Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении Законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
рассмотрев дело N016/05/5-1691/2019 в отношении ООО "УЦ Эверест" (420096, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Маршала Чуйкова, д. 2Д, офис 63; ОГРН 1161690129127; ИНН 1657227458) и ООО "АДВ-Сервис" (196084, г. Санкт-Петербург, ул. Цветочная, 16, лит. П, пом. 4, 6; ИНН 7810704382) по факту распространения рекламы в поисковой системе Google с текстом: "массаж лица обучение, лучшие курсы массажа Казани", что имеет признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
в отсутствии:
- ООО "АДВ-Сервис";
- ООО "УЦ "Эверест";
- ООО "Инновации и Бизнес Технологии",
УСТАНОВИЛА:
В ходе государственного надзора в сфере рекламы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) было обнаружено рекламное объявление в поисковой системе Google с текстом: "массаж лица обучение, лучшие курсы массажа Казани", что имеет признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе".
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Управлением был отправлен запрос в ООО "УЦ Эверест" с целью получения информации о лице, которое является владельцем сайта https://everest-kursy.ru/kontaktyi, а также с целью получения данных о лице, которое осуществляет деятельность учебного центра "Эверест".
В ответ на указанный запрос в адрес Управления был представлен ответ, согласно которому не установлено лицо, являющийся создателем указанного рекламного объявления, так как рекламную компанию ООО "УЦ Эверест" разрабатывают различные рекламные агентства, в том числе сервис ELAMA.
Лицом осуществляющим деятельность учебного центра "Эверест" является ООО "УЦ Эверест" (420096, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Маршала Чуйкова, д. 2Д, офис 63; ОГРН 1161690129127; ИНН 1657227458).
Согласно открытым данным в сети Интернет, юридическим лицом сервиса ELAMA, является ООО "АДВ-Сервис" (196084, г. Санкт-Петербург, ул. Цветочная, 16, лит. П, пом. 4, 6; ИНН 7810704382).
Вышеуказанная реклама "массаж лица обучение, лучшие курсы массажа Казани" может вводить потребителей в заблуждение относительно преимущества рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" недобросовестной признается реклама, содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.
Реклама с текстом: реклама "массаж лица обучение, лучшие курсы массажа Казани" имеет признаки нарушения закона "О рекламе" в части содержания некорректного сравнения с аналогичными услугами иных хозяйствующих субъектов и (или) индивидуальных предпринимателей путем использования обозначений "лучшая", "самая лучшая" без указания конкретных характеристик и (или) параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, а также без указания ссылок на анализы и исследования, подтверждающие превосходство данного товара (услуги) перед другими субъектами, осуществляющие аналогичную деятельность.
Реклама "массаж лица обучение, лучшие курсы массажа Казани" имеет признаки нарушения закона "О рекламе" в части содержания некорректного сравнения с аналогичными услугами иных хозяйствующих субъектов и (или) индивидуальных предпринимателей путем использования обозначений "N1" без указания конкретных характеристик и (или) параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, а также без указания ссылок на анализы и исследования, подтверждающие превосходство данного места оказания услуг перед другими субъектами, осуществляющие аналогичную деятельность.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе", реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с письмом ФАС России от 30.09.2011 г. NАК/37027, к некорректному сравнению относятся случаи, когда делается вывод о превосходстве одного товара над другим, однако конкретные характеристики сравниваемых товаров не указываются. При этом в рекламе может приводиться, как сравнение рекламируемого товара с конкретным другим товаром, так и сравнение рекламируемого товара со всеми иными товарами путем использования "самый лучший", "N1". В отсутствии указания критерия такого сравнения создается впечатление, что рекламируемая услуга обладает заявленным преимуществом по всем критериям. Однако, данный вывод достоверен только в отношении одного или нескольких критериев, но не всех. Отсутствие в рассматриваемой рекламе существенной информации о том, что услуга является лучшей на территории, а именно, в России, искажает смысл рекламы и вводит в заблуждение потенциальных клиентов. Таким образом, для того, чтобы использовать в рекламе конструкции "лучший", "первый", "номер один" и т.д. необходимо привести конкретный критерий, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Учитывая вышесказанное, рассматриваемая реклама содержит признаки недостоверности, а именно не даёт точной информации о преимуществах (цена) рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе", реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В адрес Управления поступили письменные пояснения ООО "УЦ Эверест", согласно которым в данный момент рекламными компаниями в интернете занимается ООО "Инновации и бизнес технологии", данное подтверждается договором N035 от 01.03.2019 г. Кто именно создал рассматриваемое рекламное объявление, Обществу выяснить не удалось.
Так же были представлены доказательства того, что все объявления ООО "УЦ Эверест", содержащие признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Закона "О рекламе" были удалены.
Также в адрес Управления были представлены письменные пояснения ООО "АДВ-сервис", в соответствии с которыми указанное Общество оказывает клиентам услуги в сети Интернет по предоставлению возможности использования сервиса ELAMA, а именно управлять рекламными компаниями с помощью инструментов сервиса и размещать интернет-рекламу через площадки (Яндекс.Директ, Google Ads, ВКонтакте, Мэил.ру и др.) на интернет-ресурсах, а также сопутствующие услуги по созданию и ведению рекламных компаний и иные дополнительные услуги.
Таким образом, ООО "АДВ-сервис" и сервис ELAMA не участвуют в формировании рекламной компании, ее настройке, написании, согласовании и модерации и не является рекламодателем, рекламопроизводителем и (или) рекламораспространителем. Сервис является базовым инструментом для управления расходами на рекламные кампании рекламодателей.
Согласно части 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 1 части 2 статьи 5 Закона "О рекламе" несет рекламодатель.
Рекламодателем в данном случае является - ООО "УЦ Эверест" (420096, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Маршала Чуйкова, д. 2Д, офис 63; ОГРН 1161690129127; ИНН 1657227458).
Согласно части 8 статьи 38 Закона "О рекламе" рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона "О рекламе", рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Однако, в ходе рассмотрения данного дела не было доказано, что нарушение действующего законодательства Российской Федерации о рекламе произошло по вине рекламопроизводителя.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать рекламу ООО "УЦ Эверест" (420096, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Маршала Чуйкова, д. 2Д, офис 63; ОГРН 1161690129127; ИНН 1657227458) с текстом: "массаж лица обучение, лучшие курсы массажа Казани" несоответствующей пункту 1 части 2 статьи 5 Закона "О рекламе", в части некорректного сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Предписание ООО "УЦ Эверест" не выдавать, так как в материалах дела присутствуют доказательства устранения вменяемого им нарушения.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 6 декабря 2019 г. N 016/05/5-1691/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.12.2019