Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее по тексту - Комиссия, Оренбургское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
<_> - председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления - начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;
<_> - члена Комиссии, ведущего специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;
<_>- члена Комиссии, специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;
в присутствии:
директора ООО "Жемчужина" <_>,
представителя ООО "Жемчужина" <_> (доверенность N12 от 18.11.2019 г.)
Рассмотрев дело N 056/05/24-1456/2019, возбужденное в отношении ООО "Жемчужина" (ИНН 5609062475, ОГРН 1075658005763, адрес: 460035, г.Оренбург, ул. 70 лет ВЛКСМ, д.14), по признакам нарушения требований, установленных частью 7 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г. (далее по тексту - ФЗ "О рекламе") содержащихся в отсутствии предупреждения о наличии противопоказании и о необходимости получения консультации специалиста в рекламе медицинских услуг,
УСТАНОВИЛА:
В целях проверки соблюдения требований, установленных Законом о рекламе, 16 октября 2019 года сотрудниками Оренбургского УФАС России проведена проверка рекламы, размещенной и распространяемой на территории города Оренбурга, на предмет соответствия требованиям, установленным законодательством РФ о рекламе.
В ходе проверки установлено, что по адресу: г.Оренбург, ул. 70 лет ВЛКСМ, д.14, на фасаде здания располагается информационное табло с текстом: "СТОМАТОЛОГИЯ/ "Жемчужина на МЖК"/на подготовку к протезированию, в нашей клинике, скидка 10%/ профессиональное отбеливание ВСЕГО 5000 рублей, вместо 6000 рублей/ Бесплатная консультация/ УЛЬТРАЗВКУКОВАЯ ЧИСТКА 750 руб.-зона улыбки, 1499 руб.- вся полость рта/ скидка выходного дня-10%/лечение воспаления десен и плазмолифтинг", данная информация распространяется посредством "бегущей строки".
Усмотрев признаки нарушения требований части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" по результатам проверки и после проведения правового анализа, председателем Комиссии было возбуждено дело в отношении ООО "Жемчужина" по признакам нарушения требований законодательства РФ о рекламе N 056/5/24-1456/2019 (исх.N10455 от 22.10.2019 г.) и назначено к рассмотрению на "18" ноября 2019 года в 10 часов 00 минут.
Проанализировав содержание рассматриваемой рекламы, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Оренбургским УФАС России установлено, что рассматриваемая информация отвечает понятию реклама. Следовательно, требования Закона о рекламе распространяются на данную информацию.
Исходя из пункта 2 статьи 3, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектом рекламирования в данном случае являются стоматологические услуги.
В соответствии с номенклатурой медицинских услуг, (утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.10.2017 N804н, действует с 01.01.2018 г.) услуга- "отбеливание зубов", является медицинской услугой.
Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Следовательно, рассматриваемая реклама является рекламой медицинских услуг.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
В рассматриваемой рекламе отсутствует предупреждение о противопоказании рекламируемой медицинской услуги и необходимости получения консультации специалистов.
При рекламировании медицинских услуг в действиях ООО "Жемчужина" усматриваются признаки нарушения требований, установленных частью 7 статьи 24 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 закона несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Рекламодатель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (ч. 5 ст. 3 Закон "О рекламе").
Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (ч. 7 ст. 3 Закон "О рекламе").
Исходя из результатов проверки, рекламодателем и рекламораспространителем является - ООО "Жемчужина" (ИНН: 5609062475).
Материалами комиссионного дела установлено, что рекламируемые услуги проводятся в исключительно в пределах клиники и, следовательно, в рамках процедуры клиентам оказывают консультацию специалисты клиники "Жемчужина".
Комиссией установлено, что обязанности и ответственность за размещение информации рекламного характера на электронном табло, в печатной (полиграфической) и медийной рекламе возложены на <_>приказом N53 от 17.12.2018 г.
Установлено, что текстовая информация: "СТОМАТОЛОГИЯ/ "Жемчужина на МЖК"/на подготовку к протезированию, в нашей клинике, скидка 10%/ профессиональное отбеливание ВСЕГО 5000 рублей, вместо 6000 рублей/ Бесплатная консультация/ УЛЬТРАЗВКУКОВАЯ ЧИСТКА 750 руб.-зона улыбки, 1499 руб.- вся полость рта/ скидка выходного дня-10%/лечение воспаления десен и плазмолифтинг", посредством бегущей строки на информационном табло была скорректирована в части добавления информации о имеющихся противопоказаниях.
Также Комиссии известно, что Общество изготавливает табличку с информацией о имеющихся противопоказаниях и необходимости проконсультироваться со специалистом, которая будет размещается на постоянной основе под электронным табло.
Материалами комиссионного дела N056/5/24-1456/2019 установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем является - ООО "Жемчужина" (ИНН: 5609062475; ОГРН: 1075658005763; адрес: 460052, г. Оренбург, ул. 70 лет ВЛКСМ, д. 14).
Ввиду того, что на момент принятия решения, в спорную рекламу внесены изменения в части добавления требований о имеющихся противопоказаниях, у Комиссии отсутствуют правовые основания для выдачи предписания юридическому лицу ООО "Жемчужина".
Руководствуясь пунктом 1 частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона Российской Федерации "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 года и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 года N 508, Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую посредством бегущей строки "СТОМАТОЛОГИЯ/ "Жемчужина на МЖК"/на подготовку к протезированию, в нашей клинике, скидка 10%/ профессиональное отбеливание ВСЕГО 5000 рублей, вместо 6000 рублей/ Бесплатная консультация/ УЛЬТРАЗВКУКОВАЯ ЧИСТКА 750 руб.-зона улыбки, 1499 руб.- вся полость рта/ скидка выходного дня-10%/лечение воспаления десен и плазмолифтинг", поскольку в ней нарушены требования ч.7 ст. 24 ФЗ "О рекламе".
2.Предписание ООО "Жемчужина" о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
3.Передать материалы дела N 056/5-24-1456/2019 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 18 ноября 2019 г. N 056/05/24-1456/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.11.2019