Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (_)- врио руководителя Омского УФАС России, рассмотрев материалы, свидетельствующие о признаках нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Новый Городовой" (далее - ООО "Новый Городовой", ИНН 5507213654, ОГРН 1095543030560) и обществом с ограниченной ответственностью микрокредитной компанией "ФИНКЭШ" (далее - ООО МКК "ФИНКЭШ", ИНН 5503184579, ОГРН 1185543037019) требований частей 13 и 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) из Сибирского главного управления Банка России (вх. N 9678 от 25.09.2019) и из прокуратуры Центрального административного округа г. Омска (вх. N 11370 от 15.11.2019) поступили материалы по факту размещения в газете "Ва-банк.Омск" (выпуск N 34(491) от 26.08.2019) рекламной информации следующего содержания: "ДЕНЬГИ ·с любой кредитной историей ·под залог недвижимости ·в день обращения 8-962-058-47-77 ОГРН 1185543037019 ИНН 5503184579 ООО МКК "ФИНКЭШ".
Дополнительно факт распространения указанной рекламы был зафиксирован сотрудниками Омского УФАС России в выпусках газеты "Ва-банк.Омск" N 33 (490) от 19.08.2019 и N 38 (495) от 23.09.2019 (акт осмотра от 26.09.2019).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Распространенная информация подпадает под понятие "реклама", поскольку обладает всеми ее признаками - распространена в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к ООО МКК "ФИНКЭШ" и к оказываемой им финансовой услуге - выдаче займов.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
На основании пункта 5 части 1 статьи 3 Федерального закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)") профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности (Федеральным законом от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", Федеральным законом от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах", Федеральным законом от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации").
Согласно пункту 2.2 статьи 2 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон о "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях") микрокредитная компания - вид микрофинансовой организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность с учетом установленных частями 1 и 3 статьи 12 настоящего Федерального закона ограничений, имеющей право привлекать для осуществления такой деятельности денежные средства физических лиц, являющихся ее учредителями (участниками, акционерами), а также юридических лиц.
При этом в силу части 2 статьи 5 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" юридическое лицо приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра.
Согласно имеющейся в материалах справке Отдела противодействия нелегальной деятельности Сибирского главного управления Банка России "_Информация об ООО МКК "ФИНКЭШ" (ИНН 5503184579) в Государственном реестре микрофинансовых организаций Банка России отсутствует_".
В силу части 13 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не допускается.
Кроме того, в силу части 14 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
Таким образом, в рекламе ООО МКК "ФИНКЭШ", распространенной в газете "Ва-банк.Омск" в выпусках N 33 (490) от 19.08.2019, N 34(491) от 26.08.2019, N 38 (495) от 23.09.2019 усматриваются признаки нарушения требований частей 13 и 14 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Согласно выходным данным, издателем газеты "Ва-Банкъ. Омск" является ООО "Новый Городовой". В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Исходя из определения, данного в пункте 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", ООО "Новый Городовой" является рекламораспространителем.
На запрос Омского УФАС России ООО "Новый Городовой" пояснило следующее (вх. N 10347 от 15.10.2019): "_ В день обращения в пункт приема объявлений, расположенный в торговом центре "Омский", директор ООО МКК "ФИНКЭШ" (_) предоставила оператору пункта приема объявлений копии следующих документов: Листа записи ЕГРЮЛ от 29.12.2018 г., паспорт (_), Устава, ОГРН, ИНН. Оплату всех размещений рекламного макета произвела по выданной квитанции_".
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Исходя из определения, данного в пункте 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", ООО МКК "ФИНКЭШ" является рекламодателем.
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 13 и 14 статьей 28 Федерального закона "О рекламе"
Частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" установлено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 13 статьей 28 Федерального закона "О рекламе".
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20 и 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить производство по делу N 055/05/28-998/2019 по признакам нарушения требований частей 13 и 14 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. Признать лицами, участвующими в деле:
- лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ООО "Новый Городовой" (ИНН 5507213654, ОГРН 1095543030560, адрес (место нахождения): (_));
- ООО МКК "ФИНКЭШ" (ИНН 5503184579, ОГРН 1185543037019, адрес (место нахождения): (_)).
3. Назначить дело N 055/05/28-998/2019 к рассмотрению на 05 декабря 2019 года в 15:00 часов по адресу: 644010, г. Омск, пр. К. Маркса, 12 А, к. 102.
4. ООО "Новый Городовой" и ООО МКК "ФИНКЭШ" в срок до 04 декабря 2019 года представить в адрес Управления (644010, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 12А) письменный отзыв на настоящее определение.
Одновременно предупреждаю, что непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), а равно предоставление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо предоставление недостоверных сведений (информации) влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Явка представителей ООО "Новый Городовой" и ООО МКК "ФИНКЭШ" для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.
Председатель Комиссии (_)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 20 ноября 2019 г. N 055/05/28-998/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.11.2019