядке осуществления центральным аппаратом ФАС России и территориальными органами ФАС России полномочий главного администратора доходов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов" штраф должен быть перечислен по платежным реквизитам:
ОКТМО 84701000,
ИНН/КПП 0411073679/041101001 УФК по Республике Алтай (Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай),
банк получателя: Отделение - НБ Республики Алтай г. Горно-Алтайск,
р/с 40101810500000010000,
код платежа 161 1 16 33040 04 6000 140,
БИК 048405001,
л/с 04771212170.
Вид платежа: "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для нужд городских округов".
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу 8 (38822) 5-11-56.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при невозможности взыскания штрафа, постановление о наложении административного штрафа направляется должностным лицом, вынесшим постановление, судебному приставу-исполнителю для обращения административного взыскания на имущество, принадлежащее лицу, привлекаемому к ответственности, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 и ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке (Горно-Алтайский городской суд) в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 15 ноября 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.11.2019