Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>
при участии представителей:
от АО НИП "Информзащита": <...>
от ПАО "МОЭСК": <...>
от АО "Управление ВОЛС-ВЛ": <...>
рассмотрев жалобу АО НИП "Информзащита" (далее также - Заявитель, Общество) на действия ПАО "МОЭСК" (далее также - Заказчик) при проведении конкурса на право заключения договора на оказание услуг по созданию системы защиты баз данных для нужд ПАО "МОЭСК" (реестровый N 31908279094) (далее - Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении его заявки от участия в Конкурсе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках). Указанное Положение о закупках в редакции, действующей на дату размещения извещения о проведении закупки, размещено в ЕИС - 30.01.2019.
Извещение о проведении Конкурса с начальной (максимальной) ценой договора в размере 66 000 000, 00 руб. размещено на Официальном сайте 06.09.2019.
Из протокола рассмотрения заявок от 22.10.2019 (далее - Протокол) следует, что заявка Общества отклонена от дальнейшего участия со следующим обоснованием:
"- не соответствует п. 4.2.1 Технического задания (В соответствии с разделом 4.2.1 Общие функциональные требования ТЗ, СЗБД должна обладать возможностью блокировки локальных подключений пользователей средствами агента.
Указанное требование несёт важную составляющую защиты инсталляции СУБД заказчика. В рамках локальных подключений непосредственно к серверу СУБД на уровне ОС администратор или злоумышленник может подключиться в консоль БД непосредственно через ОС. Такое обращение возможно встроенными средствами ОС или проприетарном ПО самой СУБД. В этом случае в предлагаемом техническом решении (Гарда БД) конфигурации, возможно будет только обнаружить несанкционированное обращение к БД.
Гарантированно блокировать такое обращение будет невозможно без способности такой блокировки непосредственно самим агентом системы защиты.);
не соответствует п. 4.2.4 Технического задания (Согласно требованиям 4.2.4. Технического задания, в СЗБД должны быть представлены встроенные политики ИБ СУБД, включающие рекомендации международных стандартов и лучших практик ИБ. В соответствии с комментарием Участника, предлагаемая СЗБД содержит список отдельных преднастроенных политик, противодействующих отдельным типам уязвимостей СУБД, но не содержит политик, содержащих правила, обеспечивающих комплексную защиту СУБД в соответствии с рекомендациями международных стандартов и лучших практик ИБ, согласно требованиям Технического задания)".
Заявитель с указанными основаниями отклонения не согласен, так как, по его мнению, Техническое предложение полностью соответствовало требования Технического задания Заказчика.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в рамках рассмотрения конкурсной заявки Общества со стороны Заказчика был направлен дополнительный запрос на разъяснения Технического предложения участника, в том числе о функциональной возможности СЗБД блокировки локальных подключений пользователей средствами агента и наличии в СЗБД встроенной политики ИБ СУБД, включающие рекомендации международных стандартов и лучших практик.
Вместе с тем Заявителем не подтверждено соответствие вышеуказанным требованиям, в связи с чем, по мнению Заказчика, заявка Общества подлежала отклонению от участия в конкурентной закупке.
В соответствии с пунктом 2.11.5.4 раздела 2.11.5 Конкурсной документации дополнительные запросы направляются одновременно (в один день) всем участникам, у которых был выявлен факт несоответствия.
Однако, представитель Заказчика затруднился пояснить, каким требованиям, установленным Заказчиком в Конкурсной документации, не соответствовало Техническое предложения Заявителя.
Комиссия оценивает действия Заказчика критически в связи с тем, что такие действия не соответствуют принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, закрепленный в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Кроме того, пункт 4.2.1 Технического задания не содержит конкретного способа блокировки локальных подключений, в связи с чем Заявитель в ответ на запрос разъяснений Заказчика указал один из вариантов решения необходимой задачи, который в полной мере соответствует требованию о блокировке соединения агентом.
Относительно соответствия Технического предложения Заявителя требованиям 4.2.4 Технического задания в ответ на запрос разъяснений Заказчика Обществом был представлен список преднастроек политик системы "Гарда БГ" с описанием критериев срабатывания, а также перечень настраиваемых пользовательских списков.
При этом в системе "Гарда БД" содержатся встроенные политики ИБ СУБД, включающие рекомендации как международных стандартов, так и лучших практик ИБ.
Действительность приведенных доводов подтверждается ответом производителя продукции ООО "Гарда Технологии" от 28.10.2019 N 2580/19, представленным Заявителем в материалы дела.
Вместе с тем Заказчиком не представлено доказательств, опровергающих доводы Заявителя, и подтверждающих обоснованность отклонения заявки Общества по основаниям, указанным в Протоколе.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Резюмируя изложенное, Комиссия, основываясь на представленных в материалы дела доказательствах в их совокупности и взаимосвязи, с учетом фактических обстоятельств дела, приходит к выводу о неправомерности отклонения заявки Общества от дальнейшего участия в Конкурсе, и признает жалобу обоснованной.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО НИП "Информзащита" (ОГРН: 1027739250318, ИНН: 7702148410) на действия ПАО "МОЭСК" (ОГРН: 1027739737321, ИНН: 7707274249) при проведении Конкурса обоснованной.
Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объёме).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 ноября 2019 г. N 077/07/00-13808/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.11.2019