по результатам рассмотрения жалобы ООО "Сервис Пром Комплектация" на действия (бездействие) оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
20.11.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
Рассмотрев жалобу ООО "Сервис Пром Комплектация" (далее - Заявитель) от 14.11.2019 N 1048 на действия (бездействие) заказчика ГУП РК "Черноморнефтегаз" при проведении аукциона с ограниченным участием на право заключения договора на оказание услуг по бурению разведочной скважины N 8 Поворотного ГКМ (извещение N 31908411919), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Сервис Пром Комплектация" (далее - Заявитель) от 14.11.2019 N 1048 на действия (бездействие) заказчика ГУП РК "Черноморнефтегаз" (далее - Заказчик)при проведении аукциона с ограниченным участием на право заключения договора на оказание услуг по бурению разведочной скважины N 8 Поворотного ГКМ (извещение N 31908411919) (далее - Жалоба, Аукцион).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Кроме того, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг ГУП РК "Черноморнефтегаз", утвержденным Генеральным директором от 29.12.2018 б/н (далее - Положение о закупках).
Согласно Документации, заявки подаются через автоматизированную систему Оператора по адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://www.rts-tender.ru/.
Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки регулируются Регламентом электронной торговой площадки ООО "РТС-Тендер" для корпоративных закупок, утвержденным <...> ООО "РТС-Тендер" <...> 03.04.2018 (далее - Регламент).
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Документация размещена в ЕИС - 17.10.2019;
Начальная (максимальная) цена договора - 1 082 114 322, 39 рублей;
Дата окончания подачи заявок - 05.11.2019;
Дата проведения Аукциона - 11.11.2019;
На участие в Аукционе подано 2 заявки, признанные соответствующими требованиям Документации;
Дата подведения итогов - 11.11.2019;
Снижение начальной (максимальной) цены договора составило 20 %, победителем закупки признано ООО "Юг-Бурение".
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение о допуске ООО "Юг-Бурение" к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком принято неправомерное решение о допуске ООО "Юг-Бурение" к участию в Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
Согласно протоколу рассмотрения заявок участников Аукциона от 06.11.2019 N 742-эа ООО "Юг-Бурение" признан соответствующим требованиям Документации и допущен к участию в Аукционе.
Кроме того, согласно протоколу подведения итогов от 11.11.2019 N 751-эа ООО "Юг-Бурение" (далее - Победитель) признан победителем закупки с предложением цены договора в размере 871 900 000 рублей с учетом НСД.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявку Победителя и пояснил, что в составе заявки Победителем представлены документы, подтверждающие соответствие всем требованиям, установленным в Документации, в связи с чем у Заказчика отсутствовали правовые основания для отклонения заявки Победителя.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.
Таким образом довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Учитывая, что текст Жалобы содержит ссылку на пункт 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.
2. В соответствии с частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
Пунктом 31 Документации установлены случаи признания электронного аукциона несостоявшимся и порядок заключения договора в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся.
Согласно пункту 31 Документации "Аукцион в электронной форме признаётся несостоявшимся, если: по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме подана только одна заявка на участие в аукционе в электронной форме; не подано ни одной заявки; на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе в электронной форме всех участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе в электронной форме; принято решение о допуске к участию в аукционе в электронной форме, признании участником аукциона в электронной форме только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в аукционе в электронной форме, если ни один из участников аукциона не подал предложение о цене договора; по результатам этапов отбора только один участник закупки признан соответствующим требованиям документации о закупке.
Кроме того, пунктом 31 Документации предусмотрено, что Заказчик имеет право заключить договор, отказаться от заключения договора и провести повторный аукцион в электронной форме на тех же или иных условиях либо провести закупку иным способом, отказаться от проведения повторной закупки, если аукцион в электронной форме признан несостоявшимся в случае, в том числе если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме подана только одна заявка, и она признана соответствующей требованиям документации о закупке, а также в случае, если по результатам рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме только одна заявка признана соответствующей требованиям документации о закупке и по результатам этапов отбора только один участник закупки признан соответствующим требованиям документации о закупке, и заявка такого участника признана соответствующей требованиям документации о закупке.
Вместе с тем, в соответствии с частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
Таким образом, по результатам проведения закупки, соответствующей всем признакам конкурентной закупки, указанным в Законе о закупках, у заказчика возникает обязанность заключить соответствующий договор по результатам проведения такой закупки, в том числе при наличии хотя бы одной заявки, признанной соответствующей требованиям закупочной документации
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего вышеуказанные положения Документации нарушают требования части 15 статьи 3.2 Закона о закупках.
Вместе с тем, выявленное нарушение не повлияло на результаты проведения Аукциона, поскольку на участие в закупке подано 2 заявки, признанные соответствующими требованиям Документации.
Согласно пункту 19 Документации с целью подтверждения актуальности соответствия участника закупки, включенного в реестр потенциальных участников закупки, требованиям предварительного квалификационного отбора, Заказчик имеет право запросить документы и сведения, подтверждающие актуальность данных, указанных участником закупки при проведении предварительного квалификационного отбора.
Вместе с тем, возможность участия в Аукционе с учетом указанного положения Документации зависит от волеизъявления Заказчика, поскольку применение Заказчиком права запрашивать дополнительно информацию может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Аукциона.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки и противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Сервис Пром Комплектация" (ИНН: 0107022448; ОГРН: 1120107000848) от 14.11.2019 N 1048 на действия (бездействие) заказчика ГУП РК "Черноморнефтегаз" (ИНН: 9102048801; ОГРН: 1037739376223) при проведении аукциона с ограниченным участием на право заключения договора на оказание услуг по бурению разведочной скважины N 8 Поворотного ГКМ (извещение N 31908411919) необоснованной.
Признать в действиях ГУП РК "Черноморнефтегаз" нарушения части 1 статьи 2, части 15 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 20.11.2019 N 223-ФЗ-1059/19 не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения Аукциона.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 ноября 2019 г. N 223-ФЗ-1059/19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.11.2019