Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>
при участии представителей:
от ООО "ЦСТЭ-ГК":<...>
от ГАУК г. Москвы "ЦПКиО им. М. Горького":<...>
рассмотрев жалобу ООО "ЦСТЭ-ГК" (далее также - Заявитель, Общество) на действия ГАУК г. Москвы "ЦПКиО им. М. Горького" (далее также - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по уборке туалетных комнат на территории Государственного автономного учреждения культуры города Москвы "Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького" (Партерная часть, Нескучный сад, Музеон, ПЗ "Воробьевы горы") (реестровый N 31908295978) (далее - Конкурса),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в формировании Конкурсной документации, влекущей ограничение конкуренции, а именно:
Установление неправомерного порядка оценки заявок по критерию опыта участника;
Установление избыточных требований в отношении характеристик товаров;
Установление требований к количеству штатных специалистов, привлекаемых к оказанию услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках). Указанное Положение о закупках в редакции, действующей на дату размещения извещения о проведении закупки, размещено в ЕИС - 16.08.2019.
Извещение о проведении Конкурса с начальной (максимальной) ценой договора в размере 49 073 829, 66 руб. размещено на Официальном сайте 12.09.2019. Датой окончания подачи заявок является 15.10.2019, дата рассмотрения первых частей заявок - 16.10.2019, рассмотрения вторых частей заявок - 17.10.2019, дата подведения итогов - 21.10.2109.
Согласно итоговому протоколу от 17.10.2019 Заявитель принял участие в оспариваемом Конкурсе и занял второе место.
Комиссия считает необходимым отметить, что в целях предотвращения злоупотребления правом на подачу жалоб в антимонопольный орган обжалование положений документации допускается в срок до окончания подачи заявок на участие в конкурентной процедуре.
При этом, исходя из ранее приведенных положений статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, подача жалобы лицом, принявшим участие в процедуре, возможна только в случае, если оспариваемое нарушение носит скрытый характер, то есть участник не мог заведомо знать о последствия применения отдельных положений документации, что, кроме прочего, повлекло ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки.
Вместе с тем информация о порядке оценки и требования к количеству штатных сотрудников была донесена до всех участников Заказчиком путем публикации в открытом доступе Конкурсной документации, с положениями которой Заявитель обязан ознакомиться перед принятием участия. При этом в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), подавая заявку на участие в Конкурсе, Общество конклюдентно согласилось с требованиями Конкурсной документации, в связи с чем презюмируется позиция участника о признании таких условий соответствующими положениям антимонопольного законодательства.
Относительно довода об избыточности требований к товарам Комиссия поясняет, что в настоящем случае ни один из участников, в том числе Заявитель, не был отклонен от участия на основании оспариваемых положений документации, в связи с чем ссылки Общества на ограничение конкуренции не подтверждаются фактическими обстоятельствами дела.
Согласно статье 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, "действия в обход закона" с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Действия Заявителя по оспариванию положений Конкурсной документации расцениваются Комиссией как злоупотребление правом и имеют своей целью изыскание всевозможных способ для отмены результатов процедуры в связи с тем, что Заявитель не признан победителем Конкурса.
Резюмируя изложенное, Комиссия приходит к выводу, что обжалование Заявителем положений Конкурсной документации после принятия участия в самой закупочной процедуре не подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Резюмируя изложенное, Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Оставить жалобу ООО "ЦСТЭ-ГК" (ИНН: 7727337874; ОГРН: 1187746066562) на действия ГАУК г. Москвы "ЦПКиО им. М. Горького" (ИНН: 7706052148, ОГРН: 1027739258249) без рассмотрения.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 31 октября 2019 г. N 077/07/00-13247/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.11.2019