Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
рассмотрев жалобу ООО "ГЛАВСТРОЙПОСТАВКА" (далее - Заявитель) на действия ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 4438/ОАЭ-ДКСС/19 на право заключения договора поставки инженерно-технологического оборудования, включая выполнение монтажных и пуско-наладочных работ (реестровый N 31908139415) (далее - Закупка), в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Действия (бездействие) заказчиков, комиссии по осуществлению закупок по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4 - 6 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках отдельными юридическими лицами), обжалуются в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 пункту 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в административном порядке осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В свою очередь, Законом о закупках провозглашены принципы, которым должны соответствовать действия заказчика при проведении конкурентной процедуры в порядке регулирования указанного закона. К таковым относятся принцип информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Заявитель в жалобе не согласен с действиями заказчика по отклонению его заявки от участия в торгах.
26.07.2019 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), на сайте www.rzd.ru (раздел "Тендеры") и на https://www.rtstender.ru опубликованы извещение о проведении закупки и закупочная документация.
В соответствии с Законом о закупках правовую основу закупок товаров, работ и услуг лицами, подпадающими под действие данного закона, составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), непосредственно сам Закон о закупках, а также положение о закупке, при этом положение о закупке в силу статьи 2 Закона о закупках является основополагающим документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки, включая способы закупки и условия их применения.
При организации и проведении закупки Заказчик руководствовался Законом о закупках и Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО утвержденным советом директоров ОАО "РЖД" 28.06.2018 (далее Положение о закупке ОАО "РЖД"), а также аукционной документацией.
ООО "ГЛАВСТРОЙПОСТАВКА" обратилось с жалобой в антимонопольный орган, где указало в качестве основания для подачи жалобы несогласие с установленным сроком на исполнение договора. Заказчик считает доводы, изложенные в жалобе, не соответствующими действительности в силу следующих обстоятельств.
На заседании Комиссии заказчика пояснил, что 26.08.2019 Московским УФАС России вынесено решение по жалобе ООО "Северная энергетическая компания" на действия (бездействие) ОАО "РЖД" при проведении закупки, в соответствии с которым указанная жалоба признана обоснованной. На основании указанного решения выдано предписание, в соответствии с которым ОАО "РЖД" предписано совершить ряд мероприятий в отношении проведения закупки.
В рамках исполнения предписания ОАО "РЖД", в том числе возвращены участникам закупки ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в закупке, внесены изменения в закупочную документацию, продлен срок приема заявок на участие в закупке, назначена новая дата окончания подачи заявок, дата рассмотрения заявок, дата подведения итогов закупки.
Согласно изменениям в закупочную документацию: дата окончания срока подачи заявок являлась 13 ноября 2019 в 10:00 ч. московского времени, рассмотрение заявок 25 ноября 2019.
Пунктом 4 Технического задания документации установлено, что поставка товаров, выполнение работ должны быть осуществлены с момента заключения договора и не позднее 30 декабря 2019 г., в то время как Техническим заданием в редакции от 26.07.2019 срок поставки товаров и выполнения работ был указан до 1 декабря 2019.
28.10.2019 и 12.11.2019 заказчиком давались разъяснения закупочной документации в части сроков исполнения договора, согласно которым заказчик разъяснял, что оборудование является типовым изделием полной заводской готовности. Индивидуального изготовления не требуется. Таким образом, срок поставки, указанный в аукционной документации, является достаточным для осуществления поставки оборудования и выполнения победителем своих обязательств.
На основании изложенного, срок поставки товара обусловлен потребностью заказчика, в связи с чем Комиссия Управления не усматривает в действиях последнего нарушения требований Закона о закупках.
В силу ст. 10 ГК РФ участники гражданского оборота должны действовать добросовестно.
В соответствии с п. 6 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ NО закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи З Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.
Согласно ранее упомянутому п. 6 Обзора судебной практики Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
На основании изложенного Комиссия приняла решение признать жалобу заявителя необоснованной.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ГЛАВСТРОЙПОСТАВКА" (ИНН 7720696345) на действия АО "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727) при проведении закупки необоснованной.
Снять ограничение на размещение торгов, наложенное письмом Московского УФАС России от 21.11.2019 N ПО/62220/19.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 ноября 2019 г. N 077/07/00-15418/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.12.2019