Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Золина Г.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления; Ивакина А.И. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции; Табулова Д.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N 026/05/8-976/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту, указывающему на наличие в действиях ИП Степаненко Бориса Владимировича /<_>, ИНН 261002762850, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N11 по Ставропольскому краю 06.02.2013 за ОГРНИП 313265103700219/ признаков нарушения статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе",
в отсутствии ИП Степаненко Б.В., предприниматель надлежащим образом уведомлен о времени и месте составления протокола
У С Т А Н О В И Л А:
В результате осуществления государственного надзора за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов были выявлены нарушения Федерального закона "О рекламе".
08 марта 2019 года в г. Невинномысске по адресу ул. Гагарина д. 56 на доме была зафиксирована реклама следующего содержания: "Лапшичная. Доставка 8 (928) 252-15-57".
В данной рекламе сообщается о продаже товаров дистанционным способом без указания сведений о продавце таких товаров.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе", реклама-информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Рекламодателем распространенной рекламы является ИП Степаненко Борис Владимирович /<_>, ИНН 261002762850, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N11 по Ставропольскому краю 06.02.2013 за ОГРНИП 313265103700219/.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных статьёй 8 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе", несет рекламодатель.
Таким образом, реклама распространенная ИП Степаненко Борисом Владимировичем нарушила статью 8 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе", нарушение выразилось в распространении рекламы продажи товаров дистанционным способом, без указания сведений о продавце такого товара.
На основании п. 1 ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.
Продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В соответствии с пунктом 20 Правил продажи товаров дистанционным способом, договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
Таким образом, отличительным признаком договора купли-продажи дистанционным способом является отсутствие прямого непосредственного контакта потребителя с товаром либо его образцом до заключения договора и в момент заключения договора посредством получения продавцом сообщения по телефону о намерении покупателя приобрести товар; момент заключения такого договора не ставится в зависимость от момента оплаты товара и выдачи чека, но определяется моментом сообщения покупателем продавцу своего намерения приобрести товар.
В рекламе потребителю предлагается заказать товар по телефону.
Следовательно, договор с потребителем заключается в момент сообщения покупателем продавцу своего намерения приобрести товар.
Следует учитывать, что при такой продаже покупатель находится в худшем положении по сравнению с тем, кто может непосредственно ознакомиться с товаром или его образцом. Кроме того, продавец, не указывающий в рекламе, сообщающей о продаже товаров дистанционным способом, своих реквизитов, лишает покупателя товаров возможности выставить претензию продавцу за некачественный товар.
Таким образом, в рекламе, распространенной ИП Степаненко Б.В. допущены нарушения статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", выразившиеся в распространении рекламы, в которой сообщается о продаже товаров дистанционным способом без указания сведений о продавце таких товаров.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ИП Степаненко Борисом Владимировичем /<_>, ИНН 261002762850, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N11 по Ставропольскому краю 06.02.2013 за ОГРНИП 313265103700219/, поскольку в ней нарушены требования статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе".
Выдать ИП Степаненко Борису Владимировичу /<_>, ИНН 261002762850, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N11 по Ставропольскому краю 06.02.2013 за ОГРНИП 313265103700219/ предписание о прекращении нарушения статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38 - ФЗ "О рекламе".
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 29.08.2019. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Г.В. Золина
Члены Комиссии А.И. Ивакина
Д.А. Табулова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 29 августа 2019 г. N 026/05/8-976/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.08.2019