Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Апекс" на действия ГК "Агентство по страхованию вкладов" при проведении открытых торгов по продаже имущества должника (сообщение N 4352960) (далее - Торги),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии
с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона
от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон
о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов. Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС России от 22.04.2014 N 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.
Согласно пункту 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.
Таким образом, проведение спорных Торгов является обязательным в силу Закона о банкротстве, в связи с чем рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоба на обязательные в силу закона торги.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Организатора торгов выразилось в неправомерной отмене Торгов.
Согласно извещению о проведении Торгов торги должны были проводиться на электронной площадке с 07.11.2019 по 27.11.2019.
В соответствии с пунктом 4 статьи 448 ГК РФ если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.
Вместе с тем 07.11.2019 Организатор торгов отказался от проведения Торгов, то есть, по мнению Заявителя, позднее, чем за три дня до даты проведения торгов.
Представители Организатора торгов возразили, пояснили следующее.
В сообщении о проведении Торгов указано безусловное право Организатора торгов отказаться от проведения Торгов в срок не позднее, чем за 3 дня до даты подведения итогов Торгов.
По смыслу положений пункта 4 статьи 3 Закона о банкротстве при проведении торгов в форме публичного предложения происходит пошаговое снижение цены до тех пор, пока заинтересованное лицо не представит организатору торгов надлежаще оформленную заявку у указанием цены приобретения, равной цене соответствующего этапа публичного предложения либо превышающей ее (определение Верховного суда Российской Федерации от 10.05.2017 N 305-КГ16-201917). Соответственно, если такая заявка поступила, дальнейшее снижение цены не происходит, то Организатор торгов должен подвести итоги торгов.
Организатор торгов после окончания срока на подачу заявок рассматривает поступившие заявки, по результатам чего в порядке части 12 статьи 110 Закона о банкротстве принимает решение о допуске заявителей к участию в торгах. В последующем в порядке части 15 статьи 110 Закона о закупках принимается решение об определении победителя торгов.
Согласно п. 7.1 приказа Минэкономразвития России от 23.07.2015 N 495 "Об утверждении порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве" по результатам проведения торгов оператором электронной площадки с помощью программно-аппаратных средств сайта формируется и направляется организатору торгов в форме электронного сообщения проект протокола о результатах проведения торгов при проведении торгов посредством публичного предложения - не позднее тридцати минут с момента получения от организатора торгов (по окончании любого периода проведения торгов или по завершении торгов вследствие поступления электронного сообщения, указанного в абзаце шестом пункта 6.1.3 указанного Порядка) протокола об определении участников торгов, согласно которому к участию в торгах допущен хотя бы один участник.
В этой связи датой проведения торгов следует считать дату подведения их итогов в соответствующем периоде (окончания сроков подачи заявок на соответствующем периоде), в котором поступила релевантная заявка (в рассматриваемом случае такой датой было 13.11.2019).
Соответственно, Организатор торгов вправе отказаться от проведения торгов до даты подведения их итогов. Если такой отказ имеет место с нарушением установленного п. 4 ст. 448 ГК РФ трехдневного срока, то Организатор обязан возместить участникам торгов реальный ущерб.
Организатором торгов отменены торги 07.11.2019, то есть более, чем за 3 дня до даты подведения итогов торгов первого периода торгов, длящегося с 07.11.2019 по 13.11.2019, что соответствует информации, содержащейся в сообщении о торгах и не противоречит ст. 448 ГК РФ.
Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств обратного не представил.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 25.11.2019 N ПО/62965/19.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 декабря 2019 г. N 077/07/00-15664/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.12.2019