Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Заместитель председатель Комиссии - ___________ - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
члены Комиссии:
___________ - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
___________ - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в присутствии представителей:
заказчика - отдела капитального строительства администрации муниципального образования "Медведевский муниципальный район" (далее - отдел капитального строительства администрации МО "Медведевский МР"):
___________ (доверенность N б/н от 05.08.2019),
___________ (доверенность N б/н от 05.08.2019),
в отсутствие представителей:
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "РЕНОВАТОР" (далее - ООО "РЕНОВАТОР"), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "РЕНОВАТОР" на положения аукционной документации электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Детский сад на 320 мест по ул. Кирова в пгт. Медведево, Медведевского муниципального района, Республики Марий Эл" (извещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://zakupki.gov.ru номер N 0108300011519000086 от 24.07.2019).
установила:
отдел капитального строительства администрации МО "Медведевский МР" проводится электронный аукцион на строительство объекта "Детский сад на 320 мест по ул. Кирова в пгт. Медведево, Медведевского муниципального района, Республики Марий Эл" (извещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://zakupki.gov.ru N 0108300011519000086 от 24.07.2019).
В Марийское УФАС России поступила жалоба ООО "РЕНОВАТОР" на положения аукционной документации названного электронного аукциона.
Заявитель полагает, что документация указанного аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной, представил письменные пояснения.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закон о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация на выполнение работ по строительству объекта "Детский сад на 320 мест по ул. Кирова в пгт. Медведево, Медведевского муниципального района, Республики Марий Эл" размещены на официальном сайте 24.07.2019 (код закупки 0108300011519000086).
Электронная площадка для проведения аукциона - http://www.sberbank-ast.ru
Начальная максимальная цена контракта - 192 276 220,00 рублей.
Согласно доводу жалобы, заказчик не установил надлежащим образом в документации электронного аукциона положения согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - Постановление N 1466).
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0108300011519000086 заказчиком установлено требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций (определяются в соответствии с Федеральными законами "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" N209-ФЗ от 24.07.2007, "О некоммерческий организациях" N7-ФЗ от 12.01.1996) в размере 15 % от цены контракта, в случае если Подрядчик не является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией.
В соответствии с частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 типовых условий контрактов, утвержденных постановлением N 1466 установлено, что в проект контракта надлежит включать условие об оплате поставленных субподрядчиком, соисполнителем товаров, выполненных работ (ее результатов), оказанных услуг, отдельных этапов исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
Пунктом 4 типовых условий контрактов, утвержденных постановлением N 1466 установлено, что в течение 10 рабочих дней со дня оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) выполненных обязательств по договору с субподрядчиком, соисполнителем представлять заказчику следующие документы:
а) копии документов о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, которые являются предметом договора, заключенного между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем;
б) копии платежных поручений, подтверждающих перечисление денежных средств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) субподрядчику, соисполнителю, - в случае если договором, заключенным между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем, предусмотрена оплата выполненных обязательств до срока оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренного контрактом, заключенным с заказчиком (в ином случае указанный документ представляется заказчику дополнительно в течение 5 дней со дня оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, выполненных субподрядчиком, соисполнителем).
Проект государственного контракта электронного аукциона N 0108300011519000086 не содержит указанные условия.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N 606 типовые контракты, типовые условия контрактов для закупки товаров, работ, услуг разрабатываются федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, и утверждаются нормативными правовыми актами ответственных органов.
Таким образом, типовые контракты, типовые условия контрактов, регламентированные статьей 30 Закона о контрактной системе, и типовые контракты, типовые условия контрактов, указанные в статье 34 Закона о контрактной системе, имеют различный порядок применения.
С учетом изложенных норм, Типовые условия контракта, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466, являются обязательными для применения заказчиком вне зависимости от размещения их в единой информационной системе.
Следовательно, вышеуказанные типовые условия обязательны к применению.
Таким образом, жалоба заявителя является обоснованной.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки установлено, что в составе аукционной документации электронного аукциона N 0108300011519000086 на выполнение работ по строительству объекта "Детский сад на 320 мест по ул. Кирова в пгт. Медведево, Медведевского муниципального района, Республики Марий Эл" имеется локальная смета N 02-01-14 на приобретение и монтаж технологического оборудования.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, заказчик в целях удовлетворения собственных нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, самостоятельно определяет и описывает объект закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26,07.2006 N 135-ФЭ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложении в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Таким образом, не допускается при формировании предмета закупки включать в предмет закупки товары (работы, услуги), функционально и технологически не связанные с товарами (работами, услугами), поставка (выполнение, оказание) которых является предметом закупки.
Вместе с тем, заказчиком в разделе 3 локальной сметы N 02-01-14 на приобретение и монтаж технологического оборудования, которая является неотъемлемой частью аукционной документации, указано немонтируемое оборудование. Например, стул для пианино (N 117), диван детский двуместный (N 120), кровать детская с дополнительными бортами (N 88), горшок детский (N 98), утюг (N 54), корзина пластик для мокрого и сухого белья (N 55), кипятильник (N 9), весы CAS DB-1H-200 (N 59), мольберт (N 89), кровать детская "Мишка" (N 106) и другие товары.
В соответствии с пояснениями заказчика (от 08.08.2019 N 88) стоимость немонтируемого оборудования согласно локальному сметному расчету N 02-01-14 составляет 4,08% стоимости объекта.
Следовательно, выполнение работ по строительству и комплексное оснащение оборудованием детского сада на 320 мест по ул. Кирова в пгт. Медведево, Медведевского муниципального района, Республики Марий Эл осуществляется на разных рынках, каждый из которых имеет свой круг хозяйствующих субъектов.
При этом для поставки оборудования в целях комплексного оснащения оборудованием детского сада на 320 мест по ул. Кирова в пгт. Медведево, Медведевского муниципального района, Республики Марий Эл от поставщика не требуется специальной правоспособности, в то время как для выполнения строительных работ подрядчик должен быть членом соответствующей саморегулируемой организации в соответствии с градостроительным законодательством.
Таким образом, товары (например, стул для пианино, диван детский двуместный, кровать детская с дополнительными бортами, горшок детский, утюг, корзина пластик для мокрого и сухого белья, кипятильник, весы CAS DB-1H-200, мольберт, кровать детская "Мишка" и др.), указанные в локальной смете N 02-01-14, технологически и функционально не связаны со строительными работами и их поставка может осуществляться отдельно. Следовательно, объединение заказчиком в один предмет закупки строительных работ и поставки товаров неправомерно.
Данная позиция подтверждается письмом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы по вопросу о необходимости осуществлять закупки работ по строительству объектов общеобразовательных организаций и комплексному оснащению учебным оборудованием указанных организаций различными процедурами, а также определением Верховного Суда РФ от 05.06.2018 N 303-КГ18-6481 по делу N А24-4483/2016.
Таким образом вышеуказанные действия заказчика не соответствуют части 7 статьи 30, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, процедура закупки приостановлена контрольным органом в части заключения контракта.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "РЕНОВАТОР" обоснованной.
2. Признать в действиях отдела капитального строительства администрациимуниципального образования "Медведевский муниципальный район" нарушение части 7 статьи 30, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - отделу капитального строительства администрации муниципального образования "Медведевский муниципальный район" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Председатель Комиссии ___________
Члены Комиссии: ___________
___________
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 012/06/106-424/2019
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
08 августа 2019 года г. Йошкар-Ола
Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - ___________ - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
члены Комиссии:
___________ - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
___________ - специалист первого разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти
на основании своего решения от. 08.08.2019 по делу N 012/06/106-424/2019, принятого по результатам рассмотрения жалоб ООО "РЕНОВАТОР" на положения аукционной документации электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Детский сад на 320 мест по ул. Кирова в пгт. Медведево, Медведевского муниципального района, Республики Марий Эл" (извещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://zakupki.gov.ru номер N 0108300011519000086 от 24.07.2019),
предписывает:
1. Муниципальному учреждению "Отдел капитального строительства администрации муниципального образования "Медведевский муниципальный район" устранить нарушение нарушение части 7 статьи 30, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, для чего в срок до 30 августа 2019 года совершить одно из следующих действий:
1) отменить все протоколы, составленные при проведении электронного аукциона N 0108300011519000086;
- внести изменения в документацию и извещение об электронном аукционе N 0108300011519000086 на выполнение работ по строительству объекта "Детский сад на 320 мест по ул. Кирова в пгт. Медведево, Медведевского муниципального района, Республики Марий Эл" в соответствии с требованиями действующего законодательства;
продлить срок подачи заявок на участие в вышеуказанном электронном аукционе в соответствии с требованиями действующего законодательства;
в течение одного дня со дня принятия решения о внесении изменений в извещение и документацию об электронном аукционе разместить такие изменения на официальном сайте.
в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о внесении изменений в документацию об электронном аукционе направить информацию о таких изменениях всем участникам закупки, подавшим заявки на участие в вышеуказанном аукционе;
2) отменить электронный аукцион N 0108300011519000086 на выполнение работ по строительству объекта "Детский сад на 320 мест по ул. Кирова в пгт. Медведево, Медведевского муниципального района, Республики Марий Эл" и провести в случае необходимости данную закупку заново в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе;
3) отменить электронный аукцион N 0108300011519000086 на выполнение работ по строительству объекта "Детский сад на 320 мест по ул. Кирова в пгт. Медведево, Медведевского муниципального района, Республики Марий Эл" в случае, если отсутствует необходимость в проведении данной закупки.
2. Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" (http://www.sberbank-ast.ru) обеспечить техническую возможность исполнения пункта 1 предписания.
3. В течение 3 дней со дня исполнения предписания представить в Марийское УФАС России доказательства исполнения предписания.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа, его территориального органа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа.
Председатель Комиссии ___________
Члены Комиссии: ___________
___________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 8 августа 2019 г. N 012/06/106-424/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.08.2019