Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
при участии представителя ГБУ "Жилищник Головинского района" - <...> (по доверенности от 05.09.2018 N 030),
в отсутствие представителей <...> (извещены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 11.07.2019 N ПО/34657/19),
рассмотрев жалобу <...> (далее - Заявитель) на действия
ГБУ "Жилищник Головинского района" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку электротехнического товара для выполнения работ по адресу: Флотская ул. д. 24 в рамках капитального ремонта домов Головинского района в 2019 году (реестровый N 31908011117) (далее - Аукцион),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
Согласно доводам жалобы, установленная Заказчиком Аукционная документация противоречит требования Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу
о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи
3 Закона о закупках.
Комиссия, рассмотрев указанные доводы Заявителя, соглашается с ним о том, что требования Заказчика сформированы таким образом, при котором участнику затруднительно подать надлежащую заявку.
В рассматриваемом случае дополнительным барьером для подачи заявки является отсутствие возможности корректного копирования требований к товарам в Форме 2.
Установленная Заказчиком Форма 2 опубликована в ЕИС в формате PDF. Комиссия отмечает, что помимо заполнения самой таблицы, выполнить копирование в том виде, в котором Форма 2 установлена в Аукционной документации не представляется возможным. Так, участнику требуется перепечатывать все технические характеристики требуемого при выполнении работ товара, а учитывая их объем, вероятность допустить ошибку при ее заполнении возрастает, что свидетельствует о направленных действиях Заказчика для ограничения количества участников Аукциона.
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Во исполнение приведенной нормы права Заказчиком разработана
и утверждена Аукционная документация, в которой им предъявлены требования
к функциональным и техническим характеристикам товаров, для выполнения работ.
В соответствии с п. 6.1. статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, а именно в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
Документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования. Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в торгах, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.
В этой связи представляется возможным сделать вывод, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования к участникам закупки.
Способ же изложения требований, допущенный Заказчиком в настоящем деле, в том числе инструкция по заполнению заявки, не позволяет идентифицировать надлежащую потребность Заказчика и, как следствие, провоцирует допущение участником Аукциона ошибок при заполнении заявки.
Подобное составление Аукционной документации вводит участников Аукциона в заблуждение относительно технических характеристик заявленного товара, предоставляя Заказчику возможность манипулировать результатами проводимой закупки в собственных интересах.
Комиссия Управления также отмечает, что положения Закона о закупках не обязывают участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки. В связи с чем требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Названный правовой подход, изложенный в п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16, подержан Верховным Судом РФ в решении от 09.02.2017 по делу N АКПИ16-1287, в котором Суд указал, что желание заказчика требовать от участника закупки подробного описания в заявке различных показателей значения товара, в том числе и те, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства фактически направлены на создание неравных условий для участников закупки, что не соответствует принципу обеспечения конкуренции, закрепленному в статье 8 Закона о контрактной системе.
Комиссия также отмечает, что допустимым может являться, например, установление в документации условий, при которых участники закупки вправе предоставить в составе заявки свое согласие на выполнение работ, с использованием товаров, в соответствии с требованиями документации, а именно конкретными показателями, которые заказчик сформировал на основании своей потребности в Техническом задании.
На основании изложенного, учитывая то обстоятельство, что Аукционная документация Заказчика в настоящем случае носила необъективный характер и содержала нестандартные показатели, определяющие потребности Заказчика, способные привести к искусственному сужению количества потенциальных участников Аукциона ввиду разрешения вопроса о допуске поданных им заявок исключительно на основании субъективного усмотрения самого Заказчика, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения требований п. 2 ч. 1 ст. 3, пп. 1-3 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, а Аукционная документация подлежит корректировке в целях упорядочивания Заказчиком требований в соответствии собственной потребностью и обеспечения ясного и четкого отражения требований
к содержанию заявок участников Аукциона.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия ГБУ "Жилищник Головинского района" (ИНН: 7743944971, ОГРН: 5147746284802) при проведении Аукциона обоснованной.
Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3,
пункта 6.1 статьи 3, пунктов 1-3 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 077/07/00-5372/2019 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
15.07.19 |
г. Москва |
|
|
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 15.07.2019 по делу N 077/07/00-5372/2019,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ГБУ "Жилищник Головинского района" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку электротехнического товара для выполнения работ по адресу: Флотская ул. д. 24 в рамках капитального ремонта домов Головинского района в 2019 году (реестровый
N 31908011117) (далее - Аукцион), устранить допущенные нарушения, а именно:
Заказчику отменить все протоколы, составленные в ходе проведения конкурентной процедуры.
Заказчику вернуть всем участникам ранее поданные заявки на участие
в Аукционе с указанием о возможности повторной подачи заявки.
Заказчику внести изменения в Аукционную документацию в соответствии с решением Комиссии Управления от 15.07.2019 по делу N 077/07/00-5372/2019, предусмотреть возможность подачи участниками Аукциона согласия на выполнение работ материалами, соответствующими требованиям Формы 2,
не предоставляя конкретные значения товара.
Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях
в Единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Заказчику разместить в ЕИС информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, новой дате рассмотрения заявок на участие
в Аукционе и подведения итогов.
Заказчику после исполнения вышеуказанных положений предписания продолжить процедуру в соответствии с требованиями Аукционной документации, Положения заказчика о закупках, а также с действующим законодательством.
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 23.12.2019.
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 25.12.2019 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 ноября 2019 г. N 077/07/00-5372/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.11.2019