по результатам рассмотрения жалобы ООО "СИНКО" на действия (бездействие) оператора электронной площадки и заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
21.11.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
"..."
рассмотрев жалобу ООО "СИНКО" от 14.11.2019 N 298 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" и оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" при проведении открытого аукциона в электронной форме N 6302/ОАЭ-РЖДС/19 на право заключения договора на поставку смывающих и обезвреживающих средств (извещение N 31908349008), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "СИНКО" (далее - Заявитель) от 14.11.2019 N 298 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) и оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 6302/ОАЭ-РЖДС/19 на право заключения договора на поставку смывающих и обезвреживающих средств (извещение N 31908349008) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Кроме того, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд ОАО "РЖД" (далее - Положение о закупке).
Согласно документации о проведении Аукциона (далее - Документация), заявки подаются через автоматизированную систему Оператора ЭТП по адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": https://www.rts-tender.ru. Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети "Интернет" http://www.rts-tender.ru, регулируются Регламентом работы электронной площадки ООО "РТС-тендер" для корпоративных закупок, утвержденным <...> ООО "РТС-тендер" <...> (далее - Регламент).
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, Документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
извещения об осуществлении закупки размещена в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 27.09.2019;
начальная (максимальная) цена договора - 655 107 247, 09 рублей;
дата окончания подачи заявок - 16.10.2019;
на участие в Аукционе подано - 3 заявки;
к участию в Аукционе допущено - 2 заявки;
дата проведения Аукциона - 28.10.2019;
дата подведения итогов - 28.10.2019.
Из Жалобы Заявителя следует, что при проведении Аукциона Заказчиком, Оператором нарушены законные права и интересы Заявителя, поскольку Заказчиком, Оператором не исполнено предписание ФАС России от 28.10.2019 N 223-ФЗ-1003/19.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Оператора Комиссия ФАС России установила следующее.
Частью 1 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Часть 12 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции устанавливает, что организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления обязаны известить лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 22 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в течение трех рабочих дней со дня принятия решения по жалобе антимонопольный орган направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, в уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, решения, акты и (или) действия (бездействие) которых обжалуются, копии решения, предписания, принятых по результатам рассмотрения жалобы, и размещает сведения о таких решении, предписании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа.
При этом согласно статье 36 Закона о защите конкуренции коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.
По итогам рассмотрения жалобы Заявителя от 22.10.2019 N 627102 на действия (бездействие) Заказчика, Оператора (далее - Жалоба 1) Комиссией ФАС России принято решение от 28.10.2019 по делу N 223-ФЗ-1003/19 (далее - Решение), согласно которому Жалоба 1 признана обоснованной.
При этом на основании Решения, Заказчику выдано обязательное для исполнения предписание от 22.10.2019 по делу N 223-ФЗ-1003/19 (далее - Предписание), направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения Жалобы 1 нарушений, согласно которому Заказчику, Оператору предписано:
"Заказчику, Оператору отменить протоколы (при наличии), составленные в ходе проведения Аукциона.
- Оператору не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения Заказчиком пункта 1 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, допущенных к участию в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола сопоставления ценовых предложений, о дате и времени проведения Аукциона, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, допущенным к участию в Аукционе, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено.
- Заказчику, Оператору обеспечить возможность направления актуального файла "Техническое предложение" Заявителя в адрес Заказчика в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), Положением о закупке продукции для нужд ОАО "РЖД" (далее - Положение о закупке), с учетом принятого решения Комиссии ФАС России от 28.10.2019 N 223-ФЗ-1003/19.
- Заказчику назначить новую дату рассмотрения заявок, новую дату проведения Аукциона, новую дату подведения итогов Аукциона, в соответствии с требованиями Закон о закупках, Положением о закупке, с учетом решения от 28.10.2019 по делу N 223-ФЗ-1003/19.
- Заказчику, Оператору продолжить проведение Аукциона в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положением о закупках с последнего (минимального) предложения о цене договора, поданного в период проведения Аукциона 28.10.2019.
- Заказчику в срок не позднее 13.11.2019 представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего Предписания в письменном виде и по электронной почте 223predpisanie@fas.gov.ru."
При этом, Изучив имеющиеся материалы, а также сведения, размещенные в ЕИС, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком, Оператором Предписание не исполнено.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и сообщил, что Предписание Заказчиком не исполнено, поскольку Заказчиком инициирована работа по обжалованию Решения и Предписания в судебном порядке, а именно подано заявление в Арбитражный суд г. Москвы о признании недействительными вышеуказанных актов.
В соответствии с определением Арбитражного суда г. Москвы от 14.11.2019 по делу N А40-299285/2019-146-2323 заявление Заказчика, поступившее в суд 12.11.2019, о признании недействительными Решения и Предписания принято судом к производству.
Вместе с тем, согласно определению Арбитражного суда г. Москвы от 01.11.2019 N А40-284204/19-148-1552, Заказчику о принятии обеспечительных мер по Решению и Предписанию отказано.
Таким образом, действия Заказчика, Оператора, выразившиеся в неисполнении предписания, противоречат статье 36 Закона о защите конкуренции, нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СИНКО" (ИНН: 3801094334; ОГРН: 1083801001195) от 14.11.2019 N 298 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (ИНН: 7708503727; ОГРН: 1037739877295) и оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" (ИНН: 7710357167; ОГРН: 1027739521666) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 6302/ОАЭ-РЖДС/19 на право заключения договора на поставку смывающих и обезвреживающих средств (извещение N 31908349008) обоснованной.
Признать в действиях ОАО "РЖД", ООО "РТС-тендер" нарушение части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать ОАО "РЖД", ООО "РТС-тендер" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятыми решениями от 28.10.2019 по делу N 223-ФЗ-1003/19, от 21.11.2019 по делу N 223-ФЗ-1068/19.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 21.11.2019 по делу N 223-ФЗ-1068/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 ноября 2019 г. N 223-ФЗ-1068/19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.11.2019