Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<...>;
членов Комиссии:
<...>;
<...>;
в присутствии представителя от ФГУП "Почта России": <...>;
в отсутствие представителя ООО "Стеллаж Плюс", извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по существу письмом Московского УФАС России от 04.10.2019 N ПО/51675/19;
рассмотрев жалобу ООО "Стеллаж Плюс" (далее также Заявитель) на действия
ФГУП "Почта России" (далее также Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставки стеллажей по проекту розница 2.0 для нужд УФПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области ФГУП "Почта России" (реестровый N 31908258428) (далее - Запрос котировок),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса котировок.
Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Заказчика при проведении закупочной процедуры выразилось в неправомерном пересмотре результатов закупочной процедуры, что повлекло за собой признание победителем Запроса котировок другого участника.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Как следует из доводов жалобы, Заявитель не согласен с отменой протокола заседания комиссии по подведению итогов запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства N 31908258428/SBR035-190014738900487 от 16.09.2019, согласно которому ООО "Стеллаж Плюс" признано победителем Запроса котировок.
На заседании Комиссии установлено следующее.
Согласно протоколу заседания комиссии по подведению итогов запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства N 31908258428/SBR035-190014738900487 от 16.09.2019 победителем Запроса котировок признано ООО "Стеллаж Плюс" с ценовым предложением 4 413 300,00 руб.
При этом согласно вышеназванному протоколу участником, подавшим заявку на участие в Запросе котировок с наименьшим ценовым предложением в размере 4 329 964,00 руб. является ООО "Торговый проект".
Согласно части 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что подписание и дальнейшее публикование спорного протокола обусловлено технической ошибкой, а признание заявки ООО "Стеллаж Плюс" победителем Закупки является нарушением части 20 статьи 3.2 Закона о закупках, в связи с чем Заказчиком, после обнаружения такой ошибки было принято решение об отмене протокола заседания комиссии по подведению итогов запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства
N 31908258428/SBR035-190014738900487 от 16.09.2019 и о подписании надлежащего протокола N 31908258428/SBR035-190014738900487 от 16.09.2019, согласно которому победителем Закупки признано Общество с наименьшим ценовым предложением.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Заказчиком была устранена допущенная техническая ошибка, а также из содержания такого протокола однозначно следовало, что ценовое предложение Заявителя не является самым низким, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения, в связи с чем признается необоснованным.
При этом Комиссия считает необходимым отметить следующее.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 30.09.2019 заключен договор N 1935/тс/19.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 9.1.4 Положения о закупках при проведении конкурентных закупок: договор заключается не ранее 10 дней и не позднее 20 дней после размещения в ЕИС протокола подведения итогов конкурентной закупки (при заключении договора на основании п. "б" ч. 6.6.5 ст. 6.6 настоящего Положения - после размещения в ЕИС соответствующего итогового протокола или протокола о признании участника уклонившимся), а при проведении закрытой конкурентной закупки - не ранее чем через 10 дней и не позднее 20 дней со дня подписания итогового протокола.
Кроме того, указанное требование корреспондируется с частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках, согласно которой договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
Из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного закона является в том числе расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).
Как следует из материалов дела, итоговый протокол опубликован в ЕИС 19.09.2019 в 07:06. Десятидневный срок с момента публикации (с учетом положений статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации) истекает 01.10.2019. Таким образом, по 30.09.2019 (включительно) договор по результатам конкурентной процедуры не мог быть заключен Заказчиком, а должен был быть заключен не ранее 01.10.2019.
Вместе с тем Заказчик в нарушение указанных требований законодательства подписал договор от 30.09.2019 N 1935/тс/19 вопреки действующему ограничению, предусмотренному законом, которое, в свою очередь, направлено на предоставление участникам закупки права в административном порядке защитить свои права.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно; никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Таким образом, действующее законодательство предоставляет участнику закупки безусловное право на обжалование действий заказчика в пределах десятидневного срока с момента опубликования в единой информационной системе закупок соответствующего итогового протокола.
В настоящем случае Заказчик заключил договор с нарушением десятидневного срока, при этом названный срок не может определяться исключительно календарными днями и не учитывать фактическую невозможность обращения в уполномоченный орган с обжалованием действий заказчика, если окончание такого срока приходится на нерабочий день, поскольку действующее законодательство, а также правоприменительная практика предоставляет гарантированный срок не только на обжалование действий, но и возможность восстановления нарушенных прав. В связи с чем Заказчик как лицо, обремененное публично-правовой обязанностью, обязан своими действиями гарантировать возможность восстановления прав участников Закупки посредством незаключения договора в сроки, отведенные на обжалование результатам конкурентной процедуры.
На основании изложенного, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение части 15 статьи 3.2 Закона о закупках.
Вместе с тем Комиссия не усматривает оснований для выдачи предписания в связи с тем, что нарушение, допущенное Заказчиком не повлекло нарушения прав и законных интересов Заявителя, поскольку жалоба признана необоснованной.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стеллаж Плюс" (ОГРН 1147746812025
ИНН 7716780227) на действия ФГУП "Почта России" (ОГРН 1037724007276
ИНН 7724261610) при проведении Запроса котировок необоснованной.
2. Установить в действиях ФГУП "Почта России" нарушение части 15 статьи 3.2 Закона о закупках.
3. Обязательное к исполнению предписание ФГУП "Почта России" не выдавать, поскольку установленное нарушение не повлекло нарушения прав и законных интересов Заявителя.
4. Снять ограничение на размещение Запроса котировок, наложенное письмом Московского УФАС России от 04.10.2019 N ПО/51675/19.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <...>
члены Комиссии <...>
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 октября 2019 г. N 077/07/00-11461/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.11.2019