по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров
25 ноября 2019 г. г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя комиссии:
С.О.А. - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии:
П.В.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
М.Я.Е - специалист 1 разряда отдела контроля органов власти;
в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленного ООО "ЧОО "Актион" (далее - Заявитель), в присутствии представителей АО "Новорослесэкспорт" (далее - Заказчик/Организатор торгов) З.Е.Р., Г.А.В. рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора по оказанию охранных услуг для защиты объектов транспортной инфраструктуры АО "Новорослесэкспорт" от актов незаконного вмешательства, (извещение N 31908514252 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),
УСТАНОВИЛА:
Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба ООО "ЧОО "Актион" на действия АО "Новорослесэкспорт" при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора по оказанию охранных услуг для защиты объектов транспортной инфраструктуры АО "Новорослесэкспорт" от актов незаконного вмешательства (извещение N 31908514252 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).
Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.
Рассмотрение жалобы состоялось 25.11.2019 года в 11.30 часов по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.
Заявитель считает, что конкурсная документация Заказчика действия Заказчика, ограничивает количество участников закупки противоречат Положению о закупке, и нарушает часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает их несостоятельными, и просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия по делу N 023/07/3-2707/2019, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также "Положением о закупке товаров, работ, услуг ПАО "Транснефть".
13.11.2019 года Организатор торгов разместил в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, на электронной торговой площадке roseltorg.ru и сайте АО "НЛЭ" www.nle.ru конкурс в электронной форме на оказание охранных услуг для защиты объектов транспортной инфраструктуры АО "НЛЭ" от актов незаконного вмешательства (извещение N 31908514252).
Начальная (максимальная) цена договора: 80 514 000,00 руб. без НДС/ 96 616 800,00 руб. с учетом НДС.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Пунктом 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 4 Технического задания установлено, что Оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) АО "НЛЭ" от актов незаконного вмешательства (АНВ), охране имущества и материальных ценностей, а также защита охраняемых объектов от противоправных посягательств, входящих в пределы (границы) морского порта Новороссийск, ЗТК и пункт пропуска через Госграницу России.
Пунктом 9 Технического задания установлено, что на основании требований ст. 1, п. п. 7.1 Федерального закона РФ от 09 февраля 2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности": 1) Исполнителем по Договору является осуществляющее защиту ОТИ и транспортных средств от актов незаконного вмешательства подразделение ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованное для этой цели в установленном порядке юридическое лицо; 2) наличие у Исполнителя свидетельства об аккредитации юридического лица в качестве подразделения транспортной безопасности (Приказ Министерства транспорта РФ от 1 апреля 2015 г. N 145) с обязательным внесением в реестр Федерального агентства морского и речного транспорта (ФАМРТ). Данное требование не распространяется на подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта; 4) наличие лицензии на частную охранную деятельность, либо иной документ в соответствии с которым участник закупки имеет право оказывать услуги по охране объектов и имущества. (Требование о наличии лицензии применимо для участников, осуществляющих частную охранную деятельность).
Согласно статьям 27.3, 27.7, 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ) административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, изъятие вещей и документов вправе осуществлять должностные лица органов власти по указанным в названном перечне статьям, в том числе ведомственная охрана федеральных органов исполнительной власти и организаций.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" основными задачами ведомственной охраны являются: 1) защита охраняемых объектов от противоправных посягательств; 2) обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; 3) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.
В соответствии с п. 8 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности - юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Согласно п. 4 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 87 от 12.04.2010 оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями, а транспортных средств - специализированными организациями либо субъектами транспортной инфраструктуры. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств проводится в соответствии с Перечнем потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным приказом Минтранса России N 52, ФСБ России N 112, МВД России N 134 от 5 марта 2010 г., а также с применением модели нарушителя.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 г. N 678 утверждены "Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта" (далее - Требования N 678).
Согласно подпункту 3 пункта 5 Требований N 678 в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ обязаны: для защиты ОТИ от АНВ образовать (сформировать) и (или) привлечь в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план объекта транспортной инфраструктуры) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства (далее - группы быстрого реагирования) в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной части, для которых в соответствии настоящим документом устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц, транспортных средств и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных (далее - зона транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
Данными Требованиями и приведенными правовыми нормами на организации, осуществляющие услуги охраны на территории порта и транспортной инфраструктуры такие виды деятельности, как предупреждение, пресечение преступлений и административных правонарушений, осуществление поиска и задержания лиц, административное задержание, личный досмотр не возложены.
В силу п. 1 ст. 1.1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1) установлено, что частная охранная организация - организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.
Статьей 3 Закона N 2487-1 установлено, что в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг: обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных п. 7 настоящей части (п. 6); охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных ч. 3 ст. 11 настоящего Закона (п. 7).
На основании с. 11 Закона N 2487-1 оказание охранных услуг на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности.
Статьями 11.2 - 11.5 Закона N 2487-1 установлены правила лицензирования частной охранной деятельности.
Статьей 12 Закона N 2487-1 установлено, что лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество, либо нарушающее внутриобъектовый и (или) пропускной режимы, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (полицию).
В соответствии со ст. 15.1 Закона N 2487-1 частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной.
Частное подразделение транспортной безопасности, имеющее названную аккредитацию, не может стать и частной охранной организацией, в том числе получить лицензию на частную охранную деятельность - в силу запрета на осуществление частной охранной организацией любой деятельности, кроме охранной.
Исходя из изложенного, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на основании возмездного договора оказания услуг по предмету закупки может осуществляться частной охранной организацией при наличии лицензии на осуществление частной охранной деятельности, либо ведомственной охраной.
Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что протоколом Заседания конкурсной комиссии N 268/14 от 15.11.2019 Конкурсная комиссия на основании п. 3.28 "Положения о закупке товаров, работ, услуг ПАО "Транснефть" решила отменить конкурс в электронной форме на оказание охранных услуг для защиты объектов транспортной инфраструктуры АО "Новорослесэкспорт" от актов незаконного вмешательства.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЧОО "Актион" на действия АО "Новорослесэкспорт" при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора по оказанию охранных услуг для защиты объектов транспортной инфраструктуры АО "Новорослесэкспорт" от актов незаконного вмешательства, (извещение N 31908514252 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), необоснованной.
Заместитель председателя Комиссии: О.А.С.
Члены Комиссии: В.С.П.
Я.Е.М.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 ноября 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.11.2019