Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместитель Председателя Комиссии
<...> - начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ;
Члены Комиссии:
<...> - заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
<...> - начальник отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
<...> - консультант отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев материалы о распространении рекламы акции "Бесплатный безлимит" ПАО "ВымпелКом" в эфире телеканала "ТНТ" в июле-августе 2019 года,
в присутствии лиц, участвующих в деле:
лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
рекламодатель:
ПАО "ВымпелКом" (ул. Восьмого марта, д. 10, стр. 14, г. Москва, 127083, ОГРН 1027700166636, ИНН 7713076301, КПП 771301001, дата регистрации: 28.08.2002) - <...>,
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение гражданина с жалобой на рекламу акции "Бесплатный безлимит" ПАО "ВымпелКом", распространявшейся в эфире телеканала "ТНТ" в июле-августе 2019 года.
В рекламе сообщается: "Овнам, рыбам, даже львам, девам, ракам и тельцам, водолеям и стрельцам, скорпионам и весам, козерогам, близнецам. Безлимит бесплатно вам. Звезды сошлись для всех. Безлимитный интернет 3 месяца бесплатно во всех тарифах. Билайн. Живи на яркой стороне".
На протяжении рекламы в нижней части кадра сменяются следующие дисклеймеры:
с 10 секунды по 12 секунду - предложение для физических лиц - абонентов тарифных планов "Билайн" (ТП) предоплатной системы расчетов (кроме ТП для модемов и роутеров и ТП с безусловным безлимитным интернетом);
с 12 секунды по 14 секунду - действует на все территории РФ, кроме Чукотского АО, Респ. Крым и Севастополя. Условие бесплатного предоставления безлимитного интернета на 3 месяца для абонентов, впервые...;
с 14 секунды по 16 секунду - подключающихся к "Билайн" в период действия предложения, безакцептное; для всех прочих абонентов - акцептное и зависит от типа ТП: в пакетных ТП, кроме тарифа "Социальный пакет", -
с 16 секунды по 18 секунду - без дополнительных условий, в прочих типах ТП - при пополнении баланса на 400 рублей. Предложение действует с 25.07.2019 по 01.10.2019, для Санкт-Петербургского филиала...
с 18 секунды по 21 секунду - по 13.10.2019. Подробнее об условиях подключения и суммах пополнения - на beeline.ru. Организатор акции ПАО "ВымпелКом" имеет право в одностороннем порядке изменить правила
с 21 секунды по 23 секунду - и сроки ее проведения, уведомив об этом на beeline.ru. ОГРН 1027700166636, РФ, 127083, Москва, ул. Восьмого марта, д. 10, стр. 14.
Текст указанных дисклеймеров выполнен мелким шрифтом, размещен на 5 % площади кадра, и каждый из дисклеймеров демонстрируется в рекламном видеоролике в течении 2 секунд.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте ПАО "ВымпелКом", акция недоступна абонентам:
- с тарифами, у которых уже имеется безлимитный интернет без дополнительных условий и платных опций или опция безлимитного интернета бесплатна;
- с тарифами с постоплатной системой расчетов;
- с тарифами для модемов/роутеров;
- которые отключили услугу "Безлимитный интернет + HD-видео" на тарифах "Анлим архив 03.2019", "Супер Анлим" и "Анлим";
- у которых действует другая платная безлимитная интернет-опция;
- с дополнительными номерами, подключенными к пакету услуг тарифа основного номера.
Бесплатный безлимит всем на 3 месяца не работает в USB-модемах и роутерах, при использовании SIM-карты в этих устройствах доступ в интернет блокируется.
Соответственно существует ряд тарифов, на которые не распространяется акция "Бесплатный безлимит", в то время как в рекламе сообщается о том, что безлимитный интернет предоставляется на всех тарифах.
ПАО "ВымпелКом" в своих пояснениях указывает на то, что реклама содержит соответствующие действительности сведения о доступности подключения акции на соответствующих тарифах. ПАО "ВымпелКом" полагает, что использованный в дисклеймерах шрифт, его контрастность и размер, а также скорость демонстрации дисклеймеров способствуют тому, что реклама в полном объеме доводит до потребителей информацию о том, на какие тарифы не распространяется акция.
При этом Комиссия ФАС России пришла к заключению, что форма и условия размещения рекламы не позволяют потребителям воспринять (прочитать) текст с информацией о том, на какие тарифы не распространяется акция "Бесплатный безлимит" в отличие от информации о том, что безлимитный интернет предоставляется 3 месяца бесплатно во всех тарифах, которая в рекламе приводится крупным шрифтом и озвучивается закадровым голосом, и на которой фиксируется внимание потребителей.
Формальное присутствие в рекламе информации о том, на какие тарифы не распространяется акция "Бесплатный безлимит", не позволяет потребителю воспринимать поясняющие рекламное утверждение сведения и не может рассматриваться как их наличие, соответственно фактически потребители данную информацию не получали.
В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил такую существенную информацию.
Соответственно, потребители не получают информацию о том, на какие тарифы не распространяется акция "Бесплатный безлимит", что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
С учетом изложенного в рекламе акции "Бесплатный безлимит" ПАО "ВымпелКом", распространявшейся в эфире телеканала "ТНТ" в июле-августе 2019 года, усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 3, 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Рекламодателем является ПАО "ВымпелКом" (ул. Восьмого марта, д. 10, стр. 14, г. Москва, 127083, ОГРН 1027700166636, ИНН 7713076301, КПП 771301001, дата регистрации: 28.08.2002).
Руководствуясь пунктом 2 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", рекламу акции "Бесплатный безлимит" ПАО "ВымпелКом", распространявшуюся в эфире телеканала "ТНТ" в июле-августе 2019 года, поскольку в рекламе сообщаются недостоверные сведения о том, что безлимитный интернет предоставляется бесплатно на 3 месяца на всех тарифах ПАО "ВымпелКом".
2. Признать ненадлежащей, нарушающей части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", рекламу акции "Бесплатный безлимит" ПАО "ВымпелКом", распространявшуюся в эфире телеканала "ТНТ" в июле-августе 2019 года, поскольку реклама умалчивает существенную информацию о том, на какие тарифы не распространяется акция "Бесплатный безлимит", что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение.
3. Выдать ПАО "ВымпелКом" (ул. Восьмого марта, д. 10, стр. 14, г. Москва, 127083, ОГРН 1027700166636, ИНН 7713076301, КПП 771301001, дата регистрации: 28.08.2002) предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ПАО "ВымпелКом".
Решение изготовлено в полном объеме 08 ноября 2019 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии <...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 ноября 2019 г. N 08/05/5-128/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.11.2019