Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от СПбГИК (далее - Организатор торгов); от ООО "ГосКонтракт" (далее - Заявитель);
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 26.11.2019 вх. N34994-ЭП/19) ООО "ГосКонтракт" на действия Организатора торгов СПбГИК при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по комплексному и хозяйственному обслуживанию зданий и помещений СПбГИК (извещение N 31908493068), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
07 ноября 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31908493068 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по комплексному и хозяйственному обслуживанию зданий и помещений СПбГИК (далее - Закупка), включая документацию о конкурсе (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПбГИК (далее - Положение о закупках) в редакции от 18.03.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
79 682 400,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
07.11.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
28.11.2019 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
04.12.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
Санкт-Петербург, Дворцовая наб. д. 2, СПбГИК, Зал ученого совета. |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 31908493068 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:
неуказании предмета запроса участника при размещении в единой информационной системе (далее - ЕИС) разъяснений положений Документации;
неустановлении в Документации условий банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в Закупке;
установлении в Документации условий, не позволяющих участникам Закупки, находящимся на упрощенной системе налогообложения (далее - УСН), указать свое ценовое предложение в рамках Закупки без учета НДС, что по мнению Заявителя, ограничивает количество потенциальных участников Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
СПбГИК относится к бюджетным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "ГосКонтракт" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/39076/19 от 29.11.2019, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/39076/19 от 29.11.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
По доводу жалобы Заявителя о неуказании Организатором торгов предмета запроса участника при размещении в единой информационной системе (далее - ЕИС) разъяснений положений Документации:
Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
На основании ч. 3 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
Согласно п. 1.18.1 Документации при проведении конкурса переговоры заказчика с участником закупки не допускаются. При этом любой претендент вправе направить запрос разъяснений положений конкурсной документации в письменной форме в срок не позднее, чем три рабочих дня до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Такой запрос может быть направлен заказчику по форме 4.8 Конкурсной документации.
Как следует из п. 1.18.2 Документации, в течение трех рабочих дней со дня поступления запроса разъяснений положений конкурсной документации, направляются разъяснения положений конкурсной документации, направляются разъяснения положений конкурсной документации претенденту, направившему запрос, а также размещается копия таких разъяснений (без указания наименования или адреса претендента, от которого был получен запрос на разъяснения) на официальном сайте. Дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке указаны в п. 2.15 Информационной карты конкурса.
Заявитель в жалобе указывает на то, что в размещенных Организатором торгов в ЕИС разъяснениях от 14.11.2019 отсутствовал предмет запроса участника, что не соответствовало требованиям ч. 3 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ.
Представители Организатора торгов пояснили, что разъяснения были даны по форме сайта ЕИС, в которой предусмотрена графа "Сведения о предмете запроса", при этом сам ответ на запрос был приложен отдельным файлом, в котором содержалось соответствующее пояснение.
Комиссией СПб УФАС России установлено, что согласно информации, размещенной в ЕИС, во вкладке "Изменения и разъяснения" в разделе "Разъяснения положений документации" содержатся подробные сведения о разъяснениях заказчика от 14.11.2019, согласно которым в графе "Сведения о предмете запроса" указаны следующие сведения о предмете запроса участника от 12.11.2019: "Добрый день! просим дать разъяснение по закупке на Оказание услуг по комплексному и хозяйственному обслуживанию зданий и помещений СПбГИК_31908493068. Какой единый базис сравнения ценовых предложений - цена Договора с НДС (при этом неплательщики НДС не выделяют НДС) или базисом сравнения является цена Договора без НДС (за вычетом НДС)?".
Также Комиссией СПб УФАС России установлено, что согласно информации, размещенной в ЕИС, во вкладке "Документы извещения" в разделе "Разъяснения документации" 14.11.2019 Организатором торгов размещен документ "Разъяснение на запрос 1", который содержал ответ на запрос участника от 12.11.2019.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что разъяснения положений Документации осуществлены Организатором торгов в соответствии с ч. 3 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, вследствие чего Комиссия СПб УФАС России по первому доводу жалобы Заявителя не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
По доводу жалобы Заявителя о неустановлении Организатором торгов в Документации условий банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в Закупке:
В соответствии с ч. 25 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.
Пунктом 13 извещения о проведении процедуры Закупки (далее - Извещение), а также пунктом 2.18.1 информационной карты Документации (далее - Информационная карта) установлено требование обеспечения заявки: в размере 5 (пяти) % от начальной (максимальной) цены контракта и составляет 3 984 120 (три миллиона девятьсот восемьдесят четыре тысячи сто двадцать) руб. 00 коп.
Обеспечение заявки предоставляется участником конкурса, с которым заключается контракт, путем внесения денежных средств на расчетный счет заказчика или безотзывной банковской гарантией. Способ обеспечения исполнения заявки определяется участником открытого конкурса самостоятельно.
Также пунктом 13 Извещения и пунктом 2.18.1 Информационной карты установлены банковские реквизиты и назначение платежа.
Согласно п. 1.27.3 Документации факт внесения участником конкурса денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе подтверждается платежным поручением о перечислении денежных средств в качестве обеспечения заявки (заверенным подписью руководителя или уполномоченного представителя) или копией банковской гарантии в качестве обеспечения заявки (заверенной подписью руководителя или уполномоченного представителя) в составе заявки.
Как следует из пп. 4 п. 1.34.3 Документации, основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе является непредоставление документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки па участие в конкурсе, если требование обеспечения таких заявок установлено в п. 2.18 Информационной карты конкурса, в размере, указанном в конкурсной документации.
Представители Организатора торгов отметили, что требования к банковской гарантии в соответствии с Законом N 223-ФЗ не предъявляются и регламентируются только ст. 368 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России полагает, что Документацией предусмотрены условия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в Закупке, вследствие чего Комиссия СПб УФАС России по второму доводу жалобы Заявителя не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации условий, не позволяющих участникам Закупки, находящимся на УСН, указать свое ценовое предложение в рамках Закупки без учета НДС:
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Пунктом 1.12.1 Документации установлено, что участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с Положением о закупке в настоящей конкурсной документации.
Как следует из п. 2.1 проекта договора, являющегося неотъемлемой частью Документации (далее - Проект договора), общая цена настоящего контракта составляет _________ (____________) руб. ___ коп. В том числе НДС 20% ____________ (_____________________) руб. _____ коп.
Согласно п. 2.2 Проекта договора общая цена настоящего контракта включает в себя все возможные расходы исполнителя на оказание услуг, предусмотренных заключенным контрактом, клининговых и иных сопутствующих услуг, оказываемых исполнителем в рамках заключенного контракта, в т.ч. погрузочно-разгрузочные работы, оборудование, специализированную технику, материалы и инвентарь, расходные материалы, моющие и чистящие средств и т.п., расходные материалы для заполнения санитарно-гигиенического оборудования, доставку и последующий вывоз техники и материалов, вывоз мусора, уплату пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствии с законодательством РФ, а также прочие расходы исполнителя.
Заявитель в жалобе указывает на то, что в случае, если победителем Закупки будет признан участник, работающий на УСН, то при заполнении договора должна быть указанна сумма, предложенная победителем, однако в таком случае невозможно заполнить п. 2.1 Проекта договора без его изменения. Таким образом, Организатор торгов, не предусмотревший в Проекте договора, что цена договора может быть без учета НДС, по мнению Заявителя, ограничивает число участников Закупки. Кроме того, аналогичное отсутствие выбора участником системы налогообложения содержится и форме заявки на участие в конкурсе (Форма 4.2), в п. 1 раздела 2 которой участнику необходимо указать цену контракта числом и прописью, в т.ч. НДС __ %.
Вместе с тем на основании п. 1.37.5 Документации контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником закупки, обязанным заключить контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта цена такого контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в Извещении о проведении конкурса, а также в конкурсной документации.
Представители Организатора торгов пояснили, что ни Документацией, ни действующим законодательством не предусмотрены нормы, ограничивающие лиц, применяющих УСН, в участии в процедуре Закупки, в Документации к которой прописаны цены с НДС. Более того, для таких случаев предусмотрен протокол разногласий, так как в составе Документации представлен именно проект договора, а пунктом 2.27 Информационной карты предусмотрено право заказчика по согласованию с участником закупки при заключении и исполнении контракта изменить цену контракта. Таким образом, на этапе заключения договора составляется протокол разногласий, прикладывается уведомление о применении участником УСН и согласовывается сторонами. При этом при заполнении участником Закупки формы 4.2. "Заявка на участие в конкурсе" участнику, применяющему УСН, в поле для заполнения "в т.ч. НДС __ %" достаточно указать: в т.ч. НДС 0%.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России находит третий довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 26.11.2019 вх. N34994-ЭП/19) ООО "ГосКонтракт" на действия Организатора торгов СПбГИК (ИНН: 7825011824, ОГРН: 1027809226610) при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по комплексному и хозяйственному обслуживанию зданий и помещений СПбГИК (извещение N 31908493068) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 декабря 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.12.2019