Резолютивная часть постановления оглашена "11" октября 2019 г.
В полном объеме постановление изготовлено "15" октября 2019 г.
Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Московского УФАС России, Управление) <...>, рассмотрев протокол об административном правонарушении по делу N 077/04/19.8 8599/2019 от 26.09.2019 (далее - Протокол) и материалы дела N 077/04/19.8 8599/2019 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ПАО "Мегафон" (ОГРН 1027809169585, ИНН/КПП 7812014560/770701001; далее также - Общество), ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отсутствие законного представителя ПАО "Мегафон", надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛ:
Московским УФАС России рассматриваются материалы по обращению физического лица относительно распространения на телефонный номер <...> рекламы посредством СМС-сообщения "Купите новую Toyota за 91% стоимости до 17.06 в РОЛЬФ: 84952669574", поступившего 12.06.2019 в 12:46 от отправителя: ROLF_TOYOTA, с признаками нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе.
На основании изложенного Московским УФАС России направлен запрос информации в ПАО "Мегафон" от 08.07.2019 N ПО/33994/19, а также уточненный запрос информации от 24.07.2019 N ПО/37381/19.
ПАО "Мегафон" (место нахождения: Оружейный пер., д. 41, г. Москва, 127006) является юридическим лицом, включено в Единый государственный реестр юридический лиц за основным государственным регистрационным номером 1027809169585, ИНН 7812014560.
Запросом информации от 08.07.2019 N ПО/33994/19, а также уточненным запросом информации от 24.07.2019 N ПО/37381/19 у ПАО "Мегафон" истребованы к представлению в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения каждого запроса следующие документально подтвержденная информация, документы и сведения:
информацию о поступлении рассматриваемой рекламы (сообщения) на телефонный номер <...>, в том числе в течение одного дня до и (или) после указанных даты и времени, с обязательным указанием места (субъекта, региона, города и т. п.) получения сообщения и приложением подтверждающих документов (например, детализация);
сведения о коде, номере и операторе отправителя, от которого которого поступило указанный телефонный звонок, иные известные данные об отправителе;
подтверждение того факта, что заявитель, давший приложенное согласие на обработку персональных данных, является владельцем (абонентом) номера телефона <...> на который поступило указанное СМС-сообщение;
предварительное согласие заявителя, абонента на получение указанного СМС-сообщения;
копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
информацию о рекламодателе, рекламораспространителе (рекламораспространителях) рассматриваемой рекламы с указанием реквизитов и контактных данных таких лиц (наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, иные известные адреса, e mail и контактные данные; либо фамилию, имя, отчество, паспортные данные, место нахождения, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, иные известные адреса, e mail и контактные данные; либо фамилию, имя, отчество, адрес, паспортные данные, иные известные адреса, e mail и контактные данные);
договор (договоры) на распространение рассматриваемой рекламы с рекламодателем, рекламораспространителем (рекламораспространителями) с приложением всех имеющихся дополнений, приложений, изменений и т. п.; платежные документы по оплате данных договоров;
иные договоры в отношении номера, с которого поступил спорный телефонный звонок, имеющиеся на момент направления спорного телефонного звонка (договоры об оказании услуг связи и т. п.), с приложением всех имеющихся дополнительных соглашений, приложений и т. п., включая платежные документы по оплате данных договоров; информацию об ином лице (лицах) по указанному договору, включая наименование (фамилию, имя отчество), сведения о государственной регистрации, юридические, фактические и почтовые адреса, иные контактные данные;
имеющуюся информацию об иных лицах, участвовавших в направлении (распространении) указанного телефонного звонка;
письменные объяснения и дополнительные материалы по существу рассматриваемого вопроса.
В случае невозможности представления какого-либо из перечисленных документов, ПАО "Мегафон" необходимо было представить письменные объяснения о причинах его отсутствия, что прямо указано в запросе.
К запросу Московского УФАС России от 08.07.2019 N ПО/33994/19, а также к уточненному запросу информации от 24.07.2019 N ПО/37381/19 было приложено согласие заявителя на обработку персональных данных (далее - Согласие), которым он предоставил Московскому УФАС России право на обработку его персональных данных, указанных в обращениях, поступающих от его имени в адрес Московского УФАС России, в целях исполнения антимонопольным органом и его территориальными органами государственной функции по предупреждению, выявлению и пресечению нарушения физическими и юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждению и рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Также в Согласии указано, что оно распространяется на получение и передачу Московским УФАС России информации о фамилии, имени, отчестве заявителя, о детализации счета, телефонных соединениях, СМС-сообщениях, иных переданных данных на/от абонентского номера (номер телефона) <...> в сети оператора связи Мегафон, а также на осуществление иных действий (операций) по обработке персональных данных, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" и необходимых для исполнения вышеуказанной государственной функции, в том числе на получение сведений о сообщениях и телефонных соединениях заявителя, их содержания в порядке статьи 63 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи".
Антимонопольный орган в целях реализации возложенных на него полномочий вправе запрашивать у хозяйствующих субъектов необходимые документы и информацию, а последние, в свою очередь, обязаны предоставить запрашиваемые сведения в установленный антимонопольным органом срок.
Объем запрашиваемых сведений, порядок и сроки их представления определяются антимонопольным органом в каждом конкретном случае в зависимости от предмета рассмотрения и иных существенных обстоятельств. Содержание в запросах указания на процессуальный повод истребования информации и нормативно-правовое основание как на объективную необходимость представления запрашиваемых документов (статья 34 Закона о рекламе) свидетельствуют об их мотивированности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о рекламе юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые документы, материалы, объяснения, информацию в письменной и (или) устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде, а также обеспечивать уполномоченным должностным лицам антимонопольного органа доступ к такой информации.
Таким образом, безусловная необходимость предоставления истребованных сведений вне зависимости от мнения субъекта, у которого такие сведения запрашиваются, о наличии в его действиях признаков нарушения законодательства, а также о наличии или отсутствии необходимости представления таких сведений, определена законодательством.
В соответствии с данными ФГУП "Почта России" (выписка с сайта pochta.ru) запрос информации от 08.07.2019 N ПО/33994/19 был получен
ПАО "Мегафон" 12.07.2019, а уточненный запрос информации от 24.07.2019 N ПО/37381/19 - 30.07.2019.
Факт надлежащего получения ПАО "Мегафон" запроса информации от 08.07.2019 N ПО/33994/19 и уточненного запроса информации от 24.07.2019 N ПО/37381/19 подтверждается также тем, что 18.07.2019 в Московское УФАС России поступил ответ (вх. N 40318-ЭП/19) на запрос информации от 08.07.2019 N ПО/33994/19, а 08.08.2019 от ПАО "Мегафон" поступил ответ (вх. N 44613-ДСП/19) на уточненный запрос информации от 24.07.2019 N ПО/37381/19.
Вместе с тем, в своем ответе на уточненный запрос информации ПАО "Мегафон" отказывается от представления в Московское УФАС России сведений о поступлении рассматриваемой рекламы (сообщения) на телефонный номер <...>, в том числе в течение одного дня до и (или) после указанных даты и времени, с обязательным указанием места (субъекта, региона, города и т. п.) получения сообщения и приложением подтверждающих документов (например, детализация) и подтверждения того факта, что заявитель, давший приложенное Согласие на обработку персональных данных, является владельцем (абонентом) номера телефона <...> на который поступило указанное СМС-сообщение, ссылаясь на следующее.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Определениях от 02.10.2003 N 345-О, от 21.10.2008 N 528-О, к информации, составляющей тайну телефонных переговоров, относятся любые сведения, передаваемые, сохраняемые и устанавливаемые с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих сигналах соединения телефонных аппаратов конкретных пользователей связи. Таким образом, информация о соединениях абонента (детализация) относится к охраняемой законодательством Российской Федерации тайне связи.
Информация, относящаяся к тайне связи, может быть предоставлена оператором связи только с соблюдением порядка, предусмотренного частью 2 статьи 23 Конституции Российской Федерации - на основании судебного решения либо с согласия абонента.
При этом к запросу Московского УФАС России от 08.07.2019 N ПО/33994/19, а также к уточненному запросу информации от 24.07.2019 N ПО/37381/19 была приложена копия Согласия абонента на получение Московским УФАС России сведений, составляющих тайну связи, датированное 14.08.2017. Из чего, по мнению ПАО "Мегафон" следует, что абонентом на момент дачи согласия уже подано заявление в антимонопольный орган и он дает свое согласие на получение исключительно информации, имеющейся у оператора связи к этому моменту.
Вместе с тем, датой поступления рассматриваемого СМС-сообщения является 12.06.2019, из чего ПАО "Мегафон" делает вывод о том, что обращение с приложенным к нему Согласием поступило в Московское УФАС России ранее даты, в которую поступило спорное СМС-сообщение, а равно Согласие абонента от 14.08.2017 не может относиться к запросу информации от 08.07.2019 N ПО/33994/19, а также к уточненному запросу информации от 24.07.2019 N ПО/37381/19, и не может быть расценено как свободное, информированное и конкретное волеизъявление на предоставление сведений, составляющих тайну связи, без ограничений по времени и цели.
Установлено, что 22.08.2017 от заявителя также поступало обращение с жалобой на распространение на его телефонный номер рекламы в отсутствие его предварительного согласия на это. К данному заявлению было приложено согласие, датированное 14.08.2017, идентичное представленному с рассматриваемым обращением от 14.06.2019.
Между тем, приложенная к запросу и уточненному запросу копия Согласия заявителя не была получена Московским УФАС России из ранее поступившего заявления. Копию согласия, датированную 14.08.2017, заявитель самостоятельно приложил к вновь поданному заявлению, направленному по адресу электронной почты to77@fas.gov.ru.
Более того, в соответствии с текстом Согласия от 14.08.2017, оно распространяется на обращения, поступающие от данного заявителя в антимонопольный орган, а не только на единственное обращение, к которому оно приложено.
Более того, отказ заявителю в рассмотрении его заявления по существу в связи с тем, что к заявлению приложено Согласие, датированное ранее поступления спорного СМС-сообщения, повлекло бы необоснованное возложение на заявителя обязанности по повторному представлению документа, который уже был представлен в антимонопольный орган совместно с заявлением от 14.06.2019.
Таким образом, несмотря на приложенное к запросу Московского УФАС России от 08.07.2019 N ПО/33994/19, а также к уточненному запросу информации от 24.07.2019 N ПО/37381/19 Согласие заявителя,
ПАО "Мегафон" в нарушение положений части 1 статьи 34 Закона о рекламе не была представлена информация, необходимая для рассмотрения заявления по существу.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 6 статьи 19.8 КоАП РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 19.8 КоАП РФ непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.
Местом совершения административного правонарушения является г. Москва.
При рассмотрении дела должностным лицом административного органа установлено, что в Протоколе указано неверное время совершения административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.
Таким образом, указание в Протоколе ошибочного времени совершения административного правонарушения, не свидетельствует о не легитимности данного Протокола, а равно не является основанием для его пересоставления, поскольку данная ошибка может быть восполнена в рамках рассмотрения дела и изготовления постановления по делу об административном правонарушении.
Должностным лицом административного органа установлено, что в запросе информации от 08.07.2019 N ПО/33994/19, а также уточненном запросе информации от 24.07.2019 N ПО/37381/19 ПАО "Мегафон" был установлен срок на предоставление затребованных документов и сведений - 5 (пять) рабочих дней со дня получения каждого запроса, а не 3 (три) рабочих дня как было указано в Протоколе.
Таким образом, исходя из имеющихся в материалах дела документов и сведений, должностное лицо административного органа считает временем совершения административного правонарушения - 07.08.2019, дату (первый рабочий день), следующую за днем, в который истекал пятидневный срок, отведенный ПАО "Мегафон" для предоставления затребованных документов и сведений (информации).
Таким образом, установлено нарушение ПАО "Мегафон" требований части 1 статьи 34 Закона о рекламе, ответственность за нарушение которых предусмотрена частью 6 статьи 19.8 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Виновные действия состоят в намеренном игнорировании запроса уполномоченного органа относительно представления сведений, предусмотренных действующим законодательством.
Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности соблюдения
ПАО "Мегафон" требований законодательства, не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его.
Должностным лицом административного органа установлено, что
ПАО "Мегафон" недостающие документы, в том числе детализацию абонента, в ответ на запрос информации от 08.07.2019 N ПО/33994/19, а также уточненный запрос информации от 24.07.2019 N ПО/37381/19 до настоящего времени не представлен.
Таким образом, имеются основания считать, что ПАО "Мегафон" продолжает противоправное поведение, выражающееся в игнорировании требований административного органа о необходимости предоставление документов и сведений, что было указано в запросах информации, а также определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Таким образом, должностным лицом Московского УФАС России установлено обстоятельство, отягчающее административную ответственность
ПАО "Мегафон"
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность
ПАО "Мегафон", равно как и обстоятельств, свидетельствующих о возможности применения в настоящем случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, не выявлено.
На основании изложенного, штраф, подлежащий взысканию, назначен в размере 40 000 (сорока тысяч) рублей 00 копеек.
Руководствуясь статьей 34 Закона о рекламе, статьями 4.1, 4.3, 19.8, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать ПАО "Мегафон" (ОГРН 1027809169585, ИНН/КПП 7812014560/770701001) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.8 КоАП РФ.
2. Назначить ПАО "Мегафон" административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорока тысяч) рублей 00 копеек.
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ
В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Суммы штрафов, уплаченных за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, зачисляются в соответствующие бюджеты в соотношении:
- 40% в Федеральный бюджет;
- 60% в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрировано ПАО "Мегафон", перечислением через банк, обслуживающий хозяйствующий субъект.
Реквизиты для уплаты административных штрафов, предусмотренных за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе (квитанция прилагается):
Получатель: УФК по г. Москве (для Московского УФАС России)
Банк получателя: ГУ Банка России по ЦФО
ИНН 7706096339
КПП 770101001
БИК 044525000
р/с 40101810045250010041
КБК 161 1 16 26000 01 6000140
ОКТМО 45375000
Назначение платежа: административный штраф по делу N 077/04/19.8 8599/2019.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя |
П.В. Олейник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 октября 2019 г. N 077/04/19.8 8599/2019 (ключевые темы: антимонопольный орган - тайна связи - оплата административного штрафа - обстоятельства, отягчающие административную ответственность - код причины постановки на учет)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.10.2019