Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель комиссии:
<...> - заместитель руководителя - начальник отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
Члены Комиссии:
<...> - главный специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
<...> - ведущий специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
рассмотрев обращение б/н от 15.05.2019 года (вх. N 7816 от 23.05.2019, поступившее в отдел взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы 20.06.2019 года, срок рассмотрения обращения продлен) по признакам нарушения пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - ФЗ "О рекламе"),
в присутствии:
- <...> директора ООО "Грааль"
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О рекламе" целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона "О рекламе" предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.
Согласно пункту 6.1.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение N1 к приказу ФАС России от 23.07.2015 N649/15) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, направлено обращение б/н от 15.05.2019 года (вх. N 7816 от 23.05.2019, поступившее в отдел взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы 20.06.2019 года, срок рассмотрения обращения продлен) о наличии признаков нарушения ФЗ "О рекламе" при распространении рекламы, размещенной на 1 стр. информационно-рекламной газеты "Метро РБ Кумертау" N 15 (397) от 27.04.2019 года следующего содержания:
"Городской ритуальный салон "Грааль" Большой ассортимент ритуальных принадлежностей для захоронения по низким ценам. Социальные похороны от 5 000 руб. Изготовление: гробов от 1400 руб. до элитных, венки от 250 руб., крестов от 900 руб., мусульманских столбиков от 500 руб. ООО "Грааль" 310026217300012_".
В своем обращении (в части нарушения ФЗ "О рекламе") заявитель указывает, что нереально низкие цены за похороны в сумме от 5000 и 5500 рублей вводят в заблуждение граждан, так как в городе Кумертау только копка могилы стоит 5000 рублей.
Также текст рекламного модуля содержит информацию об ОГРН ООО "Грааль" - 310026217300012, но согласно выписке из ЕГРЮЛ ОГРН ООО "Грааль" - 1160280070312.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
- о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 4 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе", несет рекламодатель.
Управлением был направлен запрос в ООО "Маркетинг-МИКС" (редакция газеты "Метро РБ Кумертау") для установления рекламодателя данной рекламы.
Из ответа ООО "Маркетинг-МИКС" (редакция газеты "Метро РБ Кумертау") (вх. N 9719 от 26.06.2019) следует, что рекламодателем является ООО "Грааль" (453300, РБ, г. Кумертау, ул. Гафури, д. 2, корп. А, кв. 91, ОГРН 1160280070312) в соответствии с представленным договором N 11 от 22.01.2019 года "О размещении/опубликовании рекламно-информационных материалов в печатных средствах массовой информации".
09.07.2019 года в адрес Управления, от заявителя поступило дополнение к ранее поданному обращению (в части нарушения ФЗ "О рекламе") (вх. N 10605 от 09.07.2019) в том числе: копия квитанции службы "Ритуал" МУПДОР, аудиозапись на электронном носите, страница 11 газеты "Твоя газета" г. Кумертау, копия медицинского свидетельства о смерти.
09.07.2019 года в адрес Управления, по электронной почте, поступили материалы от ООО "Грааль" (вх. N 10589 от 09.07.2019): пояснения по делу; учредительные документы; прейскурант цен на социальные похороны на 2019 г.; договор N 11 о размещении/опубликовании рекламно-информационных материалов в печатных средствах массовой информации от 22.01.2019 г.
Также от ООО "Грааль" поступило ходатайство (вх. N 10589 от 09.07.2019) о рассмотрении дела, назначенного на 17.07.2019 года, без участия представителей общества.
17.07.2019 года лица, участвующие в рассмотрении дела, на заседание Комиссии не явились.
Ранее поступившее ходатайство ООО "Грааль" (вх. N 10589 от 09.07.2019), о рассмотрении дела без участия представителей общества, удовлетворено.
Комиссией Башкортостанского УФАС России было принято решение: привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица ООО "Маркетинг-МИКС" (редакция газеты "Метро РБ Кумертау"); продлить срок рассмотрения дела; отложить рассмотрение дела на другую дату.
05.08.2019 года на рассмотрении дела присутствовал:
- директор ООО "Грааль" - <...> (приказ N 1 от 16.03.2016).
<...> к материалам дела приобщены (вх. N 12175 от 05.08.2019): учредительные документы ООО "Грааль". Также заявлено ходатайство об ознакомлении с материалами дела (вх. N 12173 от 05.08.2019) и ходатайство об отложении рассмотрения дела (вх. N 12174 от 05.08.2019) на другую дату для предоставления необходимой информации по делу. Ходатайства удовлетворены.
Представитель ООО "Маркетинг-МИКС" (редакция газеты "Метро РБ Кумертау") на рассмотрении дела не присутствовал.
Почтовое уведомление, направленное в адрес ООО "Маркетинг-МИКС" (редакция газеты "Метро РБ Кумертау") (РБ, г. Кумертау, ул. 40 лет Победы 3), согласно информации, размещенной на официальном сайте ФГУП "Почта России" (www.pochta.ru) с почтовым идентификатором 80085937035956 получено адресатом (22.07.2019, 18:24).
Комиссией Башкортостанского УФАС России было принято решение: отложить рассмотрение дела на другую дату.
20.08.2019 года в адрес Управления, по электронной почте, от ООО "Маркетинг-МИКС" (редакция газеты "Метро РБ Кумертау") поступили письменные пояснения по делу (вх. N 13189 от 20.08.2019).
26.08.2019 года на рассмотрении дела присутствовал:
- директор ООО "Грааль" - <...> (приказ N 1 от 16.03.2016).
<...> к материалам дела приобщены (вх. N 13573 от 26.08.2019): кассовый чек 4 шт; копия договора N 11 от 30.01.2019 года; копия акта N 24 от 01.07.2019; выписка из ЕГРИП на <...>.
Комиссией Башкортостанского УФАС России было принято решение: привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица - Администрацию ГО г. Кумертау; отложить рассмотрение дела на другую дату.
02.09.2019 года по электронной почте в адрес управления поступили пояснения по делу от Администрации ГО г. Кумертау (исх. N 21/5619 от 02.09.2019) (вх. N 13985 от 02.09.2019), а также ходатайство о рассмотрении дела назначенного на 12.09.2019 года в отсутствие представителя Администрации.
03.09.2019 года по электронной почте в адрес управления поступил ответ на запрос от Администрации ГО г. Кумертау (исх. N 14/5665 от 03.09.2019) (вх. N 14084 от 03.09.2019).
12.09.2019 года на рассмотрении дела присутствовал:
- директор ООО "Грааль" - <...> (приказ N 1 от 16.03.2016).
Ранее поступившее ходатайство от Администрации ГО г. Кумертау (исх. N 21/5619 от 02.09.2019) (вх. N 13985 от 02.09.2019) о рассмотрении дела назначенного на 12.09.2019 года в отсутствие представителя Администрации, удовлетворено.
12.09.2019 года Комиссией Башкортостанского УФАС России было принято решение:
1) приостановить производство по делу N ТО002/05/5-1464/2019;
2) вынести данную рекламу на обсуждение Экспертного Совета по применению законодательства РФ о рекламе.
В соответствии с абзацем 2 пункта 35 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела может быть приостановлено антимонопольным органом в случае необходимости проведения экспертизы или получения заключения специалиста
Течение срока при приостановлении дела прерывается и продолжается с даты возобновления дела.
09.10.2019 года состоялось заседание Экспертного Совета.
В связи с получением заключения Экспертного Совета по применению законодательства РФ о рекламе, основания для дальнейшего приостановления производства по делу отсутствуют.
28.10.2019 года лица, участвующие в рассмотрении дела, на заседание Комиссии не явились.
В адрес управления поступило ходатайство от Администрации ГО г. Кумертау (исх. N 21/6957 от 23.10.2019) (вх. N 17383 от 28.10.2019) о рассмотрении дела назначенного на 28.10.2019 года в отсутствие представителя Администрации. Ходатайство удовлетворено.
Комиссией Башкортостанского УФАС России было принято решение: отложить рассмотрение дела на другую дату.
31.10.2019 года на заседании Комиссии по признакам нарушения законодательства о рекламе присутствовала:
- <...> - директор ООО "Грааль".
31.10.2019 года Комиссией Башкортостанского УФАС России по делу ТО002/05/5-1464/2019 было принято решение:
1. исключить признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. вменить признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
3. признать указанную рекламу ненадлежащей, нарушающей пункт 20 части 3 и часть 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
4. выдать предписание о прекращении нарушения законодательства РФ "О рекламе" ООО "Грааль".
5. передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Грааль" и должностного лица ООО "Грааль".
Исследовав материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что реклама, размещенная на 1 стр. информационно-рекламной газеты "Метро РБ Кумертау" N 15 (397) от 27.04.2019 года следующего содержания:
"Городской ритуальный салон "Грааль" Большой ассортимент ритуальных принадлежностей для захоронения по низким ценам. Социальные похороны от 5 000 руб. Изготовление: гробов от 1400 руб. до элитных, венки от 250 руб., крестов от 900 руб., мусульманских столбиков от 500 руб. ООО "Грааль" 310026217300012_", нарушает пункт 20 части 3 и часть 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе". При этом Комиссия исходит из следующего.
В своем обращении заявитель указывает на недобросовестность и недостоверность, в части использования слова "городской" в тексте рекламы "Городской ритуальный салон "Грааль" и низкой цены за похороны в сумме от 5000 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Распространенная информация подпадает под понятие "реклама", поскольку обладает всеми ее признаками - распространяется в информационно-рекламной газете, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам оказываемым ООО "Грааль".
На заседании Комиссии были представлены письменные пояснения по факту, послужившему основанием для возбуждения настоящего дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от директора ООО "Грааль" <...> (вх. N 10589 от 09.07.2019):
"Прошу принять к сведению, что информация, данная нами в редакцию газеты "Метро РБ Кумертау" по поводу низких цен на захоронение (социальные похороны от 5000-00 рублей) совершенно достоверна и правдива. Идя на встречу населению, которое находится в трудной жизненной ситуации наша организация имея такую возможность, предоставляет минимальный пакет, в который входит всё необходимое для захоронения. К этому письму приложен (прайс лист) в котором расписана вся сумма. А так же хочу пояснить, что копка могилу в эту стоимость не входит. На этот случай мы информируем нашего клиента (родственника или иного человека обратившегося к нам), что на каждого умершего человека государство выделяет компенсацию на погребение, получив которую и воспользовавшись нашим пакетом услуг (социальные похороны), он вполне укладывается в ту сумму которая необходима, чтобы достойно похоронить человека_".
Пояснения директора Общества, а также утвержденный прейскурант цен доказывает достоверность спорной рекламной информации в части указания цены от 5000 рублей, а заявителем дополнительных документов и пояснений в обосновании признаков нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в адрес антимонопольного органа не поступало.
Также по запросу УФАС по РБ от заявителя не поступали материалы и доказательства недостоверности и недобросовестности рекламы размещенной на 11 странице газеты "Твоя газета" г. Кумертау.
Следовательно, Комиссией принято решение об исключении признаков нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Для выяснения вопроса о нарушении закона о рекламе в части использования словосочетания "Городской ритуальный салон" и "социальные похороны", антимонопольным органом, был направлен запрос в Администрацию ГО г. Кумертау.
Согласно ответу Администрации, нормативные акты регулирующие деятельность по погребению в городском округе город Кумертау Республики Башкортостан не содержат понятие "социальные похороны". Хозяйствующие субъекты, уполномоченные на провидение социальных похорон в городском округе город Кумертау Республики Башкортостан, не определялись. Ритуальные салоны со статусом "городской ритуальный салон" деятельность не осуществляют.
Учитывая мнение заявителя, а также неоднозначность восприятия рекламы, было принято решение о рассмотрении спорной рекламы на заседании Экспертного совета по рекламе при Башкортостанском УФАС России.
Большинством голосов отмечено, что в рекламе отсутствует часть существенной информации и она вводит в заблуждение потребителей рекламы в части употребления понятия "социальные похороны".
Членами Экспертного совета отмечено, что в содержании рекламы происходит смешение понятий услуга "эконом-класса" (бюджетная услуга) и "социально-значимая услуга". Рекламодатель подменяет понятия в свою выгоду. Использование такого понятия как "социальные похороны" может создать у потребителя ложное впечатление, что государство каким-либо образом компенсирует часть затрат (социальные выплаты) в том числе на похороны.
Также Комиссия отмечает, что данная реклама нарушает пункт 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе"
Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
Текст рекламного модуля содержит недостоверную информацию, так как основной государственный регистрационный номер продавца товара (ООО "Грааль") не соответствует номеру, указанному в выписке ЕГРЮЛ.
ООО "Маркетинг-МИКС" (редакция газеты "Метро РБ Кумертау") по данному вопросу предоставила письменные пояснения (вх. N 13189 от 20.08.2019):
"_указанный неверно номер ОГРН принадлежит также клиенту ООО "Грааль", поскольку у него еще открыто и ИП. Рекламодатель размещал у нас рекламные макеты и через ИП <...> в связи с чем и остался в исходном варианте модуля ОГРН клиента. Данная ошибка допущена технически и не несла специального умысла. Один из дизайнеров в данный период времени находился в отпуске, второй дизайнер скопировал данные в устаревшей версии рекламного макета. Таким образом, в выходе N 15 (397) от 27.04.2019 вышли неактуальные данные ОГРН для рекламодателя ООО "Грааль" по причине невнимательности_".
В тоже время в материалах дела имеется макет рекламного модуля согласованный директором ООО "Грааль" <...> с неверно указанным ОГРН от 22.01.2019 года.
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 20 части 3 и части 7 статьи 5 указанного закона, несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В данном случаи ООО "Грааль" выступает рекламодателем.
Комиссией принято решение выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО "Грааль", так как на дату вынесения решения не были представлены доказательства устранения правонарушения.
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 31.10.2019 года.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Исключить признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Вменить признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
3. Признать указанную рекламу ненадлежащей, нарушающей пункт 20 части 3 и часть 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
4. В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать ООО "Грааль" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, так как она должна соответствовать требованиям пункта 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Грааль" и должностного лица ООО "Грааль".
Решение изготовлено в полном объеме 06.11.2019 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
<...> |
Члены Комиссии |
<...> |
|
<...> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 31 октября 2019 г. N ТО002/05/5-1464/2019)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 31.10.2019