Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Золина Г.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления; Ивакина А.И. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции; Табулова Д.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N 71 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту, указывающему на наличие в действиях ИП Гарибян Тиграна Размиковича /<_>, ИНН 261008808677, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N11 по Ставропольскому краю 15.05.2018 за ОГРНИП 318265100057442/ признаков нарушения статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе",
в отсутствии ИП Гарибян Т.Р., надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении,
У С Т А Н О В И Л А:
В результате осуществления государственного надзора за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов были выявлены нарушения Федерального закона "О рекламе".
01 ноября 2018 года в г. Ставрополе, в магазине "Ставсвет" по адресу пер. Макарова, д. 26Б, были распространены рекламные буклеты следующего содержания: "Big Boss Burger. Доставка на переулок Макарова при заказе от 300р бесплатно! г. Ставрополь, Макарова, 2. 8 (988) 747 17 88, 8 (928) 307 73 79, 8 (918) 884 59 80_".
В данной рекламе сообщается о продаже товаров дистанционным способом без указания сведений о продавце таких товаров.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе", реклама-информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Рекламодателем распространенной рекламы является ИП Гарибян Тигран Размикович /<_>, ИНН 261008808677, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N11 по Ставропольскому краю 15.05.2018 за ОГРНИП 318265100057442/.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных статьёй 8 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе", несет рекламодатель.
В адрес Ставропольского УФАС России поступили объяснения ИП Гарибян Т.Р., в которых он указывает, что рекламные листовки изготавливались по устной договоренности. Вину предприниматель признал (вх. N9866 от 28.11.2018).
На основании п. 1 ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.
Продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В соответствии с пунктом 20 Правил продажи товаров дистанционным способом, договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
Таким образом, отличительным признаком договора купли-продажи дистанционным способом является отсутствие прямого непосредственного контакта потребителя с товаром либо его образцом до заключения договора и в момент заключения договора посредством получения продавцом сообщения по телефону о намерении покупателя приобрести товар; момент заключения такого договора не ставится в зависимость от момента оплаты товара и выдачи чека, но определяется моментом сообщения покупателем продавцу своего намерения приобрести товар.
В рекламе потребителю предлагается заказать товар по телефону.
Следовательно, договор с потребителем заключается в момент сообщения покупателем продавцу своего намерения приобрести товар.
Следует учитывать, что при такой продаже покупатель находится в худшем положении по сравнению с тем, кто может непосредственно ознакомиться с товаром или его образцом. Кроме того, продавец, не указывающий в рекламе, сообщающей о продаже товаров дистанционным способом, своих реквизитов, лишает покупателя товаров возможности выставить претензию продавцу за некачественный товар.
Таким образом, в рекламе, распространенной ИП Гарибян Т.Р. допущены нарушения статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", выразившиеся в распространении рекламы, в которой сообщается о продаже товаров дистанционным способом без указания сведений о продавце таких товаров.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ИП Гарибян Тиграном Размиковичем /<_>, ИНН 261008808677, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N11 по Ставропольскому краю 15.05.2018 за ОГРНИП 318265100057442/, поскольку в ней нарушены требования статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе".
Выдать ИП Гарибян Тиграну Размиковичу /<_>, ИНН 261008808677, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N11 по Ставропольскому краю 15.05.2018 за ОГРНИП 318265100057442/ предписание о прекращении нарушения статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38 - ФЗ "О рекламе".
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 06.12.2018. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Г.В. Золина
Члены Комиссии А.И. Ивакина
Д.А. Табулова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 5 декабря 2018 г. N 1236
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.12.2019