Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:
|
|
Председателя Комиссии: Членов Комиссии: |
<_> - заместителя руководителя Челябинского УФАС России; <_> - начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; <_> - специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; |
|
|
рассмотрев жалобу N 074/07/3-2332/2019 ООО "ЛИДЕРСТРОЙ" (далее - Заявитель) от 12.11.2019 вх. N 16300, направленная из ФАС России (поручение от 11.11.2019 N 17/98209/19), на действия заказчика Федерального государственного унитарного предприятия "Российский Федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени Академика Е.И. Забабахина" (далее - Заказчик, ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. академ. Е. И. Забабахина") при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации стадии "РД" (извещение N 31908406037), в присутствии представителя ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. академ. Е. И. Забабахина" по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "ЛИДЕРСТРОЙ" от 12.11.2019 вх. N 16300 на действия (бездействие) заказчика ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. академ. Е. И. Забабахина" при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации стадии "РД" (извещение N 31908406037) (далее - закупка).
По мнению подателя жалобы, заказчиком неправомерно определен победитель закупки, применяющий упрощенную систему налогообложения, предложивший цену заявки без НДС - 1 390 000 рублей. Тогда как, заявитель является плательщиком НДС, и в своей заявки предложил цену 1 250 000 руб. (без НДС), 1 500 000 руб. (с НДС).
Заявитель полагает, что Заказчик при подготовке Документации о закупке определил, отсутствие права применить налоговый вычет в соответствии со статьей 171 НК РФ, либо не смог сделать однозначное заключение о наличии у него такого права. Однако сведения, содержащиеся в представленных Заказчиком в составе Документации документах, свидетельствуют о наличии у него права на налоговый вычет в соответствии со ст. 171 НК РФ.
ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. академ. Е. И. Забабахина" с доводами жалобы не согласилось, представило пояснения, которые приобщены к материалам жалобы.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
В информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах Российской Федерации для размещений информации о размещении заказов http://www.zakupki.gov.ru (извещение N 31908406037) ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. академ. Е. И. Забабахина" размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации стадии "РД", а также соответствующая закупочная документация.
Предметом закупки является право заключения договора на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации стадии "РД".
Заказчик: ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. академ. Е. И. Забабахина".
Способ закупки - открытый запрос котировок в электронной форме.
Начальная (максимальная) цена договора 2 088 528 (два миллиона восемьдесят восемь тысяч пятьсот двадцать восемь) рублей 00 копеек, включая НДС.
Закупочная деятельность заказчика - РФЯЦ-ВНИИТФ регламентируется Законом о закупках и Единым отраслевым стандартом закупок Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - ЕОСЗ), утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" (протокол от 07.02.2012 г. N 37, с изменениями, утвержденными протоколом от 31.07.2019 N 120), с учетом приказов генерального директора Госкорпорации "Росатом" от 27.02.2019 N 1/191-П, от 27.06.2019 N 1/624-П, 01.08.2019 N1/787-П.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 2.3.2.1 Приложения 10 к ЕОСЗ: "При подготовке документации о закупке заказчик проводит анализ назначения приобретаемых товаров (работ, услуг) для определения права заказчика произвести налоговый вычет НДС в соответствии со ст. 171 Налогового кодекса РФ. Если заказчик имеет право применить налоговый вычет НДС в отношении приобретаемых товаров (работ, услуг), то в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений используются цены предложений участников без учета НДС.
В случае, если заказчик не имеет права применить налоговый вычет НДС, то в качестве единого базиса сравнения хреновых предложений используются цены предложений участников с учетом всех налогов, сборов и прочих расходов в соответствии с законодательством РФ. Указанный порядок подлежит применению также в случаях, когда результаты анализа целевого назначения не позволяют однозначно заключить о наличии права заказчика применить налоговый вычет НДС либо если налоговый вычет НДС применяется в отношении части приобретаемых товаров (работ, услуг).
Порядок определения и основание выбора единого базиса сравнения ценовых предложений должны быть описаны в документации о закупке. В случае отсутствия в документации о закупке правил определения базиса сравнения ценовых предложений, сравнение производится по ценам предложений участников с учетом всех налогов, сборов и прочих расходов в соответствии с законодательством РФ.".
Согласно разделу 4 Части 1 Извещения о проведении запроса котировок (Том 1 "Общая и коммерческая части"): "В качестве единого базиса сравнения ценовых предложений используются цены предложений участников с учетом всех налогов, сборов и прочих расходов в соответствии с законодательством РФ. Закупочная комиссия ранжирует заявки по цене, начиная с наименьшей, с учетом пункта 2 Постановления 925, при предоставлении приоритета. При равенстве цен заявок различных участников лучшее (более высокое) место в ранжировке получает участник, который раньше подал заявку на участие в запросе котировок.". Заказчик в закупочной документации однозначно установил единый базис сравнения ценовых предложений участников - с учетом НДС. Обязанность указывать обоснование выбора единого базиса сравнения ценовых предложений в закупочной документации у заказчика отсутствует.
Следует отметить, что основной вид деятельности заказчика - научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие (код 72.19 ОКВЭД). В соответствии с подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации освобождается от уплаты НДС. При применении налоговых вычетов, установленных статьей 171 НК РФ, на которую ссылается заявитель, необходимо учитывать нормы и положения пункта 2 статьи 170 НК РФ, в соответствии с которым суммы НДС, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для операций по реализации работ (услуг), освобождаемых от налогообложения НДС в соответствии с подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ, включаются в стоимость таких работ (услуг) и вычету не подлежат.
Таким образом, утверждение заявителя о наличии у заказчика бесспорного права на налоговый вычет в соответствии со статьей 171 НК РФ не обосновано.
Согласно пунктам 5, 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) и порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).
Следовательно, при определении в документации о закупке начальной (максимальной) цены договора заказчик должен установить одно значение такой цены для всех участников закупки (независимо от применяемой ими системы налогообложения), указав при этом содержит или нет установленная цена НДС.
При этом, наличие в документации о закупке нескольких значений начальной (максимальной) цены договора (цены лота) не соответствует положениями Закона о закупках и может привести к неоднозначному толкованию таких положений участниками закупки и необъективной оценке своих возможностей при определении в заявке ценового предложения такого участника.
В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Следует отметить, что в соответствии с письмом ФАС России N АД/66562/18 от 22.08.2018 заказчик не имеет правовых оснований производить какие-либо вычеты из ценовых предложений, применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков.
При этом в Законе о закупках отсутствуют нормы о возможности при осуществлении оценки заявок участников закупочной процедуры применения единого базиса оценки цены предложенной участником без учета НДС. Таким образом, оценка цены договора, заключаемого по результатам закупки, осуществляется в соответствии с ценой, предложенной в заявке участника.
Заказчик при определении победителя закупки должен руководствоваться положениями Закона о закупке.
Таким образом, Челябинское УФАС России считает, что жалоба ООО "ЛИДЕРСТРОЙ" является необоснованной.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя от 12.11.2019 вх. N 16300 на действия заказчика - ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. академ. Е. И. Забабахина" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 ноября 2019 г. N 074/07/3-2332/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.11.2019