Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
Рассмотрев дело N016/01/15-1149/2019 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (далее- Исполнительный комитет), МКУ "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района РТ" (далее - Управление) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее- Закон о защите конкуренции) в части бездействия органов муниципальной власти, повлекшего за собой незаконное использование <_> земельного участка с кадастровым номером <_> для осуществления коммерческих услуг, что приводит или может привести к устранению, недопущению, ограничению конкуренции, в отсутствие
-представителей Исполнительного комитета и Управления, извещённых надлежащим образом;
-представителя заинтересованного лица <_>, извещённого надлежащим образом;
УСТАНОВИЛА:
Основанием для возбуждения дела N016/01/15-1149/2019 послужило не исполнение Исполнительным комитетом и Управлением предупреждения NП06-31/2019 (исх.NИП-06/6659 от 07.05.2019).
Основанием для выдачи предупреждения NП06-31/2019 послужили следующие обстоятельства.
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение (вх.N2572 от 18.02.2019) от индивидуального предпринимателя <_> по вопросу правомерности пользования <_> земельным участком с кадастровым номером <_>.
В ходе рассмотрения обращения были установлены следующие обстоятельства.
Постановлением Исполнительного комитета от 27 апреля 2018 года N332 "Об утверждении схемы расположения нестационарных торговых объектов на территории Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Нижнекамска.
В указанную схему вошёл киоск для организации продаж страховых продуктов оформления, расположенный по адресу: <_>.
На основании постановления Исполнительного комитета от 14 сентября 2018 года N1925 "О проведении открытого аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" был проведён открытый аукцион на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Согласно пункту 26 приложения к постановлению от 14 сентября 2018 года N1925 разыгрывался киоск для организации продаж страховых продуктов оформления, расположенный по адресу: <_>.
Извещение о проведении указанного аукциона было размещено на сайте www.e-nkama.ru.
В ходе проведения торгов от 13 декабря 2018 года на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта (киоск для организации продаж страховых продуктов оформления, расположенный по адресу: <_>, лот N3) претендовали два участника: <_> и <_>.
Согласно протоколу комиссии о результатах открытого аукциона N3 победителем по указанному лоту был признан <_> с ценовым предложением 75 168 (семьдесят пять тысяч сто шестьдесят восемь) рублей.
28 декабря 2018 года по результатам аукциона между Исполнительным комитетом и <_> был заключён договор N23 на право размещения нестационарного торгового объекта.
Однако в ходе рассмотрения обращения <_> Татарстанским УФАС России установлено, что <_> также использует указанный земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, без правоустанавливающих документов.
В связи с наличием в бездействии Исполнительного комитета, Управления признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось бездействии указанных органов местного самоуправления, повлекшего незаконное использование <_> земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, для осуществления коммерческих услуг, Татарстанское УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, выдало Исполнительному комитету и Управлению предупреждение NП06-31/2019 о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства путём демонтажа незаконно установленного <_> объекта для осуществления коммерческих услуг.
Предупреждение необходимо было исполнить в течение 30 дней с момента получения. Предупреждение было получено Исполнительным комитетом и Управлением 08 мая 2019 года.
Следовательно, предупреждение должно было быть исполнено не позднее 09 июня 2019 года.
Однако в установленный срок предупреждение исполнено не было.
В соответствии с частью 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
В соответствии с частью 8 статьи 39.1 закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
На основании изложенного Татарстанским УФАС России издан приказ N01/325-к от 02 августа 2019 года о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела N016/01/15-1149/2019 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в бездействии органов муниципальной власти, повлекшего за собой незаконное использование <_> земельного участка с кадастровым номером <_> для осуществления коммерческих услуг, что приводит или может привести к устранению, недопущению, ограничению конкуренции.
В ходе рассмотрения дела N016/01/15-1149/2019 было подтверждено то обстоятельство, что <_> использует земельный участок для осуществления коммерческих услуг без законных на то оснований.
Также в ходе рассмотрения дела N016/01/15-1149/2019 установлены следующие обстоятельства.
01 февраля 2013 года между <_> (Арендодатель) и <_> (Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка, согласно которому арендодатель предоставляет Арендатору за плату во временное пользование часть земельного участка (площадью 30 кв.м.), кадастровый номер <_> (изменен на <_>), категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <_>.
01 апреля 2016 года между <_> (Арендодатель) и <_> (Арендатор) было подписано соглашение о расторжении договора аренды от 01 февраля 2013 года.
23 марта 2016 года земельный участок с кадастровым номером <_> (далее - Земельный участок) был передан в собственность муниципального образования "город Нижнекамск" Нижнекамского муниципального района РТ.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан по делу NА65-5998/2019 от 28 мая 2019 года и, соответственно, опровержению не подлежат.
После того, как права <_> на Земельный участок были прекращены 23 марта 2016 года в связи с подписанием соглашения о расторжении договора аренды от 01 февраля 2013 года, ни прежний собственник Земельного участка, ни муниципальное образование не выдавало <_> разрешения на установку киоска для осуществления коммерческих услуг.
Указанный павильон был размещен <_> самовольно вопреки разрешенному виду использования Земельного участка и отсутствию разрешения на размещение нестационарного торгового объекта. Доказательств обратного в ходе рассмотрения дела N016/01/15-1149/2019 не представлено.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела N016/01/15-1149/2019 Управлением представлен акт обследования земельного участка от 24.01.2019 N19-об, в котором указано:
- данный земельный участок (<_>) не огорожен забором. На указанном земельном участке в нарушение ст. 7.1 КоАП РФ, используется земельный участок <_>, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок, который установил на данном земельном участке вагончик для осуществления коммерческих услуг автострахования, размеры вагончика в ширину 3 м., в длину 8 м., общей площадью 24 кв.м., иных объектов недвижимого имущество не обнаружено.
В соответствии со статьёй 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В то же время, частью 3 статьи 212 ГК РФ предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в государственной, муниципальной собственности.
Такие особенности устанавливаются в том числе земельным и антимонопольным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В соответствии с пунктом 11 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, утверждённого постановлением Исполнительного комитета от 31 июля 2018 года N604, предоставление заявителям права на размещение нестационарного торгового объекта в местах, определённых схемой размещения, осуществляется на основании договора на право размещения нестационарного торгового объекта, заключённого по результатам торгов, проводимых в форме аукциона.
Однако <_> вопреки Положению разметил и использовал объект нестационарной торговли без договора, заключённого по результатам открытого аукциона.
Указанное обстоятельство ставит <_> в преимущественное положение перед другими хозяйствующими субъектами, устанавливающими и использующими нестационарные торговые объекты для осуществления предпринимательской деятельности, так как последние вынуждены вступать в конкурентную борьбу и нести финансовые затраты.
К незаконному использованию <_> Земельного участка привело бездействие Управления, выразившееся в отсутствии действий по прекращению незаконных прав владения и пользования Земельным участком <_>.
Согласно устным пояснениям представителя Управления, сделанными 08 октября 2019 года на заседании Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела N016/01/15-1149/2019, первые шаги по осуществлению действий, направленных на прекращение незаконных прав владения и пользования <_> Земельным участком были совершены после вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Татарстан по делу NА65-5998/2019, а именно после 03 сентября 2019 года.
Следовательно, <_> использовал Земельный участок незаконно с 01 апреля 2016 года, а первые шаги по устранению нарушения органами местного самоуправления Нижнекамского муниципального района были совершены только 3,5 года спустя.
Согласно постановлению Исполнительного комитета N2380 от 05 декабря 2014 года "Об утверждении в новой редакции Административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля" Управление наделено полномочием по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования города Нижнекамск Нижнекамского муниципального района.
Согласно пункту 1.4.1 Административного регламента исполнения муниципальным казенным учреждением "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального образования города Нижнекамск Нижнекамского муниципального района, утверждённого постановлением комитета N2380 от 05 декабря 2014 года, орган муниципального земельного контроля осуществляет муниципальный земельный контроль за порядком использования земельных участков, а именно за использованием земельных участков без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю, и самовольным занятием земельных участков.
Таким образом, к моменту самовольного занятия и использования <_> (01 апреля 2016 года) Управление обладало полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального образования города Нижнекамск, однако не приняло мер для устранения нарушения земельного законодательства.
Таким образом, Управление является органом местного самоуправления Нижнекамского района Республики Татарстан, ответственным за осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования города Нижнекамск Нижнекамского муниципального района.
В соответствии с пунктом 2 статьи 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.
Управлением не было предпринято действий по осуществлению муниципального земельного контроля в соответствии с нормативными - правовыми актами Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Таким образом, отсутствие надлежащего муниципального земельного контроля со стороны Управления привело к тому, что Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, использовался <_> без проведения конкурентных процедур.
В условиях справедливой конкуренции земельной участок мог быть выставлен на торги в целях расширения круга лиц, желающих приобрести данный земельный участок, что способствовало бы развитию конкуренции.
Также Комиссия отмечает, что вышеуказанное использование Земельного участка <_> нарушает такой принцип земельного законодательства как платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату.
Незаконное использование <_> Земельного участка без проведения торгов и заключения договора аренды или купли-продажи приводит к упущенной выгоде муниципального бюджета, так как при законном использовании Земельного участка муниципальный бюджет имел бы прибыль от арендных платежей или единого платежа от договора купли-продажи.
В соответствии с частью 5.1. статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
В рамках рассмотрения настоящего дела Комиссией были проанализированы сложившиеся в период с 2018 год по 2019 год рыночные отношения на товарном рынке, на котором усматриваются признаки нарушения в действиях ответчиков, - временной интервал исследования товарного рынка.
Для определения товарного рынка необходимо установление его продуктовых границ и географических границ.
Продуктовые границы товарного рынка в рассматриваемом случае определяются предоставлением права на размещение и эксплуатацию нестационарных торговых объектов.
Географические границы товарного рынка в рассматриваемом случае определяются границами Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
В соответствии со статьёй 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.
Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.
Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.
Вышеуказанное бездействие Управления образует состав нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, так как ставит <_> в преимущественное положение перед другими хозяйствующими субъектами на территории Нижнекамского муниципального района, осуществляющими предпринимательскую деятельность с использованием нестационарных торговых объектов.
Кроме того, на данный момент в Нижнекамском муниципальном районе Республики Татарстан отсутствует порядок по выявлению, демонтажу, перемещению и хранению незаконно установленных объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
Согласно письменным пояснениям Управления "На сегодняшний день Исполнительным комитетом разрабатывается нормативно-правовой акт о порядке выявления и демонтажа незаконно установленных нестационарных торговых объектов на территории Нижнекамского муниципального района. Проект Постановления Руководителя Исполнительного комитета размещен на портале Правительства РТ для проведения антикоррупционной экспертизы (http://anticorruption.tatarstan.ru/rus/anticorruption/expertise/list/tka ma.htm)".
Согласно указанному сайту антикоррупционная экспертиза проекта постановления Руководителя Исполнительного комитета о порядке выявления и демонтажа незаконно установленных нестационарных торговых объектов на территории Нижнекамского муниципального района проводилась с 31 октября 2019 года по 08 ноября 2019 года. На момент вынесения решения по настоящему делу результат проведения антикоррупционной экспертизы не известен.
Отсутствие порядка выявления и демонтажа незаконно установленных нестационарных торговых объектов может привести к ситуации, при которой у органа местного самоуправления не будет иметься правовых способов для демонтажа незаконно установленных нестационарных объектов, что позволит недобросовестным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям незаконно использовать землю, находящуюся в публичной собственности, для осуществления предпринимательской деятельности и извлечения прибыли.
Также необходимо отметить то обстоятельство, что постановлением Исполнительного комитета N406 от 13 июля 2018 года признано утратившим силу с 6 июня 2018 года постановление Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района от 5 декабря 2014 года N 2380 "Об утверждении в новой редакции Административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля".
Изучив официальный сайт Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (https://www.e-nkama.ru/documents/3393) Комиссия установила, что после отмены постановления Исполнительного комитета от 5 декабря 2014 года N 2380 "Об утверждении в новой редакции Административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля" не было принято какого-либо нового нормативно-правового акта, регламентирующего осуществление муниципального земельного контроля на территории города Нижнекамск.
Однако указанное обстоятельство не влияет на правовую оценку того, что Управление в период действия постановления Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района от 5 декабря 2014 года N 2380 не принимало мер для устранения нарушения земельного законодательства, допущенного <_>.
В соответствии со статьёй 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссией в адрес ответчиков и заинтересованного лица было направлено заключение об обстоятельствах дела N016/01/15-1149/2019
До окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения ответчики возражения в письменной форме не представили.
Ответчики в рамках рассмотрения антимонопольного дела не представили документы и информацию о том, что вменяемые нарушения антимонопольного законодательства были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данных юридических лиц, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований норм действующего законодательства, в том числе антимонопольного.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.
В рассматриваемом случае в целях обеспечения конкуренции и равных условий осуществления предпринимательской деятельности с использованием нестационарных торговых объектов Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Управлению предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путём освобождения земельного участка с кадастровым номером <_> от нестационарного торгового объекта, установленного <_>.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать МКУ "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района РТ" нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в бездействии, повлекшего за собой незаконное использование <_> земельного участка с кадастровым номером <_> для осуществления коммерческих услуг, что приводит или может привести к устранению, недопущению, ограничению конкуренции.
2. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.
3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному принимать решение о направлении предупреждения, для рассмотрения вопроса о выдаче предупреждения Исполнительному комитету Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в части отсутствия в Нижнекамском муниципальном районе Республики Татарстан нормативно-правового акта, регламентирующего порядок выявления и демонтажа незаконно установленных нестационарных торговых объектов.
4. Выдать МКУ "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района РТ" предписание о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства.
5. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 2 декабря 2019 г. N 016/01/15-1149/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.12.2019