Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:
председателя |
- врио руководителя управления <_>; |
членов
в отсутствие сторон
|
- начальника отдела <_>; - ведущего специалиста-эксперта <_>;
|
рассмотрев дело N 073/06/33-16 142/2019 по жалобе ООО "Торгтехоборудование" (далее - заявитель) на положения документации о проведении электронного аукциона N 0168300001319000064 (наименование объекта закупки - "Оборудование для пищеблока детского сада на 280 мест г. Барыш"; заказчик - Муниципальное бюджетное учреждение "Управление архитектуры и строительства" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области, далее - заказчик; уполномоченный орган - Администрация муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области, далее - уполномоченный орган; начальная (максимальная) цена контракта - 4 036 263,98 руб.; срок окончания подачи заявок - 02.12.2019 г. в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Вх. N 7994 от 26.11.2019 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО "Торгтехоборудование" на положения документации о проведении электронного аукциона N 0168300001319000064.
Жалоба содержит указание, в том числе на следующее.
По мнению заявителя жалобы, описанию объекта закупи по позициям 5 - 10 и 14 соответствуют только товары иностранного производства, что нарушает Постановление Правительства РФ N 925, и их стоимость существенно завышена заказчиком. Кроме того, заявитель жалобы указывает на то, что характеристики товаров, необходимых заказчику, составлены ненадлежащим образом и ограничивают число участников.
На заседании Комиссии 02.12.2019 г. представители ООО "Торгтехоборудование" поддержал доводы, изложенные в жалобе, а также дополнительно пояснили, что характеристиками, установленным в документации соответствуют товары единственного иностранного производителя.
Представитель заказчика на заседании Комиссии 02.12.2019 г. с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения (исх. N 1333 от 02.12.2019 г.) содержащие, в том числе, указание на следующее.
Установленные заказчиком показатели характеристик товаров отражают потребность заказчика и не ограничивают число участников, а также не являются показателями, свойственными товару лишь одного производителя, тем более не свойственны товарам только иностранного производства. Закупаемые заказчиком товары не включены в списки товаров, закупка которых ограничена в силу национального режима.
Представитель уполномоченного органа на заседание Комиссии 02.12.2019 г. не явился (доказательство надлежащего извещения - отчет о направлении уведомления по электронной почте 28.11.2019 г. в 12:13).
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:00 03.12.2019 г. для документального анализа материалов по делу.
Вх. N 8205 от 03.12.2019 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили дополнительные пояснения, содержащие указание, в том числе, на следующее.
Заказчик указывает, что определил характеристики товаров исходя из собственных потребностей и заявителем жалобы не было выражено намерение по участию в торгах.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 31.10.2019 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона N 0168300001319000064, наименование объекта закупки - "Оборудование для пищеблока детского сада на 280 мест г. Барыш" (начальная (максимальная) цена контракта - 4 036 263,98 руб.).
22.11.2019 г. в документацию были внесены изменения.
05.11.2019 г. и 06.11.2019 г. были опубликованы разъяснения положений документации.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок участников открытого аукциона в электронной форме от 02.12.2019 г. на участие в указанном аукционе было подано 4 заявки, 3 заявки были допущены к участию в аукционе.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 03.12.2019 г. ценовые предложения поступали от 2 участников закупки, цена была снижена на 2 %.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 04.12.2019 г. обе заявки были признаны соответствующими требованиям документации и законодательства, победителем аукциона признан участник с заявкой N 8.
Рассмотрев представленные материалы, и проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО "Торгтехоборудование" обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 9 раздела 1 "Общие сведения о закупке" документации N 0168300001319000064 объектом закупки является поставка оборудования для пищеблока детского сада на 280 мест г. Барыш.
Пункт 10 раздела 1 "Общие сведения о закупке" документации N 0168300001319000064 содержит указание на то, что описание объекта закупки содержится в Приложении N 1 документации.
Приложение N 1 к документации "Описание объекта закупки и количество" содержит подробное описание необходимого заказчику оборудования в виде таблицы с указанием наименования товара (по 31 позиции), характеристик товара, единиц измерения и количества.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Из положений статьи 33 и 66 Закона о контрактной системе следует, что в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик в документации:
1) указывает на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определяет, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определяет, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставляет требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
В ходе анализа положений аукционной документации Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что Приложение N 1 "Описание объекта закупки и количество" содержит подробное описание объекта закупки и не содержит указание на то, какие именно потребительские свойства, функциональные и технические характеристики товаров являются показателями, установленными заказчиком для определения соответствия закупаемых товара, установленным заказчиком требованиям, а также указания на то в отношении каких показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений и в отношении каких показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя), что нарушает положения частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Приложение N 1 к документации не выделяет среди сплошного текста описания товара что именно из указанного заказчиком описания в отношении товара является его характеристиками и их показателями, а также не содержит указания на то, какие требования к показателям установлены заказчиком и в каком виде их необходимо предоставить участникам закупки, для дальнейшего указания их в контракте и осуществления заказчиком приемки товара.
Далее Комиссия Ульяновского УФАС России приводит пример на основе разбора одной из позиций технического задания и отмечает, что нарушение частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе содержится во всем техническом задании в отношении всех позиций:
Пункт 6 "Шкаф жарочный" | |
Текст приложения N 1 |
Комментарий антимонопольного органа |
"Шкаф жарочный должен быть 3-х секционный и предназначен для приготовления различных блюд и кондитерских изделий" |
Характеристикой является только требование "3-х секционный", при этом заказчиком не установлено в каком виде участник должен указать эту характеристику - изменяется она или нет участником; "предназначен для приготовления различных блюд и кондитерских изделий" - характеристикой не является |
"Шкаф жарочный должен иметь регулируемые по высоте ножки или ножки на колесах" |
характеристикой товара в данном предложении являются только требования к конструкции - "регулируемые по высоте ножки или ножки на колесах"; Заказчиком не установлено в каком виде участник должен указать характеристики конструкции шкафа - указывается одно из двух значений на выбор или необходимо чтобы товар имел обе характеристики; слова "должен быть выполнен" - характеристикой не является |
Шкаф жарочный должен быть выполнен из нержавеющей стали. |
характеристикой является только требование к материалу "нержавеющая сталь", при этом заказчиком не установлено в каком виде участник должен указать эту характеристику - изменяется она или нет участником; слова "должен быть выполнен" - характеристикой не является |
Шкаф жарочный должен работать от 4-х проводной электрической сети напряжением не менее 380В переменного тока с частотой 50 Гц с наличием заземляющего провода и предназначен для установки в помещениях с относительной влажностью более 55% при температуре не ниже +20. |
характеристикой является только требование к напряжению сети "не менее 380В переменного тока с частотой 50 Гц", "наличие заземления" при этом заказчиком не установлено в каком виде участник должен указать эту характеристику - изменяется она или нет участником; слова "должен работать", "предназначен" и температурный режим помещений - характеристикой не являются |
Шкаф жарочный 3-х секционный должен иметь панель управления с датчиком реле температуры. |
характеристикой является только требование к наличию "панели управления с датчиком реле температуры", при этом заказчиком не установлено в каком виде участник должен указать эту характеристику - изменяется она или нет участником; слова "должен иметь" - характеристикой не является |
Габаритные размеры шкафа жарочного: длина не более 1225 мм, ширина не менее 770 мм, высота не менее 1540 мм |
заказчиком не установлено в каком виде участник должен указать эти характеристики - изменяются они или нет участником, необходимо ли ее указать со словами "не более" и "не менее" |
Габаритные размеры противней, используемых в шкафу жарочном, (ДхШ) не менее 600х400 мм. | |
Вместимость (уровней) не менее 6 шт. | |
Каждая секция жарочного шкафа состоит из: металлического корпуса и трубчатых электронагревателей (далее ТЭНов), которые расположены в верхней и нижней частях шкафа; двери с большим смотровым окном для контроля процесса приготовления пищи. |
заказчиком не установлено в каком виде участник должен указать эту характеристику конструкции товара- изменяется она или нет участником |
Для уменьшения потерь тепла корпус духового шкафа обернут теплоизоляцией и алюминиевой фольгой |
характеристикой товара в данном случае является требование о наличии теплоизоляции; заказчиком не установлено в каком виде участник должен указать эту характеристику конструкции товара- изменяется она или нет участником; слова "Для уменьшения потерь тепла" - характеристикой не являются |
Для удобства эксплуатации шкаф жарочный оснащен: не менее 2 термометрами показывающие температуру воздуха в каждой камере; верхними и нижними нагревательными элементами с возможностью отключения; откидной дверью с двойным смотровым окном. |
заказчиком не установлено в каком виде участник должен указать эту характеристику конструкции товара- изменяется она или нет участником; слова "Для удобства эксплуатации" - характеристикой не являются |
Диапазон регулирования температуры в жарочном шкафу должен быть не уже 100_290°С. |
заказчиком не разъяснено в каком виде необходимо представить данную характеристику, что означает "не уже"; слова "должен быть" - характеристикой не являются |
Для установки противней на боковых стенках жарочного шкафа предусмотрены съемные направляющие. |
характеристикой в данном предложении является только требование о наличии "на боковых стенках жарочного шкафа съемных направляющих для установки противней", при этом заказчиком не установлено в каком виде участник должен указать эту характеристику конструкции товара- изменяется она или нет участником |
Каждая камера оборудована выключателями, регуляторами и нагревательными элементами верхнего и нижнего ТЭНов. |
характеристикой в данном предложении является только требование о наличии "выключателей, регуляторов и нагревательных элементов верхнего и нижнего ТЭНов", при этом заказчиком не установлено в каком виде участник должен указать эту характеристику конструкции товара- изменяется она или нет участником |
Климатическое исполнение шкафа жарочного должно быть УХЛ 4 или УХЛ 3. |
характеристикой товара в данном предложении являются только требования к климатическому исполнению - "УХЛ 4 или УХЛ 3"; заказчиком не установлено в каком виде участник должен указать характеристики конструкции шкафа - указывается одно из двух значений на выбор или необходимо чтобы товар имел обе характеристики; слова "должно быть" - характеристикой не является |
Рабочее значение верхнего предела температуры воздуха при эксплуатации шкафа жарочного должно быть до +40°С |
ранее (4 строка данной таблицы) заказчиком было установлено требование к помещениям в которых эксплуатируется товар, которое противоречит данному требованию |
Каждая секция жарочного шкафа комплектуется не менее 2 шт. противнями |
заказчиком не установлено в каком виде участник должен указать эту характеристику - изменяется она или нет участником, необходимо ли ее указать со словами "не менее" |
Масса не более 290 кг |
заказчиком не установлено в каком виде участник должен указать эту характеристику - изменяется она или нет участником, необходимо ли ее указать со словами "не более" |
Климатическое исполнение шкафа жарочного и показатели по нему должны соответствовать ГОСТ 15150-69 "Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды" |
Требование о соответствии ГОСТ не является характеристикой, кроме того заказчиком уже несколько раз устанавливались различные климатические требования к товару в связи с чем возникает вопрос о целесообразности дублирования подобных характеристик |
Аналогичные вопросы по неоднозначному описанию, в котором не выделены характеристики товаров и требования к указанию их значений, возникают по ВСЕМ позициям приложения N 1 к документации.
При этом, заказчиком не представлено документов и сведений (документально подтвержденных - паспорт товара, официальное письмо производителя, инструкция по эксплуатации и прочее), позволяющих прийти к однозначному выводу о том, что по совокупности требований к техническим характеристикам товара, установленным в приложении N 1 к документации соответствует товар не менее чем двух производителей.
Представленная заказчиком таблица не содержит сведений об источниках информации, которые бы подтверждали доводы заказчика о том, что данный товар также соответствует техническому заданию, иных документов и сведений, подтверждающих указанный довод, заказчиком также представлено не было.
Таким образом, жалоба ООО "Торгтехоборудование" является обоснованной.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, утвержденным постановлением администрации муниципального образования "Барышский район" от 26.11.2014 г. N 1373-А, заказчик формирует технико-экономическое задание, которое должно содержать описание объекта закупки, в том числе показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика, и направляет данное технико-экономическое задание для размещения в уполномоченный орган.
Учитывая изложенное, нарушение частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе допущено заказчиком, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Относительно доводов заказчика о том, что поскольку денежные средства заложены в бюджет 2019 года внесение изменений в документацию может привести к риску невозможности исполнения обязательств по контракту со стороны заказчика в 2019 году Комиссия Ульяновского УФАС России поясняет, что завершение финансового года и несвоевременное планирование процедуры закупки не освобождают заказчика от соблюдения требований законодательства о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Торгтехоборудование" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязать:
- аукционную комиссию устранить допущенное заказчиком нарушение путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки N 0168300001319000064,
- заказчика устранить допущенное нарушение путем внесения изменений в извещение и аукционную документацию N 0168300001319000064, продления срока приема заявок на участие в аукционе в соответствии с требованиями законодательства,
на что выдать предписание.
4. Передать материалы дела N 073/06/33-16 142/2019 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии |
|
Члены комиссии |
|
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 26 ноября 2019 г. N 073/06/33-16142/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.12.2019