Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - (_) - врио заместителя руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии: (_),
рассмотрев дело N 055/05/5-990/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения индивидуальным предпринимателем (_) рекламы, содержащей признаки нарушения требований пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии директора ООО "ВКД Медиа" - (_),
в отсутствие ИП (_) (ходатайство от 28.11.2019 вх. N 11913э),
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 19.09.2019 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлен факт распространения на странице N 8 в газете "В КАЖДОМ ДОМЕ" (Калачинск) N 36 (461) от 13 сентября 2019 года рекламы следующего содержания: "Магазин "Ритуал" ИП (_) · большой выбор венков · корзины · гробы · ритуальные принадлежности ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОРОН, КАТАФАЛК САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ (_) Звонить круглосуточно! Адрес: г. Калачинск, ул. П. Ильичева, 59 (не доезжая моста через р. Омь)".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеуказанная информация подпадает под понятие "реклама", поскольку распространена в адрес неопределенного круга лиц и направлена на привлечение внимания к ИП (_), а также реализуемым им товарам и оказываемым услугам.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункта 29 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 года N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Данное объективное подтверждение может быть установлено победой в конкурсе, экспертным исследованием, независимой экспертизой, независимым опросом-анкетированием потребителей. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
В рассматриваемой рекламе использовано утверждение "САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ", которое в силу постановления Пленума должно приводиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Вместе с тем, рассматриваемая реклама, не сопровождается таким подтверждением в нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Более того, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В рассматриваемой рекламе содержится некорректное сравнение - сопоставление исключительности цен по отношению к другим участникам рынка (конкурентам).
Некорректность сравнения цен с ценами на аналогичные товары (услуги), реализуемыми другими продавцами, следует из того, что формируется общая оценка более выгодных условий оказания услуг перед конкурентами.
Использованное в рекламе словосочетания "САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ" предполагает, что рекламируемые таким способом товары (услуги) должны быть востребованы со стороны потребителей с точки зрения их низкой цены. Указанная реклама свидетельствует о том, что ни один другой участник рынка не имеет таких цен на рекламируемые товары.
Таким образом, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения требований пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно выходным данным учредителем СМИ "Бесплатная газета "В КАЖДОМ ДОМЕ" (N свидетельства: ПИ N ТУ 55-00315) является (_). При этом из договора от 11.06.2013 б/н, заключенного между учредителем и редакцией СМИ "Бесплатная газета "В КАЖДОМ ДОМЕ", следуют, что редакция зарегистрирована в качестве юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "ВКД Медиа" (далее - ООО "ВКД Медиа").
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Исходя из определения, данного в пункте 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", ООО "ВКД Медиа" является рекламораспространителем.
На запрос Омского УФАС России ООО "ВКД Медиа" была представлена копия договора на размещение вышеуказанной рекламы N 0114/1 от 14.01.2019, согласно пункту 1.1. которого "_Заказчик (ИП (_)) поручает, а Редакция (ООО "ВКД Медиа") принимает на себя обязательства выполнения работ по размещению рекламно-информационных материалов в СМИ "Бесплатная газета "В КАЖДОМ ДОМЕ"_".
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Исходя из определения, данного в пункте 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", ИП (_) является рекламодателем.
На основании части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2 и пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
В письме от 28.11.2019 вх. N 11913э ИП (_) пояснил следующее: "_В рекламе в газете "В каждом доме" (Калачинск) N 36 (461)13 сентября 2019 использовано утверждение САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ, что нельзя было указывать без конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и которое имеет объективное подтверждение.
ИП (_) не преследовал цели ввести в заблуждение потребителей и не предал большое значение при указании этих слов и тем самым не хотел принизить конкурентов".
Рассмотрев материалы дела, пояснения ООО "ВКД Медиа", ИП (_), Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ИП (_) требований пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" при распространении рекламы на странице N 8 в газете "В КАЖДОМ ДОМЕ" (Калачинск) N 36 (461) от 13 сентября 2019 года.
Учитывая пояснения директора ООО "ВКД Медиа" от 02.12.2019 вх. N 11961 о том, что "_ выявленные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38 "О рекламе" устранены, распространяемые рекламные материалы приведены в соответствие требованиям законодательства_", Комиссией Омского УФАС России принято решение о нецелесообразности выдачи ИП (_) предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу ИП (_) (ИНН (_), ОГРНИП (_)): "Магазин "Ритуал" ИП (_) · большой выбор венков · корзины · гробы · ритуальные принадлежности ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОРОН, КАТАФАЛК САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ 8-904-829-88-89, 24-544 Звонить круглосуточно! Адрес: г. Калачинск, ул. П. Ильичева, 59 (не доезжая моста через р. Омь)", распространенную на странице N 8 в газете "В КАЖДОМ ДОМЕ" (Калачинск) N 36 (461) от 13 сентября 2019 года, ненадлежащей, нарушающей требования пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Предписание ИП (_) о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение изготовлено в полном объеме 04 декабря 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии(_)
Члены Комиссии:(_)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 3 декабря 2019 г. N 055/05/5-990/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.12.2019