Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
рассмотрев жалобу СПАО "РЕСО-Гарантия" на действия заказчика Общества с ограниченной ответственностью "ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ" при проведении запроса предложений на право заключения договора страхования имущества, системы дистанционного снятия показаний приборов учета АИИСКУЭ, кабельных, воздушных линий 0,4 кВ-6( 10,35) кВ, трансформаторных подстанций 6(10)/0,4кВ, распределительных пунктов 6(10)кВ-35/6(10)кВ, центральных распределительных пунктов, подстанций 6(10)/0,4кВ 35/6(10)кВ с оборудованием в Центральном, Куйбышевском, Заводском, Новоильинском, Кузнецком и Орджоникидзевском районах г. Новокузнецка, (передача электрической энергии) (N извещения 31908413886 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru),
в присутствии:
в отсутствие:
в присутствии:
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России области поступила жалоба СПАО "РЕСО-Гарантия" (вх. N 13587э от 14.11.2019 г.) на действия заказчика Общества с ограниченной ответственностью "ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ" при проведении запроса предложений на право заключения договора страхования имущества, системы дистанционного снятия показаний приборов учета АИИСКУЭ, кабельных, воздушных линий 0,4 кВ-6( 10,35) кВ, трансформаторных подстанций 6(10)/0,4кВ, распределительных пунктов 6(10)кВ-35/6(10)кВ, центральных распределительных пунктов, подстанций 6(10)/0,4кВ 35/6(10)кВ с оборудованием в Центральном, Куйбышевском, Заводском, Новоильинском, Кузнецком и Орджоникидзевском районах г. Новокузнецка, (передача электрической энергии) (N извещения 31908413886 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru).
Заявитель сообщает следующее.
В закупке установлены критерии оценки заявок на участие в закупке и их значимость:
N п/п |
Наименование критерия оценки |
Коэффициент значимости, К |
1. |
Опыт страхования предприятий энергетической отрасли (Б 1) |
0,20(К1) |
2. |
Оперативность выплат по страховым случаям (Б2) |
0,20(К2) |
3. |
Формы, сроки, порядок оплаты страховой премии (БЗ) |
0,20(КЗ) |
4. |
Условия покрытия убытков (Б4) |
0,10(К4) |
5. |
Величина и вид франшизы (Б5) |
0,10(К5) |
6. |
Виды страховых рисков (Б6) |
0,10(К6) |
7. |
Цена договора (Б7) |
0,05(К7) |
8. |
Страхование имущества с 01.01.2020 г.(Б8) |
0,05(К8) |
|
Итого: |
1,00 |
Оценка и сопоставление конкурсных заявок осуществляется конкурсной комиссией исходя из содержания и значимости критериев в следующем порядке.
Оценка и сопоставление предложений осуществляется по балльной системе оценки показателей.
Наименование критерия оценки |
Количество баллов |
Опыт страхования предприятий энергетической отрасли (К1) |
От 1 до 10 |
Оперативность выплат по страховым случаям (К2) |
От 1 до 10 |
Формы, сроки, порядок оплаты страховой премии (КЗ) |
От 1 до 10 |
Условия покрытия убытков (К4) |
От 1 до 10 |
Величина и вид франшизы (К5) |
От 1 до 10 |
Виды страховых рисков (Кб) |
От 1 до 10 |
Цена договора (К7) |
От 1 до 10 |
Страхование имущества с 01.01.2020 г. (К8) |
От 1 до 10 |
Итоговый балл оценки по каждой заявке рассчитывается по формуле:
ИтБ=Б 1 хК 1 +Б2хК2+БЗхКЗ+Б4хК4+Б5хК5+Б6хК6+Б7К7+Б8К8 где:
Б1, Б2, БЗ, Б4, Б5, Б6, Б7, Б8- количество баллов по соответствующему критерию оценки.
Kl, К2, КЗ, К4, К5, Кб, К7, К8 - коэффициент значимости соответствующего показателя критерия оценки.
Оценка и сопоставление заявок осуществляется комиссией исходя из содержания и значимости вышеперечисленных критериев.
На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе каждой заявке относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, как это зафиксировано в "Журнале регистрации поступления заявок на участие в конкурсе".
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора в заявке на участие в конкурсе и которому присвоен первый номер.
При этом в документации отсутствует и не установлена какая- либо объективная зависимость присвоения баллов по показателям от содержания предложения участника по показателю, в частности потенциальным участникам неизвестно какие именно показатели должна содержать заявка для получения максимального балла по критерию.
Заказчик субъективно и руководствуясь непонятно какими соображениями определял предложение участника достойным конкретного балла.
Таким образом, порядок оценки выражен в субъективном соотнесении предложений участников (ООО "СК "Согласие" и СПО "РЕСО-Гарантия"), которые оценены в баллах от 1 до 10.
Субъективный порядок оценки заявок запрещен, что подтверждается многочисленными решениями ФАС России и судов (например, определение Верховного Суда РФ от 17.08.2015 N 305-КГ15-11045 по делу N А40-61437/2014, Решение ФАС России от 12.07.2019 N 223-ФЗ-756/19) и нарушает часть 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ.
Жалоба СПАО "РЕСО-Гарантия" подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.
Общество с ограниченной ответственностью "ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ" представило следующие возражения на жалобу.
В своей жалобе СПАО "РЕСО Гарантия" указывает, что нарушено требование федерального законодательства о прозрачности закупок (часть 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ). По его мнению, присвоение баллов по критериям оценки заявок носит субъективный характер, и участникам закупки зависимость присвоения баллов по показателям от содержания предложения неизвестна.
В соответствии с частью 6 статьи 3 "Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления
заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора".
В документации о закупке N 70 были установлены следующие критерии и правила
оценки:
N п/п |
Наименование критерия оценки |
Коэффициент значимости, К |
1. |
Опыт страхования предприятий энергетической отрасли (Б 1) |
0,20(К1) |
2. |
Оперативность выплат по страховым случаям (Б2) |
0,20(К2) |
3. |
Формы, сроки, порядок оплаты страховой премии (БЗ) |
0,20(КЗ) |
4. |
Условия покрытия убытков (Б4) |
0,10(К4) |
5. |
Величина и вид франшизы (Б5) |
0,10(К5) |
6. |
Виды страховых рисков (Б6) |
0,10(К6) |
7. |
Цена договора (Б7) |
0,05(К7) |
8. |
Страхование имущества с 01.01.2020 г.(Б8) |
0,05(К8) |
|
Итого: |
1,00 |
Оценка и сопоставление заявок осуществляется комиссией исходя из содержания и значимости критериев в следующем порядке:
Оценка и сопоставление предложений осуществляется по балльной системе оценки показателей.
Наименование критерия оценки |
Количество баллов |
Опыт страхования предприятий энергетической отрасли (К1) |
От 1 до 10 |
Оперативность выплат по страховым случаям (К2) |
От 1 до 10 |
Формы, сроки, порядок оплаты страховой премии (КЗ) |
От 1 до 10 |
Условия покрытия убытков (К4) |
От 1 до 10 |
Величина и вид франшизы (К5) |
От 1 до 10 |
Виды страховых рисков (Кб) |
От 1 до 10 |
Цена договора (К7) |
От 1 до 10 |
Страхование имущества с 01.01.2020 г. (К8) |
От 1 до 10 |
Итоговый балл оценки по каждой заявке рассчитывается по формуле:
ИтБ=Б1хК1+Б2хК2+Б3хК3+Б4хК4+Б5хК5+Б6хК6+Б7К7+Б8К8 где:
Б1, Б2, Б3, Б4, Б5, Б6, Б7, Б8- количество баллов по соответствующему критерию оценки.
К1, К2, К3, К4, К5, К6, К7, К8 - коэффициент значимости соответствующего показателя критерия оценки.
Оценка и сопоставление заявок осуществляется комиссией исходя из содержания и значимости вышеперечисленных критериев.
На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе каждой заявке относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, как это зафиксировано в "Журнале регистрации поступления заявок на участие в конкурсе".
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора в заявке на участие в конкурсе и которому присвоен первый номер.
В соответствии с указанными условиями, каждый из критериев объективен, в том числе, может быть измерен или выражен численно, в связи с чем, по каждому из них можно сравнить предложения и определить объективно лучшее. Для участия в закупке согласно протоколу рассмотрения заявок, было направлено две заявки, причем комиссией были сопоставлены объективно по каждому из критериев именно эти две поступившие заявки, в протоколе лучшему из двух предложений по конкретному критерию присвоено 10 баллов, отличающемуся в худшую сторону - на один-два балла меньше (в зависимости от существенности отличия), при равных условиях обеим заявкам присвоено 10 баллов.
Соответственно, в данном случае субъективность и непрозрачность оценки отсутствует, и каждый имеет возможность сравнить условия представленных заявок и определить, в которой по данному критерию содержатся более выгодные для общества условия.
В частности, по критерию оценки "Величина и вид франшизы (К5)" заявке ООО "Страховая компания "Согласие" было присвоено 10 баллов, поскольку в ней было установлено отсутствие франшизы. Франшиза в страховании - это предусмотренное условиями страхования освобождение страховщика от возмещения оговорённой части убытков страхователя, и в данном случае по условиям ООО "Страховая компания "Согласие" предполагалось возмещение Обществу при наступлении страхового случая убытков в полном размере. В то же время, в заявке СПАО "РЕСО Гарантия" была установлена безусловная франшиза в размере 150 000 рублей по всем рискам (то есть, на эту часть возможных убытков Общества при наступлении страхового случая страховое возмещение не распространяется), что существенно, в связи с чем, по данному критерию присвоено 8 баллов.
По критерию оценки "Цена договора (К7)" заявке ООО "Страховая компания "Согласие" было присвоено 10 баллов - поскольку была указана наименьшая цена из двух представленных заявок (36 200 000 рублей за весь срок страхования), заявке СПАО "РЕСО Гарантия" было присвоено 9 баллов, поскольку была указана следующая по величине цена из двух представленных заявок (36 499 980 рублей за весь срок страхования).
По критерию оценки "Страхование имущества с 01.01.2020 г. (К8)" обоими участниками были предложены равные условия (подтверждена готовность осуществить страхование имущества с указанной даты). В связи с этим, обеим заявкам по указанному критерию присвоено по 10 баллов.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
Заказчиком ООО "ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса предложений на право заключения договора страхования имущества, системы дистанционного снятия показаний приборов учета АИИСКУЭ, кабельных, воздушных линий 0,4 кВ-6 (10,35) кВ, трансформаторных подстанций 6(10)/0,4кВ, распределительных пунктов 6(10)кВ-35/6(10)кВ, центральных распределительных пунктов, подстанций 6(10)/0,4кВ 35/6(10)кВ с оборудованием в Центральном, Куйбышевском, Заводском, Новоильинском, Кузнецком и Орджоникидзевском районах г. Новокузнецка, (передача электрической энергии) (N извещения 31908413886).
Начальная (максимальная) цена договора - 48 000 000,00 руб.
Запрос предложений проводится в рамках положений Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223 - ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
ООО "ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ" осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и в соответствии с Положением о закупках ООО "ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ", утвержденным протоколом общего собрания участников ООО "ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ" N 25 от "28" декабря 2018 г (далее - Положение).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" целями регулирования настоящего Федерального закона является, в частности, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно п. 3 Документации о закупке в форме запросе предложений N 70, утвержденной генеральным директором ООО "УК "НовокузнецкЭнерго" на основании устава и договора о передаче полномочий единоличного исполнительно органа И.Ю. Карташевым (далее - Документация о закупке), установлены следующие критерии оценки и сопоставления заявок:
N п/п |
Наименование критерия оценки |
Коэффициент значимости, К |
1. |
Опыт страхования предприятий энергетической отрасли (Б 1) |
0,20(К1) |
2. |
Оперативность выплат по страховым случаям (Б2) |
0,20(К2) |
3. |
Формы, сроки, порядок оплаты страховой премии (БЗ) |
0,20(КЗ) |
4. |
Условия покрытия убытков (Б4) |
0,10(К4) |
5. |
Величина и вид франшизы (Б5) |
0,10(К5) |
6. |
Виды страховых рисков (Б6) |
0,10(К6) |
7. |
Цена договора (Б7) |
0,05(К7) |
8. |
Страхование имущества с 01.01.2020 г.(Б8) |
0,05(К8) |
|
Итого: |
1,00 |
Оценка и сопоставление конкурсных заявок осуществляется конкурсной комиссией исходя из содержания и значимости критериев в следующем порядке.
Оценка и сопоставление предложений осуществляется по балльной системе оценки показателей.
Наименование критерия оценки |
Количество баллов |
Опыт страхования предприятий энергетической отрасли (К1) |
От 1 до 10 |
Оперативность выплат по страховым случаям (К2) |
От 1 до 10 |
Формы, сроки, порядок оплаты страховой премии (КЗ) |
От 1 до 10 |
Условия покрытия убытков (К4) |
От 1 до 10 |
Величина и вид франшизы (К5) |
От 1 до 10 |
Виды страховых рисков (Кб) |
От 1 до 10 |
Цена договора (К7) |
От 1 до 10 |
Страхование имущества с 01.01.2020 г. (К8) |
От 1 до 10 |
Итоговый балл оценки по каждой заявке рассчитывается по формуле:
ИтБ=Б 1 хК 1 +Б2хК2+БЗхКЗ+Б4хК4+Б5хК5+Б6хК6+Б7К7+Б8К8 где:
Б1, Б2, БЗ, Б4, Б5, Б6, Б7, Б8- количество баллов по соответствующему критерию оценки.
Kl, К2, КЗ, К4, К5, Кб, К7, К8 - коэффициент значимости соответствующего показателя критерия оценки.
Оценка и сопоставление заявок осуществляется комиссией исходя из содержания и значимости вышеперечисленных критериев.
На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе каждой заявке относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, как это зафиксировано в "Журнале регистрации поступления заявок на участие в конкурсе".
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора в заявке на участие в конкурсе и которому присвоен первый номер.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в запросе предложений от 05.11.2019 г., на участие было подано две заявки (СПАО "РЕСО-Гарантия", ООО "СК "Согласие").
Участникам присвоены следующие оценки по критериям:
СПАО"РесоГарантия"ИтБ=9х0,2+8х0,2+10х0,2+8х0,1+8х0,1+10х0,1+9х0,05+1 0х0,05=8,95
ООО"СК"Согласие"ИтБ=10х0,2+10х0,2+10х0,2+10х,01+10х0,1+10х0,1+10х0,0 5+10х0,05=10.
Таким образом, победителем признано ООО "СК"Согласие", однако, из документации о закупке и протокола оценки не предоставляется возможным определить правомерность присвоения баллов участникам исходя из следующего.
Согласно пп. 13 п. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В силу пп. 14 п. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в документации о конкурентной закупке должны быть указаны порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Однако, Комиссия считает, что пункт 3 закупочной документации не является порядком оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, наличие которого требуется в соответствии с пп.14 п.10 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Из установленных критериев оценки не следует, каким образом, в каких случаях назначается конкретное количество баллов участникам.
Например, опыт оценивается от 1 до 10 баллов, однако, не установлено, сколько баллов получит участник с опытом 1 год или 10 лет. Аналогичная ситуация с иными критериями оценки.
Следовательно, начисление баллов участника зависит от субъективного мнения членов закупочной комиссии, что противоречит ч.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", согласно который при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Таким образом, в закупочной документации рассматриваемого запроса предложений фактически отсутствует порядок оценки и сопоставления заявок, что противоречит пп.14 п.10 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Учитывая изложенное, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком допущено нарушение порядка организации и проведения торгов.
На основании данным с ЕИС Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что договор между победителем запроса предложений и Заказчиком не заключен.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу СПАО "РЕСО-Гарантия" на действия заказчика Общества с ограниченной ответственностью "ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ" при проведении запроса предложений на право заключения договора страхования имущества, системы дистанционного снятия показаний приборов учета АИИСКУЭ, кабельных, воздушных линий 0,4 кВ-6( 10,35) кВ, трансформаторных подстанций 6(10)/0,4кВ, распределительных пунктов 6(10)кВ-35/6(10)кВ, центральных распределительных пунктов, подстанций 6(10)/0,4кВ 35/6(10)кВ с оборудованием в Центральном, Куйбышевском, Заводском, Новоильинском, Кузнецком и Орджоникидзевском районах г. Новокузнецка, (передача электрической энергии) (N извещения 31908413886 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru) обоснованной.
2. Выдать организатору торгов Обществу с ограниченной ответственностью "ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ" предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 25 ноября 2019 г. N 054/01/18.1-2333/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.11.2019