Председатель Комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, И.В. Волохина - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы, рассмотрев заявление физического лица (вх. N 9797э от 16.09.2019 г.) по факту размещения рекламы в лифтах многоквартирного жилого дома по адресу г. Новосибирск, ул. Татьяны Снежиной, д.21, подъезд 2, следующего содержания: "Суши Восток Бесплатная доставка! 2 кг = 888р сушивосток.рф 248-32-07 Срок акции до 01.10.2019 г. ИНН 5404044228 ОГРН 1165476166096", с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"),
УСТАНОВИЛ:
В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. N 9797э от 16.09.2019 г.) по факту размещения рекламы в лифтах многоквартирного жилого дома по адресу г. Новосибирск, ул. Татьяны Снежиной, д.21, подъезд 2, следующего содержания: "Суши Восток Бесплатная доставка! 2 кг = 888р сушивосток.рф 248-32-07 Срок акции до 01.10.2019 г. ИНН 5404044228 ОГРН 1165476166096", с признаками нарушения Федерального закона "О рекламе".
Как указывает заявитель, согласно содержанию рекламного материала, указанная в рекламе организация до 01.10.2019 г. проводит акцию на бесплатную доставку 2 кг. суши по цене 888 руб. На официальном сайте ООО "Суши Восток" по URL адресу: https://sushivostok.com/product/set-888/ действительно указанный в рекламе товар предлагается потребителям с доставкой по цене 888 руб., однако этот же товар при условии самовывоза предлагается уже по цене 800 руб.
Соответственно потребитель, приобретая товар по акции с "бесплатной" доставкой по цене 888 руб., фактически оплачивает доставку в сумме 88 руб., что составляет разницу между стоимостью товара по акции и стоимостью этого же товара при его самовывозе (т.е. стоимостью товара если бы доставка не оплачивалась).
Заявитель полагает, что реклама ООО "Суши Восток" является недобросовестной.
В результате рассмотрения заявления, Новосибирским УФАС России установлено следующее.
В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Исходя из способа, формы, распространения, оформления, содержания вышеуказанной информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, способствует формированию интереса к рекламируемому товару и его продвижению на рынке.
Следовательно, рассматриваемая информация является рекламой по смыслу п.1 ст.3 Закона "О рекламе". Объектом рекламирования выступают интернет магазин, услуга по дистанционной продаже и доставке товаров (продуктов питания), а также акция по бесплатной доставке.
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Из рекламного объявления следует, что в магазине "Суши Восток" до 01.10.2019 г. действует акция, согласно которой при заказе порции товара 2 кг за 888 рублей, потребитель получит бесплатную услугу по доставке.
В тоже время, Актом осмотра сайта от 08.10.2019 г. зафиксировано, что в на сайте https://sushivostok.com/ (переадресация с сайта сушивосток.рф) в разделе "сеты", подразделе "Суши сет акции" имеется позиция "Сет 888", весом 2 кг. Стоимость данной позиции указана как 888 рублей с доставкой и 800 рублей при условии самовывоза.
Таким образом, стоимость, указанная в рассматриваемой рекламе, определена с учётом стоимости доставки. Следовательно, информация о "бесплатной доставке", осуществляемой в рамках акции, является недостоверной.
Исходя из изложенного, рассматриваемая реклама имеет признаки нарушения п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона "О рекламе".
Кроме того, в силу ст. 8 Закона "О рекламе", в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В рассматриваемой рекламе предлагается приобретение товара дистанционным способом. Продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (п. 2 Правил продажи дистанционным способом Утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. N 612).
В силу п. 3 ст. 497 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.
Момент заключения договора розничной купли-продажи определен в статье 493 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
В п. 2 ст. 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" закреплено, что продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. А согласно пункту 4 названной статьи при дистанционном способе продажи товара потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.
Таким образом, в данном случае у потребителя отсутствует прямой, непосредственный контакт с товаром либо его образцом до заключения договора, ознакомление товара происходит посредством изучения каталога, буклета, проспекта, фотоснимков, средств связи, в том числе на Интернет-сайте, указанном в рекламе. Указанное свидетельствует о том, что при заказе товара с доставкой у покупателя отсутствует возможность непосредственного ознакомления с товаром либо образцом товара при заключении договора купли-продажи.
Следовательно, в рассматриваемой рекламе предлагается продажа товара дистанционным способом, при этом отсутствуют сведения, указание которых обязательно в силу ст. 8 Федерального закона "О рекламе" (наименование и место нахождения юридического лица), что указывает на признаки нарушения законодательства о рекламе.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона "О рекламе" несет рекламодатель. Ответственность за нарушение требований ст. 8 несут рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно информации, представленной ООО "Суши Восток" (вх. N 12746э от 01.11.2019 г.), рассматриваемая реклама размещалась на основании договора N 1056 от 16.01.2109 г., заключенному между ООО "Суши Восток" и ООО "Компания Соболь".
Следовательно, рекламораспротранителем рассматриваемой рекламы является ООО "Компания Соболь" (630133 город Новосибирск улица В.Высоцкого 42 , ОГРН: 1075405003190, Дата присвоения ОГРН: 08.02.2007, ИНН: 5405337347, Директор: Конько Сергей Григорьевич), рекламодателем является ООО "Суши Восток" (630108 город Новосибирск улица Троллейная дом 3/1 корпус 1, ОГРН: 1165476166096, Дата присвоения ОГРН: 26.09.2016, ИНН: 5404044228, Директор: Логвинова Вера Геннадьевна).
Таким образом, в действиях ООО "Суши Восток" усматриваются признаки нарушения п. 4 ч. 3 ст. 5, ст. 8 Закона "О рекламе". В действиях ООО "Компания Соболь" усматриваются признаки нарушения ст. 8 Закона "О рекламе"
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу N 054/05/8-2263/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
- заявитель: физическое лицо <_>;
- лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ООО "Компания Соболь" (630133 город Новосибирск улица В.Высоцкого 42 , ОГРН: 1075405003190, Дата присвоения ОГРН: 08.02.2007, ИНН: 5405337347);
ООО "Суши Восток" (630108 город Новосибирск улица Троллейная дом 3/1 корпус 1, ОГРН: 1165476166096, Дата присвоения ОГРН: 26.09.2016, ИНН: 5404044228).
3. Назначить дело N 054/05/8-2263/2019 к рассмотрению на "18" декабря 2019 г. в 11:00 часов по адресу г. Новосибирск, ул. Кирова, 3, к. 1007 (предварительная регистрация в кабинете 1008).
4. ООО "Компания Соболь" до "16" декабря 2019 г. представить в адрес Новосибирского УФАС России:
- договор с рекламодателем на размещение указанной выше рекламы, а также сведения об исполнении данных договоров (акты сдачи-приемки, платежные документы), согласованные рекламные макеты;
- письменные пояснения по факту отсутствия обязательной информация о продавце товаров, установленной статьей 8 Закона "О рекламе".
- рассматриваемый рекламный плакат, размещенный в сентябре 2019 г., в натуральную величину.
- отзыв на данное определение.
5. ООО "Суши Восток" до "16" декабря 2019 г. представить в адрес Новосибирского УФАС России:
- письменные пояснения о рекламируемой акции: (приказ о проведении акции, полные условия акции, информацию о месте размещения условий акции)
- сведения о продукции, входящей в рекламируемый акционный товар (состав сета);
- отзыв на данное определение.
Документы представляются в прошитом виде в копиях, заверенных юридическим лицом, с сопроводительным письмом. В случае отсутствия какого-либо из перечисленных документов необходимы письменные пояснения.
В соответствии с ч.6 ст.19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.
В случае неявки представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, с надлежащим образом оформленной доверенностью, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, дело будет рассмотрено в отсутствии представителя. В доверенности представителя должна содержаться ссылка на представлен интересов а Антимонопольном органе (Новосибирском УФАС России) с указанием номера дела, включая право на получение приглашения на составление протокола об административном правонарушении представителя ответчика.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 18 ноября 2019 г. N 054/05/8-2263/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.11.2019