Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
при участии представителей:
от ООО "Парус" - <...> (по доверенности от 04.09.2019 N 15),
от ОАО "РЖД" - <...> (по доверенности от 03.09.2019 N 700-ДП),
рассмотрев жалобу ООО "Парус" (далее - Заявитель) на действия ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по вырубке нежелательной древесно-кустарниковой растительности в охранных зонах воздушных линий электропередач Октябрьской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" (реестровый N 31908068824, лот N 2) (далее - Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно отклонил его заявку
от дальнейшего участия в Конкурсе.
Представитель Заказчика против удовлетворения жалоб возражал, представил запрашиваемые документы по спорному Конкурсу.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу
о возможности рассмотрения указанных жалоб в порядке статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи
3 Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закона о закупках).
Комиссия, рассмотрев жалобу Заявителя, приняла решение о признании
ее обоснованной, исходя их следующих фактических обстоятельств дела.
Как следует из материалов дела, Заказчиком в единой информационной системе закупок опубликовано извещение о проведении Конкурса.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки конкурсных заявок от 19.08.2019
N 435/ОКЭ-ТЭ/19/2 (далее - Протокол) заявка Заявителя отклонена на основании п. 3.6.6.1 Конкурсной документации в связи с непредставлением определенных Конкурсной документацией документов в составе конкурсной заявки, а именно:
документы о наличии требуемого опыта - договоры на выполнение работ, предоставляются все листы договоров со всеми приложениями.
Указанное в тексте договора от 2 августа 2017 г. N 02/08/17-1, заключенного с ООО "Брянскземпроект" (ИНН 3257031983) приложение N 3 "Календарный план-график", являющееся неотъемлемой частью договора, в составе представленной документации отсутствует.
Указанное в тексте договора от 20 июля 2017 г. N 20/07/17, заключенного с ООО "Брянскземпроект" (ИНН 3257031983) приложение N 3 "Календарный план-график производства работ", являющееся неотъемлемой частью договора, в составе представленной документации отсутствует.
Указанные в тексте договора от 4 октября 2017 г. N 04-10/17, заключенного с ООО "Брянскземпроект" (ИНН 3257031983) приложения N 2 "Сводный расчет стоимости работ" и N 3 "Календарный план-график производства работ", являющиеся неотъемлемыми частями договора, в составе представленной документации отсутствуют.
Указанные в тексте договора от 3 октября 2017 г. N 03-10/17, заключенного с ООО "Брянскземпроект" (ИНН 3257031983) приложения N 2 "Сводный расчет стоимости работ" и N 3 "Календарный план-график производства работ", являющиеся неотъемлемыми частями договора, в составе представленной документации отсутствуют.
Согласно п. 1.9 Конкурсной документации участник должен иметь опыт по фактически выполненным работам в области борьбы с нежелательной древесно-кустарниковой растительностью, включающий в себя комплекс работ по вырубке деревьев и кустарников и/или удаление нежелательной растительности, стоимость которых должна составлять не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в приложении N 1.1
к Конкурсной документации. При этом учитывается стоимость всех выполненных работ участником закупки (с учетом правопреемственности) в области борьбы
с нежелательной растительностью.
Исходя из текста жалобы, Заказчику надлежало осуществить допуск заявки Заявителя к участию в процедуре, в дальнейшем оценку опыты Заявителя провести без учета четырех договоров указанных в Протоколе.
В соответствии с п. 3.6.6.1 Конкурсной документации участник конкурса не допускается к участию в конкурсе в случаях, установленных Конкурсной документацией, в том числе за непредставление определенных Конкурсной документацией документов и/или предоставления информации об участнике конкурса или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, несоответствующей действительности.
Комиссией установлено, что Заявителем для соответствия квалификационному требованию представлено 14 договоров.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что оценка представленных документов и сведений производилась в совокупности и потому, при наличии 4 несоответствующих договоров, анализ остальных десяти договоров произведен не был, что в итоге было отражено в Протоколе как непредставление документов.
Комиссия отмечает, что однозначно из Конкурсной документации не следует именно такой порядок оценки заявки на соответствие квалификационному требованию, как его описал Заказчик в возражениях на жалобу.
Таким образом, даже при условии реального несоответствия представленных договоров указанных в Протоколе, Заказчику надлежало рассмотреть оставшиеся 10 договоров.
Заявитель в свою очередь пояснил, что 10 договоров, не рассмотренных Заказчиком позволяли его заявке преодолеть порог в 20 % от НМЦ, как установлено
пунктом 1.9 Конкурсной документации.
Более того, Комиссия исходит из того, что требование о представлении документов, подтверждающих наличие у участника опыта выполнения работ нельзя рассматривать как надлежащее ввиду того, что представление указанных договоров не является гарантией исполнения, надежности участника, в связи с чем Комиссия усматривает нарушение в действиях Заказчика, выразившиеся в формировании Конкурсной документации повлекшей ограничение количества участников Конкурса.
Заказчик, устанавливая подобное требование на этапе подачи заявок, не защищает себя от ненадлежащим образом подготовленного исполнителя договора, а, напротив, фактически рискует получить в контрагенты лицо, которое в спешном порядке заключило серию сделок, позволяющих формально войти в круг участников Конкурса.
При этом в целях защиты Заказчика от лица, ненадлежащим образом исполняющего свои обязательств, законодателем введен институт публично-правовой ответственности в виде включения сведений о таких лицах в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Реализуя свое право на участие в закупочной процедуре, участник, согласившись на условия проведения Конкурса, подает соответствующую заявку.
При таких обстоятельствах заключение договора на условиях, установленных
в Конкурсной документации, является обязанностью как участника, так и Заказчика, исходя из положений статьи 5 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участкам закупки.
В связи с этим установление дополнительного механизма отбора, который способен исключить из числа возможных участников Закупки лиц, имеющих как соответствующие намерения, так и соответствующие возможности, не может отвечать правилам и принципам проведения закупок, установленным
в законодательстве.
Таким образом, следует признать, что установленная Заказчиком практика включения спорного требования в состав Конкурсной документации, учитывая, что в любом случае услуги данного типа обязаны оказываться равнозначно качественно, не является общепринятым и допустимым способом защиты от действий недобросовестного контрагента, и, как следствие, основания расценивать отнесение данного бремени на участника как обоснованное требование отсутствуют.
Особенно вызывает вопросы установление указанного критерия допуска при проведении Конкурса, предполагающего конкуренцию в том числе по нестоимостным критериям, среди которых может быть и оценка по опыту.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что отклонение заявки Заявителя является следствием утверждения в Конкурсной документации ненадлежащих требований к участнику Конкурса.
В данном случае действия Заказчика, выразившиеся в отклонении заявки Заявителя не соответствуют принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Также на заседании Комиссии представителем Заказчика заявлено, что в ходе рассмотрения документов в составе заявки Заявителя, у первого возникли сомнения в легитимности представленных договоров, в связи с чем, Заказчиком было направлено заявление в правоохранительные органы.
При этом ответа на указанное заявление на заседании Комиссии не представлено, а Протокол не содержит оснований отклонения за представление недостоверных сведений.
Доказательств, свидетельствующих об обратном Заказчиком в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Парус" (ОГРН: 1175275034197, ИНН: 5260442112) на действия ОАО "РЖД" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727) при проведении Конкурса обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде
в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 077/07/00-9162/2019 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
05.09.2019 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 05.09.2019 по делу N 077/07/00-9162/2019,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ОАО "РЖД" (далее также - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по вырубке нежелательной древесно-кустарниковой растительности в охранных зонах воздушных линий электропередач Октябрьской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" (реестровый N 31908068824) устранить допущенные нарушения, а именно:
Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения конкурентной процедуры, за исключение протокола вскрытия конкурсных заявок, представленных для участия в открытом конкурсе в электронной форме N 435/ОКЭ-ТЭ/19 на право заключения договора выполнения работ по вырубке нежелательной древесно-кустарниковой растительности в охранных зонах воздушных линий электропередач Октябрьской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" от 22.07.2019.
Заказчику рассмотреть поданные заявки на участие в Конкурсе с учетом решения Комиссии от 05.09.2019 по делу N 077/07/00-9162/2019.
Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях
в Единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Заказчику завершить процедуру с учетом решения Комиссии
от 05.09.2019 по делу N 077/07/00-9162/2019, в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Конкурсной документации.
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 23.12.2019.
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 25.12.2019 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 сентября 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.11.2019