Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
С<...> - заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
<...> - главный специалист отдела контроля органов власти;
Д<...> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
с участием представителей:
от ООО "Рубикон +" (ИНН 2221202249, ОГРН 1122225018860) - Б<...> (директор),
от ФГБОУ ВО "Алтайский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, котировочной комиссии - Ч<...> (по доверенности от 29.07.2019 г.),
рассмотрев жалобу ООО "Рубикон+" (вх. N 1914310 от 28.10.2019) на действия котировочной комиссии ФГБОУ ВО "Алтайский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации при проведении запроса котировок в электронной форме N 31908381993 на поставку светильников,
УСТАНОВИЛА:
28.10.2019 в управление ФАС по Алтайскому краю поступила жалоба ООО "Рубикон+" (вх. N 1914310 от 28.10.2019) на действия котировочной комиссии ФГБОУ ВО "Алтайский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации при проведении запроса котировок в электронной форме N 31908381993 на поставку светильников.
Из содержания жалобы следует, что 09.10.2019 г. ФГБОУ ВО "Алтайский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 31908381993 на поставку светильников.
14.10.2019 г. и 16.10.2019 г. заказчиком в извещение о проведении вышеуказанной закупки вносились изменения.
По итогам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в электронной форме на поставку светильников (протокол рассмотрения заявок от 22.10.2019 г.) комиссией принято решение о несоответствии заявки ООО "Рубикон+" требованиям пп.2 п. 22, п. 19 информационной карты извещения, по причине того, что участником закупки не учтены изменения в извещение, опубликованные в ЕИС 16.10.2019 г.
По мнению подателя жалобы, отклонение заявки по данному основанию нарушает порядок проведения торгов, предусмотренный ст. 3, ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Из жалобы ООО "Рубикон+" следует, что заказчиком нарушен п. 1 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", ввиду установления организатором торгов, требований к техническим характеристикам (раздел 4 Технической части извещения запроса котировок в электронной форме) - масса светильников не может составлять "не более 0,3 кг".
Кроме того, по мнению подателя жалобы, при проведении запроса котировок организатором торгов ненадлежащим образом вносились изменения в извещение, что привело к нарушению порядка определения победителя запроса котировок и нарушению принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Представитель ФГБОУ ВО "Алтайский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации представила письменные возражения и пояснила, что 16.10.2019 организатором торгов внесены изменения в закупочную документацию в количество светильников, так как обоснование цены, указанное заказчиком в разделе 7 извещения "Сведения о начальной максимальной цене договора и единой расценки товара" рассчитано исходя из 80, 264 и 40 штук заявленного заказчиком типа светильника.
Соответственно в ЕИС размещена действующая редакция извещения от 09.10.2019 г. с учетом двух изменений в действующей редакции от 14.10.2019 г. и 16.10.2019 г.
Двумя участниками указанные изменения были не учтены при подаче заявок для участия в оспариваемой закупке, в связи с чем были отклонены котировочной комиссией.
Представитель ООО "Магнат" возражал против удовлетворения жалобы ООО "Рубикон+" и пояснил, ООО "Магнат" была подана заявка для участия в оспариваемой закупке, заявка общества подана в соответствии с требованиями закупочной документации и техническим заданием с учетом всех изменений вносимых организатором закупки, ООО "Магнат" готово поставить товар в соответствии с техническим заданием.
В соответствии с ч. 14.1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" рассмотрение жалобы откладывалось до 18.11.2019 в 15 ч. 00 мин.
18.11.2019 на заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю представитель ООО "Рубикон+" на доводах жалобы настаивал, представитель ФГБОУ ВО "Алтайский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации возражал против удовлетворения заявленных требований.
18.11.2019 г. в адрес антимонопольного органа от ООО "Магнат" поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей.
Изучив предоставленные сторонами доказательства и документы, имеющие отношение к содержанию жалобы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Исходя из положений части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.
Из части 5 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Фз "О защите конкуренции" следует, что в случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в соответствии с настоящим порядком допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.
Жалоба ООО "Рубикон+" соответствует требованиям ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
09.10.2019 г. ФГБОУ ВО "Алтайский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 31908381993 на поставку светильников.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 22.10.2019 г. для участия в оспариваемой закупке подано три заявки, две из которых отклонены ввиду несоответствия требованиям, а именно: пп.2 п. 22, п. 19 информационной карты извещения (участниками закупки не учтены изменения, внесенные заказчиком в извещение и опубликованные в ЕИС 16.10.2019).
В ходе рассмотрения жалобы ООО "Рубикон+" Комиссией УФАС по Алтайскому краю установлено, что на момент рассмотрения жалобы на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликованы следующие действующие редакции извещения: извещение о проведении запроса котировок в электронной форме поставка светильников (65_светильники_ЕИС.docx), изменения в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме поставка светильников (Извещение_изменение_65_Светильники.docx), изменения в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме поставка светильников (Извещение_изменение_65_Светильники_2.docx).
При этом из текста изменений (Извещение_изменение_65_Светильники.docx) следует, что "в соответствии с пунктом 19 информационной карты извещения о проведении запроса котировок в электронной форме заказчик вносит следующие изменения в извещение изменения в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме "ПОСТАВКА СВЕТИЛЬНИКОВ", номер извещения в ЕИС 31908381993 от 09.10.2019 года", из текста изменений (Извещение_изменение_65_Светильники_2.docx) следует, что "в соответствии с пунктом 19 информационной карты извещения о проведении запроса котировок в электронной форме заказчик вносит следующие изменения (исправление ошибки в указании количества светильников) в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме "ПОСТАВКА СВЕТИЛЬНИКОВ", номер извещения в ЕИС 31908381993 от 09.10.2019 года.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Заказчик размещая 16.10.2019 действую редакцию закупочной документации без изменений и две действующие редакции изменений создал правовую неопределенность и тем самым нарушил права потенциальных претендентов и участников закупки (в том числе ООО "Рубикон+"), лишая их возможности сформировать свои предложения (заявки для участия в закупке) с учетом требований действующего технического задания, что привело к нарушению порядка организации и проведения закупки, в том числе п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Кроме того, согласно ч. 13 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать, среди прочего, следующие сведения: основания отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.
На заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю установлено, что в протоколе рассмотрения заявок на участие в запросе котировок от 22.10.2019 г. в качестве основания для отклонения заявки ООО "Рубикон+" указано следующее "комиссией принято решение о несоответствии заявки ООО "Рубикон+" требованиям пп.2 п. 22, п. 19 информационной карты извещения, по причине того, что участником закупки не учтены изменения в извещение, опубликованные в ЕИС 16.10.2019".
При этом, указанный протокол содержит лишь общие формулировки о причинах отклонения заявки без обоснования принятия решения, в частности, в протоколе отсутствуют сведения о том, каким именно техническим характеристикам, установленным с учетом изменений в извещение не соответствует заявка ООО "Рубикон+", что приводит к нарушению ч. 13 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Довод подателя жалобы ООО "Рубикон+" о том, что заказчиком нарушен п. 1 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", ввиду установления организатором торгов, требований к техническим характеристикам (раздел 4 Технической части извещения запроса котировок в электронной форме) - масса светильников не может составлять "не более 0,3 кг" Комиссией УФАС по Алтайскому краю не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик; место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги; сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота); форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги; порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей); порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке; место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Таким образом, заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и её состав в соответствии с его потребностью в том или ином товаре.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в Положение о закупках (равно как и в документацию для проведения запроса котировок) конкретных требований к товару, работам, услугам, являющихся значимыми именно для заказчика.
Из положений Закона о закупках следует, что заказчик осуществляет закупку в целях удовлетворения собственных нужд исходя из существующих потребностей, следовательно, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации вправе установить требование о необходимости поставки товара массой "не более 0,3 кг", отвечающее текущим потребностям.
Согласно ч. 3.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь положениями ч. 20 ст. 18.1, ч. 3.1 ст. 23 Федерального закона "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Рубикон+" обоснованной.
Выдать заказчику ФГБОУ ВО "Алтайский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации предписание о прекращении нарушения порядка проведения торгов путем аннулирования запроса котировок в электронной форме N 31908381993 на поставку светильников.
Решение Комиссии может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 18 ноября 2019 г. N 022/07/3-915/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.11.2019