Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель комиссии:
<...> - заместитель руководителя - начальник отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
Члены Комиссии:
<...> - главный специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
<...> - ведущий специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
рассмотрев обращение МКУ "Городская реклама" ГО г. Уфа (исх. N 885-19 от 16.07.19) (вх. N 11351 от 22.07.2019 срок рассмотрения обращения продлен) по признакам нарушения части 2 статьи 20 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - ФЗ "О рекламе"),
в присутствии:
- <...>
- <...> (доверенность от 20.09.2019) - представителя МКУ "Городская Реклама" ГО г. Уфа.
в отсутствие <...>, извещенной надлежащем образом,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О рекламе" целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона "О рекламе" предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.
Согласно пункту 6.1.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение N1 к приказу ФАС России от 23.07.2015 N649/15) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение МКУ "Городская реклама" ГО г. Уфа (исх. N 885-19 от 16.07.19) (вх. N 11351 от 22.07.2019 срок рассмотрения обращения продлен) по факту использования транспортного средства преимущественно в качестве рекламной конструкции.
Актом МКУ "Городская реклама" ГО г. Уфа о фактическом размещении средства наружной рекламы и информации от 08.07.2019 года зафиксировано, что по адресу: г. Уфа, ул. Индустриальное шоссе, рядом со зданием N 4, размещено автотранспортное средство ВАЗ 2104 (государственный регистрационный номер С783ОЕ102RUS). На крыше данного автотранспортного средства размещен баннер с информацией следующего содержания: "50-м. Грузовой Шиномонтаж от Ваза до Белаза ремонт дефектов любой сложности (горячая вулканизация) тел. 8-987-099-16-15".
Актом МКУ "Городская реклама" ГО г. Уфа о фактическом размещении средства наружной рекламы и информации от 10.07.2019 года зафиксировано, что данное автотранспортное средство по-прежнему располагается по указанному адресу.
Актами МКУ "Городская реклама" ГО г. Уфа о фактическом размещении средства наружной рекламы и информации от 08.07.2019 года, 10.07.2019 года установлено, что автотранспортное средство стоит по указанному адресу без передвижения.
По имеющейся информации, Управлением был направлен запрос в ПАО "МТС" филиал в РБ для получения информации о владельце номера сотового телефона указанный в данной рекламе.
В соответствии с информацией представленной ПАО "МТС" филиал в Республике Башкортостан (исх. N П09/00231 от 31.07.2019) (вх. N 12585 от 09.08.2019) номер +79870991615 зарегистрирован на абонента <...> (договор N 8970101417360906257-1).
06.09.2019 года на рассмотрении дела присутствовала:
- <...>(доверенность от 08.04.2019) - представитель МКУ "Городская Реклама" ГО г. Уфа.
- <...> на заседание Комиссий не явился.
Почтовое уведомление, направленное в адрес <...> (РБ, г. Уфа, ул. Кисловодская, д. 31), согласно информации, размещенной на официальном сайте ФГУП "Почта России" (www.pochta.ru) с почтовым идентификатором 80085939097617 вручено адресату (24.08.2019, 15:21).
Комиссией Башкортостанского УФАС России было принято решение: направить запрос в ГИБДД МВД по РБ для установления собственника транспортного средства; продлить срок рассмотрения дела N ТО002/05/20-1983/2019; отложить рассмотрение дела на другую дату.
23.09.2019 года в адрес УФАС по РБ поступил ответ ГИБДД МВД по РБ (исх. N 27/6 10216 от 17.09.2019) (вх. N 15249 от 23.09.2019) из которого следует, что транспортное средство марки ВАЗ 21043, государственный регистрационный знак С783ОЕ 102 RUS принадлежит на праве собственности <...>.
27.09.2019 года рассмотрении дела присутствовала:
- <...>(доверенность от 20.09.2019) - представитель МКУ "Городская Реклама" ГО г. Уфа.
<...>на заседание Комиссии не явился.
Почтовое уведомление, направленное в адрес<...> (РБ, г. Уфа, ул. Кисловодская, д. 31), согласно информации, размещенной на официальном сайте ФГУП "Почта России" (www.pochta.ru) с почтовым идентификатором 80093339961551 адресатом не получено, ожидает в отделении связи (неудачная попытка вручения 12.09.2019, 09:46).
27.09.2019 года Комиссией Башкортостанского УФАС России было принято решение:
1. привлечь к участию в деле N ТО002/05/20-1983/2019 в качестве заинтересованного лица <...>;
2. отложить рассмотрение дела на другую дату.
16.10.2019 г. на заседании Комиссии присутствовал гр. <...>.
Комиссией принято решение: отложить рассмотрение дела на 28.10.2019 г. в 11ч.30 мин. для получения дополнительных материалов по делу.
28.10.2019 года на заседании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе присутствовали:
- <...>.
- <...>(доверенность от 20.09.2019) - представитель МКУ "Городская Реклама" ГО г. Уфа.
<...>на рассмотрении дела не присутствовала.
Почтовое уведомление о дате, времени, месте рассмотрения указанного дела, направленное в адрес <...> (РБ, г. Уфа, ул. Большая Береговая, 137, кв. 1), согласно информации, размещенной на официальном сайте Национальной Почтовой Службы (https://nationalpost.ru/ru/) с номером отправления 82500000596195 адресатом не получено, оставлено извещение (23.10.2019).
<...> к материалам приобщены пояснения по делу (вх. N 17428 от 28.10.2019).
28.10.2019 года Комиссией Башкортостанского УФАС России по делу ТО002/05/20-1983/2019 было принято решение:
1. признать гражданина <...> рекламопроизводителем и рекламодателем данной рекламы.
2. признать указанную рекламу ненадлежащей, нарушающей часть 2 статьи 20 ФЗ "О рекламе";
3. выдать предписание о прекращении нарушения законодательства РФ "О рекламе" гражданину <...>.
4. передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении гражданина <...>.
Исследовав материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что баннер с информацией следующего содержания: "50-м. Грузовой Шиномонтаж от Ваза до Белаза ремонт дефектов любой сложности (горячая вулканизация) тел. 8-987-099-16-15", размещенный на крыше автотранспортного средства ВАЗ 2104 (государственный регистрационный номер С783ОЕ102RUS), по адресу: г. Уфа, ул. Индустриальное шоссе, рядом со зданием N 4 нарушает часть 2 статьи 20 ФЗ "О рекламе". При этом Комиссия исходит из следующего.
Актом МКУ "Городская реклама" ГО г. Уфа о фактическом размещении средства наружной рекламы и информации от 08.07.2019 года зафиксировано, что по адресу: г. Уфа, ул. Индустриальное шоссе, рядом со зданием N 4, размещено автотранспортное средство ВАЗ 2104 (государственный регистрационный номер С783ОЕ102RUS). На крыше данного автотранспортного средства размещен баннер с информацией следующего содержания: "50-м. Грузовой Шиномонтаж от Ваза до Белаза ремонт дефектов любой сложности (горячая вулканизация) тел. 8-987-099-16-15".
Актом МКУ "Городская реклама" ГО г. Уфа о фактическом размещении средства наружной рекламы и информации от 10.07.2019 года зафиксировано, что данное автотранспортное средство по-прежнему располагается по указанному адресу.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Распространенная информация подпадает под понятие "реклама", поскольку обладает всеми ее признаками - распространена наружным способом с использованием транспортного средства, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечения внимания потребителей к услугам и товарам, предоставляемые соответствующим рекламодателем и осуществляемой им деятельности.
Данная реклама нарушает часть 2 статьи 20 Федерального закона "О рекламе" в части того, что:
- использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара, запрещается.
Таким образом, запрещается использование транспортных средств только для целей распространения рекламы (исключительно в целях рекламной конструкции), а также преимущественно для данных целей, однако с сохранением возможности его использования для иных изначальных целей.
Под указанный запрет подпадает использование транспортного средства, основным предназначением которого является распространение рекламы (в том числе создание транспортного средства в виде определенного товара), а также переоборудование транспортного средства с частичной утратой тех функций, для выполнения которых оно было создано изначально.
Кроме того к преимущественному использованию транспортного средства в качестве рекламной конструкции можно отнести случаи, когда транспортное средство, на котором размещена реклама, в течение длительного времени стоит на одном месте без передвижения.
При этом оценку длительности размещения транспортного средства на одном месте для целей части 2 статьи 20 Федерального закона "О рекламе" следует проводить исходя из разумности срока стоянки транспортного средства, а также с учетом места размещения транспортного средства (Письмо ФАС России от 02.05.2012 N АК/13623 "О рекламе на транспортных средствах и квалификации информации, размещенной на сайте").
Актами МКУ "Городская реклама" ГО г. Уфа о фактическом размещении средства наружной рекламы и информации от 08.07.2019 года, 10.07.2019 года установлено, что автотранспортное средство стоит по указанному адресу без передвижения.
Согласно части 6 и 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 2 статьи 20 указанного закона несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Оператор связи ПАО "МТС" представил информацию, что номер мобильного телефона (+79870991615) указанный в тексте рекламы зарегистрирован на абонента <...>.
Согласно письму ГИБДД МВД по РБ транспортное средство марки ВАЗ 21043, государственный регистрационный знак С783ОЕ 102 RUS принадлежит на праве собственности <...>.
На заседании Комиссии были представлены письменные пояснения по факту, послужившему основанием для возбуждения настоящего дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в частности пояснения<...> (вх. N 17428 от 28.10.2019) из которых следует, что данный автомобиль был приобретен у <...>, рекламный щит был размещен для дополнительного привлечения клиентов, автомобиль в настоящий момент не передвигается.
Также на заседании Комиссии <...> устно было пояснено, что им автомобиль не поставлен на учет. Баннер был изготовлен и монтирован самостоятельно.
На основании материалов дела и пояснений, представленных <...>, Комиссией принято решение признать гражданина <...> рекламопроизводителем и рекламодателем данной рекламы.
Согласно части 8 статьи 38 Федерального закона "О рекламе", рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Также Комиссией принято решение выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе <...>, так как на дату вынесения решения не были представлены доказательства устранения правонарушения.
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 28.10.2019 года.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать гражданина <...> рекламопроизводителем и рекламодателем данной рекламы.
2. Признать указанную рекламу ненадлежащей, нарушающей часть 2 статьи 20 ФЗ "О рекламе";
3. В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать <...> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, так как она должна соответствовать требованиям части 2 статьи 20 Федерального закона "О рекламе".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении гражданина <...>.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении гражданина <...>.
Решение изготовлено в полном объеме 01.11.2019 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
<...> |
Члены Комиссии |
<...> |
|
<...> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 28 октября 2019 г. N ТО002/05/20-1983/2019)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.10.2019