по результатам рассмотрения жалобы ООО ЧОП "Факел" на действия (бездействие) оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
13.11.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
"..."
рассмотрев жалобу ООО ЧОП "Факел" от 07.11.2019 N 2/2-54 на действия (бездействие) оператора ООО "ЭТП ГПБ" при проведении ООО "Газпром Трансгаз Томск" открытого маркетингового исследования в электронной форме на право заключения договоров на оказание услуг по охране объектов Администрации, Томского ЛПУМГ, УАВР, УТТиСТ, Юргинского ЛПУМГ, Барабинского ЛПУМГ ООО "Газпром трансгаз Томск" в 2020-2022 гг. для нужд ООО "Газпром трансгаз Томск" (извещение N 31908328721), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО ЧОП "Факел" (далее - Заявитель) от 07.11.2019 N 2/2-54 на действия (бездействие) оператора ООО "ЭТП ГПБ" (далее - Оператор) при проведении ООО "Газпром Трансгаз Томск" (далее - Заказчик) открытого маркетингового исследования в электронной форме на право заключения договоров на оказание услуг по охране объектов Администрации, Томского ЛПУМГ, УАВР, УТТиСТ, Юргинского ЛПУМГ, Барабинского ЛПУМГ ООО "Газпром трансгаз Томск" в 2020-2022 гг. для нужд ООО "Газпром трансгаз Томск" (извещение N 31908328721) (далее - Открытые маркетинговые исследования, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Кроме того, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ПАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром, утвержденного советом директоров ПАО "Газпром" от 19.10.2018 N 1120002562 (далее - Положение о закупке).
Согласно извещению о проведении Открытого маркетингового исследования, Документацией о проведении Открытого маркетингового исследования (далее - Извещение, Документация) Открытое маркетинговое исследование осуществляется Заказчиком с использованием функционала единой информационной системы (далее - ЕИС) и сайта ЭТП ООО "ЭТП ГПБ", расположеного по адресу: etpgaz.gazprombank.ru.
Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети "Интернет": etpgaz.gazprombank.ru, ООО "ЭТП ГПБ" регулируются Регламентом электронной торговой площадки ООО "ЭТП ГПБ" при организации проведения процедур закупки товаров, работ, услуг (утвержден приказом ООО "ЭТП ГПБ" от 05.10.2018 года утвержден <...> ООО "ЭТП ГПБ" <...>) (далее - Регламент).
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, Документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 10.10.2019;
начальная (максимальная) цена договора -38 932 535,81 рублей;
дата окончания подачи заявок - 10.10.2019;
на участие в Открытом маркетинговом исследовании подано - 3 заявки;
на участие в Открытом маркетинговом исследовании допущено - 3 заявки;
дата подведения итогов Открытого маркетингового исследования - 23.10.2019;
победителем Конкурса признан участник с идентификационным N 3 с предложением о цене договора - 32 226 048 рублей.
Из Жалобы следует, что при проведении Открытого маркетингового исследования Оператором нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Оператор не направил в адрес Заказчика дополнительное ценовое предложение Заявителя.
Представитель Оператора с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Открытых маркетинговых исследований Оператор действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.
Частью 12 статьи 3.3 Закона о закупках установлено, что оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно доводу Жалобы, Оператором не направлено дополнительное ценовое предложение в адрес Заказчика.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора пояснил, что Заявителем 22.10.2019 в 13:54 успешно подано новое коммерческое предложение по Открытому маркетинговому исследованию.
Согласно письменным пояснениям Заказчика новое коммерческое предложение Заявителя в размере 32 040 126,72 рублей учтено Заказчиком при рассмотрении заявки Заявителя.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, в соответствии части 2 статьи 3.3 Закона о закупках Оператором обеспечивается проведение конкурентных закупок в электронной форме в соответствии с требованиями Закона о закупках.
При этом согласно Документации закупка осуществляется среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 2 статьи 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3.4 Закона о закупках проведение конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется заказчиком на электронной площадке, функционирующей в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и дополнительными требованиями, установленными Правительством Российской Федерации и предусматривающими требованиям к проведению такой конкурентной закупки в соответствии с Законом о закупках.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 657 "Об утверждении дополнительных требований к функционированию электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства" оператор электронной площадки обязан обеспечить проведение конкурентной закупки в соответствии с требованиями Закона о закупках.
Таким образом, программно-аппаратные средства Оператора должны обеспечивать проведение конкурентных закупок среди субъектов малого и среднего предпринимательства исключительно путем размещения процедур в виде конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что действия Оператора, допустившего проведение закупки для субъектов малого и среднего предпринимательства путем открытого маркетингового исследования, нарушают часть 12 статьи 3.3 Закона о закупках.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО ЧОП "Факел" (ИНН: 7017100750; ОГРН: 1047000181326) от 07.11.2019 N 2/2-54 на действия (бездействие) оператора ООО "ЭТП ГПБ" (ИНН: 7724514910; ОГРН: 1047796450118) при проведении ООО "Газпром Трансгаз Томск" (ИНН: 997250001; ОГРН: 1027000862954) открытого маркетингового исследования в электронной форме на право заключения договоров на оказание услуг по охране объектов Администрации, Томского ЛПУМГ, УАВР, УТТиСТ, Юргинского ЛПУМГ, Барабинского ЛПУМГ ООО "Газпром трансгаз Томск" в 2020-2022 гг. для нужд ООО "Газпром трансгаз Томск" (извещение N 31908328721) необоснованной.
Признать ООО "ЭТП ГПБ" нарушившим часть 12 статьи 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать ООО "Газпром Трансгаз Томск", ООО "ЭТП ГПБ" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 13.11.2019 N 223-ФЗ-1039/19.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2019 г. N 223-ФЗ-1039/19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.11.2019