по результатам рассмотрения жалобы ООО "Чистая планета" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
21.11.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего заседание Комиссии - <...>
членов Комиссии:
<...>
при участии представителей:
<...>
рассмотрев жалобы ООО "Чистая планета" от 12.11.2019 N 326/п, от 12.11.2019 N 329/п, от 13.11.2019 N 331/п на действия (бездействие) заказчика ПАО "НК "Роснефть" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по утилизации отходов бурения с последующей рекультивацией объектов временного накопления отходов бурения на территории хозяйственной деятельности ПАО "НК "Роснефть" в ХМАО-Югра (извещение N 31807377991), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступили жалобы ООО "Чистая планета" (далее - Заявитель) от 12.11.2019 N 326/п, от 12.11.2019 N 329/п, от 13.11.2019 N 331/п на действия (бездействие) заказчика ПАО "НК "Роснефть" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по утилизации отходов бурения с последующей рекультивацией объектов временного накопления отходов бурения на территории хозяйственной деятельности ПАО "НК "Роснефть" в ХМАО-Югра (извещение N 31807377991) (далее - Жалоба, Запрос предложений).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Закупочная деятельность Заказчика на момент проведения Запроса предложений регламентировалась Положением компании о закупках товаров, работ, услуг N П2-08 Р-0019, утвержденным Решением Совета директоров ОАО "НК "Роснефть" от 26.05.2015 N 230 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещениями об осуществлении закупок, документацией о закупках, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Запроса предложений, закупочная документация (далее - Извещения, Документации) размещена в единой информационной системе в сфере закупки (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) - 27.12.2018;
Дата окончания подачи заявок - 31.01.2019;
Дата рассмотрения заявок и подведения итогов Запросе предложений - 01.04.2018;
Начальная (максимальная) цена договора - по Лоту N 1- 1 972 913 037,62 рублей; по Лоту N 2 - 1 972 913 037,62 рублей; по Лоту N 3 - 1 972 913 037,62 рублей; по Лоту N 4 - 1 972 913 037,62 рублей; по Лоту N 5 - 1 972 913 037,62 рублей; по Лоту N 6 - 1 972 913 037,62 рублей.
В ходе заседания 18.11.2019 Комиссией ФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя объявлен перерыв до 21.11.2019.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы Заявителя следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя, а именно:
Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Запросе предложений;
Заказчиком ненадлежащим образом сформирован протокол подведения итогов Запроса предложений;
Заказчиком по результатам проведения Запроса предложений неправомерно заключен договор;
Заказчиком неправомерно признаны соответствующими требованиям Документации заявки участников Запроса предложений, в том числе заявка победителя закупки;
Заказчиком в проекте договора Документации неправомерно установлены требования к участникам Запроса предложений.
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Запросе предложений.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 3.2.2 Положения о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Подпунктом 3 пункта 3.2.2 Блока 2 Информационной карты Документации установлено требование о наличии у участника закупки полученного в установленном законом порядке положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект технической документации новой технологии/техники/вещества, предусматривающий их использование в планируемом месте осуществления работ, в случае использования при обращении с отходами новой технологии/техники /вещества. Основание - пункт 5 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе". В подтверждение соответствия указанному требованию участник закупки должен представить в составе заявки на участие в Запросе предложений копию положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект технической документации новой технологии/техники/вещества, предусматривающий их использование в планируемом месте осуществления работ или копию письма уполномоченного органа исполнительной власти в области экологической экспертизы о том, что проект технической документации не является объектом государственной экологической экспертизы, датированное не ранее 01.01.2015.
В соответствии протоколом об утверждении результатов отбора заявок от 31.07.2019 N ЦЗК-49.2-19-15 Заявителю отказано в допуске к участию в Запросе предложений, в том числе в связи с несоответствием требованию подпункта 3 пункта 3.2.2 Блока 2 Информационной карты Документации.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и сообщил, что Заявителем в составе заявки представлено к рассмотрению 3 технологии по утилизации отходов бурения, при этом не представлены копии положительного заключения государственной экологической экспертизы (в том числе приказа об утверждении заключения) на проект технической документации новой технологии/техники/вещества, предусматривающий их использование в планируемом месте осуществления работ или копию письма уполномоченного органа исполнительной власти в области экологической экспертизы о том, что проект технической документации не является объектом государственной экологической экспертизы.
Кроме того, в соответствии с решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.07.2019 по делу N А40-28892/19-122-274 действия Заказчика, выразившиеся в установлении требования к участникам Запроса предложений согласно подпункту 3 пункта 3.2.2 Блока 2 Информационной карты Документации, признаны правомерными.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлено иных доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы.
Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя сообщил, что Заказчиком не представлены разъяснения причин отклонения заявки Заявителя, а также в протоколе рассмотрения заявок не указаны пояснения к основаниям для отклонения заявки Заявителя.
Вместе с тем, Закон о закупках не содержит положений об обязанности Заказчика предоставлять разъяснения после окончания срока подачи заявок на участие в закупке, а также размещать пояснения по основаниям отказа участникам в допуске к участию в закупках.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком ненадлежащим образом сформирован протокол подведения итогов Запроса предложений.
В соответствии с пунктом 4 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составленные по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать, в том числе порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия.
На заседании Комиссии ФАС России установлено, что протокол подведения итогов от 30.10.2019 N ЦЗК-76.10-19-19 (далее - Протокол подведения итогов) не содержит сведений в соответствии с пунктом 4 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках, а именно сведений о ценовых предложениях участников Запроса предложений.
Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика сообщил, что Заказчиком при размещении протоколов продления сроков и подведения итогов закупки допущена техническая ошибка, а именно одновременно размещен протокол подведения итогов и протокол о продлении сроков подведения итогов Запроса предложений.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают требования части 1 статьи 2, пункта 4 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках.
Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения Запроса предложений, поскольку указанные основания не повлияли на результаты рассмотрения и оценки заявок участников Запроса предложений.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком по результатам проведения Запроса предложений неправомерно заключен договор.
В соответствии с частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
Согласно сведениям ЕИС, Протокол подведения итогов размещен 12.11.2019.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика сообщил, что договор по результатам Запроса предложений не заключен. При этом в ЕИС отсутствуют сведения о заключенном по результатам Запроса предложений договоре.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы, в связи с чем, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком неправомерно признаны соответствующими требованиям Документации заявки участников Запроса предложений, в том числе заявка победителя закупки.
В соответствии протоколом подведения итогов от 30.10.2019 N ЦЗК-76.10-19-19, победителем Запроса предложений признано ООО "Газхолодмаш".
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и сообщил, что заявка ООО "Газхолодмаш", а также заявки ЗАО "ЭКОС", ООО "Северэкосервис", ООО "Энерго-Утилизационная Компания" и ООО "Элиткомфорт" (далее - Участники) содержат все документы, предусмотренные требованиями Документации, в связи с чем, признаны соответствующими требованиям Документации.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, свидетельствующих о несоответствии заявок ООО "Газхолодмаш" и участников закупки требованиям Документации.
Учитывая изложенное, в отсутствие сведений, подтверждающих довод Жалобы, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Жалобы.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в проекте договора Документации неправомерно установлены требования к участникам Запроса предложений.
Комиссия ФАС России сообщает, что в соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений - 31.01.2019. Вместе с тем, Жалобы направлены Заявителем в ФАС России 12.11.2019 и 13.11.2019, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
На основании вышеизложенного, доводы Заявителя на положения Документации не подлежат рассмотрению Комиссией ФАС России.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобы ООО "Чистая планета" (ИНН: 7204184334, ОГРН: 1127232066026) от 12.11.2019 N 326/п, от 12.11.2019 N 329/п, от 13.11.2019 N 331/п на действия (бездействие) заказчика ПАО "НК "Роснефть" (ИНН: 7706107510, ОГРН: 1027700043502) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по утилизации отходов бурения с последующей рекультивацией объектов временного накопления отходов бурения на территории хозяйственной деятельности ПАО "НК "Роснефть" в ХМАО-Югра (извещение N 31807377991) обоснованными в части довода о ненадлежащем формировании протокола подведения итогов закупки.
Признать в действиях ПАО "НК "Роснефть" нарушения части 1 статьи 2, пункта 4 части 14 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения Запроса предложений.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 ноября 2019 г. N 223-ФЗ-1070/19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.11.2019