Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
Хаснуллин Н.А., заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
Вехкалахти В.С., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торго;
Эдилян Б.Х., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
в присутствии представителей: ООО "Автонова" - <...>. (по доверенности), ПКГУП "Теплоэнерго" - <...> (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Автонова" (ИНН: 5906123882) (вх. N 015174) (далее - заявитель) на действия ПКГУП "Теплоэнерго" (ИНН: 5903104539) (далее - организатор торгов), Закупочной комиссии ПКГУП "Теплоэнерго" при организации и проведении аукциона в электронной форме на оказание автотранспортных услуг легковыми автомобилями (извещение N 31908281159, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru),
УСТАНОВИЛА:
02.10.2019 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, доводы которой сводятся к неправомерной оценке заявок с порядковыми номерами 1, 4, 6.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы, а также отзыв на жалобу, в котором ссылается на отсутствие каких-либо нарушений при организации и проведении закупки.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг обществами установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее - Закон о закупках).
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик - автономное учреждение обязан руководствоваться, в том числе, утверждённым наблюдательным советом и размещённым в единой информационной системе не позднее пятнадцати дней со дня утверждения положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
В ч. 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. N 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" (далее - Правила формирования плана закупки товаров)).
Размещение плана закупки, информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений. Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года. План закупки считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта структурированного вида плана закупки и (или) электронного вида плана закупки либо структурированного вида плана закупки и графического вида такого плана (п.п. 14, 17 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. N 908).
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (ч. 5 ст. 3 Закона о закупках).
В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).
2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ПКГУП "Теплоэнерго", утвержденным приказом ПКГУП "Теплоэнерго" от 08.08.2019 г. N 20 (далее - Положение) и Документацией об аукционе на оказание автотранспортных услуг легковыми автомобилями (с повышенной проходимостью) (далее - Документация).
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 09.09.2019 г., дата окончания приема заявок - 25.09.2019 г., дата подведение итогов - 02.10.2019 г.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках, требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу пп. 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Так, в пункте 10.3 раздела 10 Документации указано, что первая часть заявки должна содержать предложение участника аукциона в отношении предмета закупки, включая:
а) согласие участника аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона;
(такое согласие может включаться (при наличие такой возможности) в состав первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки)
б) в случаях, предусмотренных документацией об аукционе, конкретные показатели в отношении товара, работы, услуги, соответствующие значениям, установленным в документации об аукционе (форма для формирования первой части заявки - форма 1.1. "Предложение участника аукциона в отношении предмета закупки" Главы III "Образцы форм, представляемых в составе заявки на участие в аукционе").
Первая часть заявки на участие в аукционе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, закупка которого осуществляется, а также иные документы и информацию.
При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в аукционе информации об участнике аукциона. Указание такой информации в первой части заявки на участие в аукционе является основанием для отклонения такой заявки как не соответствующей требованиям, установленным в документации об аукционе.
Форма 1.1 Главы 3 Документации выглядит следующим образом:
Информация ОБ используемом ТОВАРЕ
N п/п |
Наименование товара, используемого при оказании услуг |
Наименование показателя |
Значение показателя |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1 |
Автомобиль легковой повышенной проходимости |
1.1. |
Тип кузова |
|
1.2. |
Тип транспортного средства |
|
||
1.3. |
Длина автотранспортного средства, мм |
|
||
1.4. |
Ширина автотранспортного средства, мм |
|
||
1.5. |
Высота автотранспортного средства, мм |
|
||
1.6. |
Колесная база, мм |
|
||
1.7. |
Дорожный просвет (клиренс), мм |
|
||
1.8. |
Привод |
|
||
1.9. |
Объем двигателя, куб.см |
|
||
1.10. |
Мощность двигателя, л.с. |
|
||
1.11. |
Регулировка температуры воздуха |
|
||
1.12. |
Количество посадочных мест |
|
||
1.13. |
Количество дверей |
|
||
1.14. |
Год выпуска |
|
В главе 5 Документации, именуемой как "Техническое задание на оказание автотранспортных услуг легковым автомобилем (с повышенной проходимостью)" в порядке части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, закреплены минимальные значения технических характеристик автомобиля легковой повышенной проходимости.
Пункт 15.1 раздела 15 Документации регламентирует порядок отклонения заявок. Заявка на участие в закупке отклоняется в случаях:
1) несоответствия заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке;
2) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке;
3) наличия недостоверных (в том числе неполных, противоречивых) сведений в заявке на участие в закупке, в том числе сведений о стране происхождения товара.
При несоответствии первой части заявки на участие в закупке, второй части заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, соответствующая заявка на участие в закупке считается не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.
Исходя из Протокола N 39р рассмотрения первых заявок на участие в аукционе от 26.09.2019 г. всего было подано 6 заявок. Закупочная комиссия признала все заявки соответствующими извещению, Документации и допустила далее для участия в этапе оценки и сопоставления заявок.
Согласно Протоколу N 39ит рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе от 01.10.2019 г. в закупке участвовало 4 заявки, с порядковыми номерами заявок 1, 2, 4, 6. Закупочная комиссия признала победителем заявки с порядковым номером 1 - ИП Мизев С.Г. Второе место заняла заявка с номером 6 - ИП Иванова С.Н., третье место заявка с номером 2 - ООО "Автонова", четвертое место заявка с номером 4 - ООО "Агама-транс".
В жалобе заявитель указывает на неправомерную оценку заявок с порядковыми номерами 1, 4, 6.
На обозрение Комиссии Пермского УФАС России были представлены организатором торгов заявки участников.
Из анализа заявки с порядковым номером 1, следует, что она должна была быть отклонена в силу по пп. 3 п. 15.1 Документации, поскольку в ней указаны характеристики товара, которые не соответствуют действительным параметрам транспортного средства.
В заявке указаны следующие данные об транспортного средства Hyundai Tucson:
1.1 - Тип кузова - Универсал;
1.3 - Длина автотранспортного средства, мм - 4605;
1.3 - Ширина автотранспортного средства, мм - 1845;
1.3 - Высота автотранспортного средства, мм - 1715;
1.10 - Мощность двигателя, л.с. - 149, 56.
Указанные данные не соответствуют сведениям, находящимся в свободном доступе и размещенным в сети "Интернет".
Кроме этого, организатором торгов были представлены дополнительные пояснения, в которых содержится информация о том, что победителем закупки (ИП Мизевым С.Г. с заявкой с порядковым номером 1) были ошибочно указаны характеристики автомобиля Hyundai Tucson в связи с наличием у участника еще одного транспортного средства подходящего для оказания услуг (Toyota Rav 4) и соответствующие его характеристики.
Таким образом, ИП Мизевым С.Г. в первой части заявки были отражены недостоверные сведения. Такую заявку необходимо было отклонить в соответствии с пп. 3 пункта 15.1 Документации, но данных действий совершенно не было. Следовательно довод в данной части является обоснованным, а в действиях Закупочной комиссии следует признать нарушение пп. 3 пункта 15.1 Документации, пп. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона о закупках.
Относительно довода о неправомерной оценке заявок с порядковым номером 4 и 6, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.
Исходя из заявок с порядковым номером 4 и 6 следует, что предлагаемые участниками закупки автомобили Renault Duster (Рено Дастер) 2018 года выпуска обладают системой климат-контроля.
Между тем, Заявителем к материалам жалобы было приобщено письмо ООО "Автомир Пермьер" (официальный дилер завода-изготовителя ЗАО "Рено Россия") о том, что автомобили Renault Duster 2018-2019 года выпуска оснащаются кондиционером в зависимости от комплектации и не оснащаются опцией климат-контроль, согласно одобрению типа транспортного средства и спецификации завода изготовителя.
Участниками подавшими заявки с порядковыми номерам 4 и 6 были представлены недостоверные сведения, данный факт является основанием для отклонения в соответствии с пп. 3 п. 15.1 Документации.
Таким образом, довод о неправомерной оценки заявок с порядковым номером 4 и 6 является обоснованным, а в действиях Закупочной комиссии следует также признать нарушение пп. 3 пункта 15.1 Документации, пп. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона о закупках.
Выявленные нарушение повлияли на результат закупки, в связи с чем, у Комиссии Пермского УФАС России появляются основания для выдачи предписания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Автонова" (ИНН: 5906123882) (вх. N 015174) на действия ПКГУП "Теплоэнерго" (ИНН: 5903104539), Закупочной комиссии ПКГУП "Теплоэнерго" при организации и проведении аукциона в электронной форме на оказание автотранспортных услуг легковыми автомобилями (извещение N 31908281159, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), обоснованной;
Признать в действиях Закупочной комиссии ПКГУП "Теплоэнерго" факт нарушения п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3, Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", пп. 3 п. 15.1 Документации об аукционе на оказание автотранспортных услуг легковыми автомобилями (с повышенной проходимостью);
Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.
Зам. Председателя Комиссии Н.А. Хаснуллин
Члены Комиссии В.С. Вехкалахти
Б.Х. Эдилян
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 октября 2019 г. N 059/07/3-1040/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.10.2019