Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя управления Лебедевой С.Н., членов Инспекции: начальника отдела контроля закупок Катричевой Е.И., специалиста - эксперта отдела контроля закупок Капраловой Т.С.
с участием: от заказчика - Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (далее также - КУМИ мэрии города Ярославля, заказчик) - представителей по доверенности Карпова А.В., Деминой О. Н.;
от общества с ограниченной ответственностью "ВАН" (далее также - общество, участник закупки) - директора Аветисян К.Г.,
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные Комитетом по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля в отношении общества с ограниченной ответственностью "ВАН" и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе) проверку факта уклонения победителя закупки (извещение N 0371300027819000537), общества с ограниченной ответственностью "ВАН", от заключения контракта на выполнение работ по установке ограждающих конструкций для исключения доступа посторонних лиц в здание, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 29.11.2019 N 433,
установила:
28.11.2019 в Ярославское УФАС России в соответствии с частью 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ от Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля поступили сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков общество с ограниченной ответственностью "ВАН", уклонившегося, по мнению заказчика, от заключения контракта на выполнение работ по установке ограждающих конструкций для исключения доступа посторонних лиц в здание.
Изучив представленные материалы и сведения, а также заслушав пояснения сторон, Инспекция приходит к следующим выводам.
Заказчиком - КУМИ мэрии города Ярославля, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 24.10.2019 размещено извещение N 0371300027819000537 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по установке ограждающих конструкций для исключения доступа посторонних лиц в здание вместе с документацией об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 190 273,20 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 10 статьи 69 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 12.11.2019, размещенного заказчиком 12.11.2019 в единой информационной системе, следует, что по итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в данной закупке аукционная комиссия заказчика признала победителем этого аукциона участника закупки общество с ограниченной ответственностью "ВАН" (идентификационный номер заявки N 106100750), как участника, предложившего наименьшую цену контракта, и заявка которого признана комиссией соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
Цена контракта, предложенная победителем аукциона (обществом с ограниченной ответственностью "ВАН") составила 95 000,00 рублей (снижение более чем на 25%). Размер обеспечения исполнения контракта (пункт 17 главы 3 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе) - 5 % от начальной (максимальной) цены контракта (9 513, 66 рублей).
Порядок заключения контракта определен статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ.
В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона N 44-ФЗ протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона N 44-ФЗ, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона N 44-ФЗ, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры (часть 2 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ).
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (часть 3 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ).
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры; указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз; при этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов (часть 4 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ).
Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) (часть 1 статьи 37 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 37 Закона N 44-ФЗ если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона N 44-ФЗ, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона N 44-ФЗ, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.
К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (часть 3 статьи 37 Закона N 44-ФЗ).
В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона; при этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 Закона N 44-ФЗ (часть 5 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ).
В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица (часть 6 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ).
В течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика (часть 7 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ).
С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным (часть 8 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ).
Как было отмечено выше, протокол подведения итогов рассматриваемого аукциона опубликован в единой информационной системе 12.11.2019, следовательно, заказчик обязан направить проект контракта победителю закупки не позднее 19.11.2019.
Заказчиком представлена последовательность (хронология) действий по подписанию проекта контракта на электронной площадке с использованием единой информационной системы.
18.11.2019 заказчиком, с учетом положений статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы размещен без своей подписи проект контракта.
Соответственно, ООО "ВАН", с учетом положений статьи 193 ГК РФ, следовало не позднее 25.11.2019 либо направить протокол разногласий к проекту контракта, либо подписать усиленной электронной подписью указанный проект контракта, разместить на электронной площадке подписанный проект контракта, а также предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона или информацию, подтверждающую добросовестность ООО "ВАН" с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта в размере, предусмотренном аукционной документацией.
В регламентированный срок (не позднее 25.11.2019) обществом подписанный проект контракта не размещен на электронной площадке, а также документ, подтверждающий представление обеспечения исполнения контракта.
26.11.2019 заказчиком опубликован в единой информационной системе протокол признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта на основании части 13 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ в связи с тем, что в установленные сроки обществом не подписан проект контракта и не направлены документы, подтверждающие представление обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанного в аукционной документации или обеспечение исполнения контракта в размере, установленном аукционной документацией и информацию, подтверждающую добросовестность согласно части 3 статьи 37 Закона N 44-ФЗ (далее - информация) или не направлен протокол разногласий к проекту контракта.
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта.
Заказчиком во исполнение указанных выше требований в Ярославское УФАС России представлено заявление о включении сведений в отношении ООО "ВАН" в реестр недобросовестных поставщиков (вх. N 11949 от 28.11.2019).
На заседании Инспекции директор ООО "ВАН" пояснил следующее.
С 17.11.2019 по 30.11.2019 последний находился за пределами Российской Федерации (представлены копии соответствующих страниц загранпаспорта).
Учитывая, что в срок до 25.11.2019 победителю электронного аукциона необходимо подписать проект контракта, директор ООО "ВАН" располагал ноутбуком и электронной подписью, однако, совершить действия по подписанию проекта контракта не представилось возможным в силу, как указывает последний, отсутствия технической способности осуществить мероприятия, связанные с подписанием проекта контракта по независящим от пользователя причинам (по мнению заявителя, проблема заключалась в отсутствии возможности осуществлять процедуру подписания контракта на определенной торговой площадке находясь за пределами Российской Федерации; истинная причина Инспекции осталась неясной, а иных доказательств, свидетельствующих об обратном участником не представлено). Документов, подтверждающих намерение связаться с заказчиком с целью урегулировать сложившуюся ситуацию также не представлено.
В то же время, Инспекцией обращено внимание, что отъезд за пределы Российской Федерации директора ООО "ВАН" запланирован заблаговременно до определения победителя рассматриваемой закупки (билеты приобретены 09.11.2019).
Однако документы, подтверждающие отсутствие доступности какой-либо функциональности электронной площадки ООО "РТС-Тендер", обеспечивающей реализацию законодательства о контрактной системе, в период времени, регламентированный законом N 44-ФЗ для подписания проекта контракта, обществом не представлены (в качестве таковых могут быть рассмотрены, в том числе скриншоты, свидетельства обращений пользователя в техническую поддержку, содержания информационных сообщений платформы при профилактических работах и т.п., на что Инспекцией обращено внимание представителя общества).
Кроме того, общество не представило обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона или информацию, подтверждающую добросовестность ООО "ВАН" с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта в размере, предусмотренном аукционной документацией.
Документов, подтверждающих намерение и возможность направить заказчику требуемое обеспечение исполнения обязательств ООО "ВАН" также не представило.
Вместе с тем следует учитывать, что при рассмотрении сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, в первую очередь, правовое значение имеет поведение участника закупки в статусе победителя аукциона в течение времени, отведенного последнему для совершения действий, направленных на заключение контракта с момента опубликования протокола подведения итогов электронного аукциона.
Инспекция убеждена, что, безусловно, с 18.11.2019 (дата размещения протокола об итогах рассматриваемого электронного аукциона) общество располагало информацией о периоде, в течение которого необходимо завершить соответствующие мероприятия по заключению контракта, более того, при должной степени заботливости и осмотрительности могло и должно было предвидеть форс-мажорные обстоятельства при работе с техническим средствами, в том числе, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (наличие которых в данном случае не доказано).
Принимая решение об участии в процедуре проведения электронного аукциона и подавая соответствующую заявку, общество несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом N 44-ФЗ в случае совершения им действий (бездействия) противоречащих требованиям этого Закона, в том числе, приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем аукциона. При этом такими действиями (бездействием) не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта.
Согласно установленной Законом N 44-ФЗ специфики документооборота на электронной площадке невыполнение участником электронного аукциона таким требованиям является правовым риском признания его уклонившимся от заключения контракта, поскольку наличие у него соответствующего волеизъявления на заключение контракта должно быть реализовано в установленном законом порядке.
Претендуя на заключение контракта, путем участия в аукционе общество не только имеет возможность учитывать специфику заключения контрактов на электронной площадке, но, и обязано это сделать. Невыполнение в данном случае участником размещения заказа требований закона влечет невозможность заключения с ним контракта, что влечет не только нарушение интересов заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов.
Не подписание участником закупки проекта контракта в установленный 5-дневный срок влечет негативные правовые последствия для участника закупки, признанного победителем в виде применения соответствующей меры публично-правовой ответственности.
Согласно частям 1, 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения государственного контракта, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4-6 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждены соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 11-12 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6-8 Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.
Рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр; в случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие в пределах срока, предусмотренного пунктом 11 Правил; в рассмотрении вправе принять участие иные заинтересованные лица.
По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение; в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр; в ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр; копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие поставщика, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств; указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
С учетом изложенного уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, фактические обстоятельства дела (общество не подписало проект контракта в установленный законодательством о контрактной системе срок; не представило документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта заказчику; не предприняло всевозможных и необходимых мер, направленных на подписание проекта контракта; не представило обоснование невозможности осуществить установленную Законом N 44-ФЗ обязанность по подписанию данного проекта контракта) свидетельствуют об уклонении общества от заключения контракта.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Закона N 44-ФЗ, Правилами, Инспекция управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок
решила:
Сведения, представленные Комитетом по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (ИНН 7601000992, ОГРН 1027600684100) в отношении общества с ограниченной ответственностью "ВАН" (ИНН 7617010770, ОГРН 1187627016851), адрес: 152071, Ярославская область, Даниловский район, город Данилов, Луговая улица, дом 41а, офис 7; директор: Аветисян Карен Гагикович (ИНН 761704016479); учредитель: Аветисян Карен Гагикович (ИНН 761704016479) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года в связи с уклонением от заключения контракта на выполнение работ по установке ограждающих конструкций для исключения доступа посторонних лиц в здание.
Датой включения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "ВАН" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции Лебедева С.Н.
Члены Инспекции Катричева Е.И.
Капралова Т.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 5 декабря 2019 г. N 162П-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.12.2019