Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии:
рассмотрев жалобу ООО "Промтрейдинг" (далее - заявитель) на действия ПАО "МРСК Центра" (далее - заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку средств защиты и приспособлений для нужд ПАО "МРСК Центра" (филиалов "Белгородэнерго", "Брянскэнерго", "Воронежэнерго", "Костромаэнерго", "Курскэнерго", "Липецкэнерго", "Орёлэнерго", "Смоленскэнерго", "Тамбовэнерго", "Тверьэнерго" и "Ярэнерго") и ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиалов "Владимирэнерго", "Ивэнерго", "Калугаэнерго", "Кировэнерго", "Мариэнерго", "Нижновэнерго", "Рязаньэнерго", "Тулэнерго" и "Удмуртэнерго") (реестровый N 31908349526, лот N 16) (далее - Закупка),
в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Действия (бездействие) заказчиков, комиссии по осуществлению закупок по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4 - 6 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках отдельными юридическими лицами), обжалуются в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 пункту 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в административном порядке осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В свою очередь, Законом о закупках провозглашены принципы, которым должны соответствовать действия заказчика при проведении конкурентной процедуры в порядке регулирования указанного закона. К таковым относятся принцип информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Комиссия Управления, рассмотрев жалобу заявителя, приняла решение о признании ее необоснованной.
Заказчиком ПАО "МРСК Центра" было размещено извещение N 31908349526 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения Ддоговоров на поставку средств защиты и приспособлений для нужд ПАО "МРСК Центра" (филиалов "Белгородэнерго", "Брянскэнерго", "Воронежэнерго", "Костромаэнерго", "Курскэнерго", "Липецкэнерго", "Орёлэнерго", "Смоленскэнерго", "Тамбовэнерго", "Тверьэнерго" и "Ярэнерго") и ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиалов "Владимирэнерго", "Ивэнерго", "Калугаэнерго", "Кировэнерго", "Мариэнерго", "Нижновэнерго", "Рязаньэнерго", "Тулэнерго" и "Удмуртэнерго").
В соответствии с протоколом очного заседания Конкурсной комиссии по рассмотрению общих частей заявок участников от 29.10.2019 N 0368-ИА-19-1 по лоту N 16 на основании подпункта (б) пункта 5.4.5 конкурсной документации Заявка ООО "Промтрейдинг" отклонена, поскольку, как указано в протоколе, общая часть Заявки не отвечает требованию конкурсной документации в части предоставления документа, предусмотренного пунктом (м) Приложения N 2 к части IV "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ", не отвечающего требованиям документации:
- банковской гарантией не обеспечен случай уклонения участника закупки от заключения договора, предусмотренный требованием пункта 3.6.4 части I "ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКУПКИ";
- в банковской гарантии отсутствует обязательство принципала, надлежащее исполнение которого обеспечивается банковской гарантией, представить заказчику подписанный со своей стороны договор в случаях, если принципал представит лучшее после победителя предложение, при условии, что победитель уклонился от подписания договора и принято решение о его заключении с принципалом, либо будет признан единственным участником, допущенным к участию в закупке, при условии, что будет принято решение о заключении договора с таким участником, предусмотренные требованием подпункта 6 пункта 3.6.11 части I "ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКУПКИ".
- в банковской гарантии отсутствует соответствие требованию, установленному подпунктом 8 пункта 3.6.11 части I "ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКУПКИ", а именно: условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет Организатора;
- в банковской гарантии отсутствует соответствие требованию, установленному подпунктом 14 пункта 3.6.11 части I "ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКУПКИ, а именно: условие о праве Организатора на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем 5 рабочих дней не исполнено требование Организатора об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии;
- в банковской гарантии отсутствует соответствие требованию, установленному подпунктом 13 пункта 3.6.11 части I "ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКУПКИ", а именно: условие, согласно которому срок для совершения платежа по банковской гарантии в пользу Бенефициара должен составлять не более 5 рабочих дней с момента предоставления Гаранту требования Бенефициара".
Как указывает заявитель, к заявке ООО "Промтрейдинг" приложило договор банковской гарантии N 499120-5d от 14 октября 2019 года, заключенный между ООО "Промтрейдинг" (Принципал) и АКБ "Абсолют Банк", в соответствии с которой был указан следующий случай применения банковской гарантии: отказ Принципала в случае признания Принципала победителем конкурса заключить Договор в порядке, установленной конкурсной документацией.
Однако как установлено Комиссией Управления, заказчиком в обоснование отклонения заявки участника закупки положены и иные основания признания банковской гарантии, несоответтсвующей требованиям документации, которые заявителем фактически не оспариваются, доказательств соответствия в материалы дела не представлено.
Согласно пункту 25 статьи 3.2. Закона о закупках заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения.
Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 Закона о закупках.
Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.
Действующие антимонопольное законодательство не запрещает Заказчику устанавливать законные условия банковской гарантии, которые снижают риски невыплат денежных средств по обязательствам участника и гарантируют возможность их беспроблемного взыскания.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Таким образом, допуск предложения заявителя жалобы, не соответствующего требованиям документации, по смыслу пункта 2 части 1 статьи З Закона о закупках привел бы к нарушению принципов равноправия, справедливости, отсутствию дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к другим участникам закупки.
Требование по условиям Банковской гарантии в установленном виде размещено в ЕИС и было предъявлено в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры, что соответствует установленным частью статьи 3 Закона о закупках принципам информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки, а также положениям части 6 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона о том, что требования, предъявляемые к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.
Таким образом, следует констатировать, что условия закупочной документации были определены заказчиком и не оспаривались заявителем до окончания срока подачи заявок. Спорное условие к банковской гарантии также было установлено заказчиком, с которым общество заблаговременно должно было ознакомиться, а равно представить обеспечительный документ, соответствующий документации. Однако в настоящем случае, Комиссией Управления установлен факт несоответствия банковской гарантии требованиям документации, а заявителем обратное не доказано.
Соответственно, Комиссия Управления соглашается с доводами заказчика о наличии у него оснований для признания заявки заявителя, несоответствующей.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действия заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.
При этом, границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
На основании изложенного Комиссия приняла решение признать жалобу заявителя необоснованной.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Промтрейдинг" (ИНН 1215202954) на действия ПАО "МРСК Центра" (ИНН 6901067107) при проведении закупки необоснованной.
Снять ограничение на размещение торгов, наложенное письмом Московского УФАС России от 14.11.2019 N ПО/60406/2019.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 ноября 2019 г. N 077/07/00-14725/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.11.2019