Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - Калининградское УФАС России, Управление) - Г, рассмотрев протокол и другие материалы дела об административном правонарушении N 039/04/9.21-10/2019, возбужденного ведущим специалистом-экспертом правового отдела Калининградского УФАС России - П. 29.01.2019, по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении
Акционерного общества "Янтарьэнерго" (236022, г. Калининград, ул. Театральная, 34;ИНН 3903007130;ОГРН 1023900764832)
в отсутствие законного представителя Акционерного общества "Янтарьэнерго", в присутствии защитника, действующего на основании доверенности от 01.01.2019 N - Б,
УСТАНОВИЛ:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - Калининградское УФАС России, Управление) поступила жалоба Т.(далее - Заявитель) (вход. N 8476 от 28.12.2018) на невыполнение Акционерным обществом "Янтарьэнерго" (далее - Общество, АО "Янтарьэнерго") условий Договора от 25.10.2017 N 7230/10/17 (далее - Договор) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств здания для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Калининградская область, неотъемлемой частью которого являются технические условия N Z-7230/17.
Пунктом 5 Договора предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 (один) год с даты заключения Договора.
В соответствии с пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861 (далее - Правила), согласно Договору от 25.10.2017 N7230/10/17 датой начала исполнения обязательств со стороны Общества является - 25.10.2017, датой окончания - 25.10.2018. К указанному сроку технологическое присоединение осуществлено не было.
На момент поступления жалобы в антимонопольный орган, т.е. на 28.12.2018, технологическое присоединение также не было осуществлено.
Согласно уведомлению о составлении протокола от 28.01.2019 законному представителю Общества либо представителю (защитнику) Общества с надлежащим образом оформленными полномочиями надлежало явиться 29.01.2019 в Калининградское УФАС России для дачи объяснений по факту правонарушения, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении.
В отсутствие законного представителя Общества, с участием защитника Б. 29.01.2019 составлен протокол об административном правонарушении по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Вместе с этим, Обществом представлены истребуемые уведомлением от 22.01.2019 документы (сведения) в установленный срок.
Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 29.01.2019 рассмотрение дела об административном правонарушении N 039/04/9.21-10/2019 назначено на 04.02.2019 в 16 часов 00 минут. Копия указанного определения вручена 29.01.2019 под роспись защитнику Общества - Б.
Дело рассмотрено в присутствии защитника Общества Б.., действующего на основании доверенности от 01.01.2019 N 320/10, которая вины Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, не признала, считает, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Защитник Общества считает, что Общество приступило к исполнению Договора последовательно, добросовестно выполняло все необходимые и зависящие от него меры, а неисполнение условий Договора связано с отсутствием вины в действиях Общества и наличием объективных обстоятельств.
Заслушав защитника Общества, изучив протокол и материалы дела об административном правонарушении N 039/04/9.21-10/2019, нахожу вину Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении пункта 16 Правил N 861, в части нарушения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям АО "Янтарьэнерго", установленной и доказанной, исходя при этом из следующего.
В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В соответствии со статьей 21 Закона об электроэнергетике постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 16 Правил N861 договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 (шесть) месяцев.
В соответствии с пунктом 18 Правил N861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.
По смыслу приведенных положений означенный срок для осуществления мероприятий по осуществлению технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организации, что не позволяет его продлевать каким-либо способом. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заинтересованных лиц как более слабой стороны в соответствующих правоотношениях.
По итогам административного производства установлено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя в сроки, установленные Правилами N 861 и условиями Договора от 25.10.2017 N 7230/10/17, не осуществлено.
25.10.2017 АО "Янтарьэнерго" и Заявитель заключили Договор N 7230/10/17, неотъемлемой частью которого являются технические условия N Z-7230/17. Заявитель выполнил свои обязательства по Договору, включая внесение платы за технологическое присоединение.
18.01.2019 Общество в ответ на наш запрос от 15.01.2019 г. N70/06 предоставило в Калининградское УФАС России письменные пояснения (исх. N ЯЭ/5/167 от 18.01.2019), которыми сообщало, что в рамках исполнения обязательств по Договору со стороны АО "Янтарьэнерго" разработаны и утверждены технические задания по двум титулам строительства.
По титулу: "Строительство ТП 15/0,4кВ, ЛЭП 15кВ от ВЛ 15-128 (инв. N 5115483), ЛЭП 0,4кВ в п. Павлинино Зеленоградского района" все работы выполнены.
По титулу: "Строительство ЛЭП 0,4 кВ от Л-новая от ТП-новая в п. Павлинино Зеленоградский ГО (третий этап)" разработка рабочей документации и выполнение строительно-монтажных работ осуществляется ООО "ЭнергоГранд" согласно заключенного договора подряда.
Планируемый срок завершения мероприятий по договору об осуществлении технологического присоединения - II квартал 2019 года.
24.01.2019 Общество в ответ на требования уведомления о составлении протокола от 22.01.2019 предоставило в Калининградское УФАС России письменные пояснения (исх. N ЯЭ/5/369 от 24.01.2019), которыми сообщало, что что в рамках исполнения обязательств по Договору со стороны АО "Янтарьэнерго" разработано и утверждено техническое задание по двум титулам строительства.
По титулу: "Строительство ТП 15/0,4кВ, ЛЭП 15кВ от ВЛ 15-128 (инв. N 5115483), ЛЭП 0,4кВ в п. Павлинино Зеленоградского района" все работы выполнены в полном объеме.
По титулу: "Строительство ЛЭП 0,4 кВ от Л-новая от ТП-новая (по ТЗ Z/СЭРС/008086/2016-26) в п. Павлинино Зеленоградский ГО (третий этап по ТЗ Z/СЭРС/008086/2016-26)" разработка рабочей документации и выполнение строительно-монтажных работ осуществляется ООО "ЭнергоГранд" согласно заключенного договора подряда.
Планируемый срок завершения мероприятий по договору об осуществлении технологического присоединения - II квартал 2019 года.
Таким образом, датой начала исполнения обязательств по Договору от 25.10.2017 N7230/10/17 со стороны Общества является - 25.10.2017, датой окончания - 25.10.2018. К указанному сроку технологическое присоединение осуществлено не было. С момента окончания законодательно установленного срока исполнения Договора (т.е. с 25.10.2018) на момент составления административного протокола (т.е. до 04.02.2019) срок неисполнения Обществом своих обязательств составил 102 (сто два) дня.
Обществом не представлено доказательств отсутствия возможности выполнить перечисленные мероприятия в законодательно установленный срок, что свидетельствует о его неправомерном бездействии.
Доказательств, подтверждающих, что Обществом предпринимались все возможные и необходимые меры для исполнения требований и условий Договора в предусмотренные законом сроки, в материалах дела не имеется.
Роль сетевой организации при осуществлении возложенной на нее обязанности по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя предполагает ее активное поведение во взаимодействие как с обратившимся к нему лицом, так и иными хозяйствующими субъектами, тем самым обеспечивая права такого лица в установленном законодательством порядке и сроки.
Именно бездействие Общества в части непринятия своевременных и разумных мер по осуществлению технологического присоединения мастерских Заявителя к электрическим сетям привело к нарушению императивных требований, установленных пунктом 16 Правил N 861 и интересов Заявителя.
Изложенное свидетельствует, что АО "Янтарьэнерго", как субъект естественной монополии, при выполнении своих обязательств по Договору N 7230/10/17 от 25.10.2017 нарушило пункт 16 Правил, в части несоблюдения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям АО "Янтарьэнерго".
Вина АО "Янтарьэнерго" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установлена и подтверждается материалами дела об административном правонарушении N 039/04/9.21-10/2019.
Положениями статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влекущая наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с Приложением N 1 к постановлению Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 N 127/8 "Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I "Услуги по передаче электрической и тепловой энергии" АО "Янтарьэнерго" включено в Реестр субъектов естественных монополий по разделу I "Услуги по передаче электрической и тепловой энергии". Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 N 11-1/00 ОАО "Янтарьэнерго" включено в реестр энергоснабжающих организаций Калининградской области, осуществляющих услуги по передаче и распределению электрической энергии (регистрационный номер 3.1).
Также в соответствии с п. 3.2 Устава АО "Янтарьэнерго" к основным видам деятельности Общества относится оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии).
Исходя из положений статьи 3 Закона о естественных монополиях, пункта 10 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, услуги по передаче электрической энергии относятся к регулируемым видам деятельности и осуществляются по регулируемым ценам (тарифам).
Учитывая вышеизложенное, нельзя признать обоснованными доводы защитника АО "Янтарьэнерго" о последовательном и добросовестном исполнении Обществом принятых на себя в рамках Договора N 7230/10/17 обязательств и выполнении всех необходимых и зависящих от него мер. Объективных обстоятельств, не позволивших Обществу выполнить свои обязательства по Договору N 7230/10/17, в ходе административного производства не установлено.
На момент вынесения постановления N 039/04/9.21-10/2019 Общество привлекалось к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.21 в части нарушения п. 16 Правил N 861 по постановлениям о наложении штрафа по делам об административных правонарушениях , вступившими в законную силу и исполненными Обществом N Э-277адм/2017 от 04.10.2017 (исполнено 19.10.2017), N Э-279адм/2017 от 09.10.2017 (исполнено 19.10.2017), N Э-304адм/2017 от 14.11.2017 (исполнено 15.01.2018), N Э-305адм/2017 от 22.11.2017 (исполнено 15.01.2018), N Э-281адм/2017 от 19.10.2017 (исполнено 13.11.2017), N Э-310адм/2017 от 05.12.2017 (исполнено 15.01.2018), N Э-313адм/2017 от 11.12.2017 (исполнено 15.01.2018), N Э-14адм/2018 от 05.03.2018 (исполнено 26.04.2018), N Э-17адм/2018 от 07.03.2018 (исполнено 26.04.2018), N Э-18адм/2018 от 13.03.2018 (исполнено 26.04.2018), N Э-73адм/2018 от 25.05.2018 (исполнено 19.06.2018), N Э-74адм/2018 от 25.05.2018 (исполнено 19.06.2018), N Э-52адм/2018 от 23.04.2018 (исполнено 22.05.2018), N Э-40адм/2018 от 19.04.2018 (исполнено 22.05.2018), N Э-39адм/2018 от 19.04.2018 (исполнено 22.05.2018), N Э-130адм/2018 от 08.08.2018 (исполнено 28.09.2018), N Э-139адм/2018 от 28.08.2018 (исполнено 09.10.2018), N Э-148адм/2018 от 06.09.2018 (исполнено 09.10.2018), N Э-146адм/2018 от 10.09.2018 (исполнено 09.10.2018).
Таким образом, в действиях АО "Янтарьэнерго", выразившихся в части нарушения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям АО "Янтарьэнерго", установленных пунктом 16 Правил, усматриваются признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Место совершения административного правонарушения: Калининградская область
Время совершения административного правонарушения: 26.10.2018.
По итогам рассмотрения дела N 039/04/9.21-10/2019 обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ, не выявлено.
По итогам рассмотрения дела N 039/04/9.21-10/2019 выявлено одно обстоятельство, отягчающее административную ответственность, предусмотренное пунктами 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, а именно повторное совершение однородного административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, считаю необходимым назначить Акционерному обществу "Янтарьэнерго" административный штраф в размере 600 000 (сто тысяч) рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать Акционерное общество "Янтарьэнерго" (236022, г. Калининград, ул. Театральная, 34; ИНН 3903007130; ОГРН 1023900764832) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
2. Назначить Акционерному обществу "Янтарьэнерго" (236022, г. Калининград, ул. Театральная, 34; ИНН 3903007130; ОГРН 1023900764832) наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей.
Заместитель руководителя Г.
Отметка о вручении (направлении) копии постановления согласно статьи 29.11 КоАП РФ
В соответствии с подпунктом 3 частью 1 статьи 30.1 и статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
На основании части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ предусмотрено, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 4 февраля 2019 г. N 039/04/9.21-10/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.02.2019