Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее - Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель |
- |
Короткова И.Ю. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок, |
Член комиссии |
- |
Вознесенская Н.В. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
Член комиссии |
- |
Малышева О.С. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
в присутствии представителей от:
Заказчика - Шарина А.П. (доверенность от 01.08.2018 N 31-2018), Панова И.С. (доверенность от 01.11.2019 N21-2019).
УСТАНОВИЛА:
08 ноября 2019 года в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО "Теплокомфорт" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ООО "Газпром газораспределение Архангельск" (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Газопровод распределительный от ГРПБ по ул. К. Либкнехта до ул. Южная в п. Урдома Ленского района Архангельской области" (извещение N 31908476204 размещено на сайте http://www.zakupki.gov.ru).
Содержание жалобы:
Обжалуются действия Заказчика, в связи с несоответствием документации требованиям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - ФЗ "О закупках").
Указанное обстоятельство подпадает под основание для обжалования, определенное пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - ФЗ "О закупках").
Заказчиком представлены возражения на жалобу от 14.11.2019 NАП-13-03/5843.
Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу с учетом следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ "О закупках" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 указанного Федерального закона правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с вышеуказанными нормами ФЗ "О закупках" в ООО "Газпром газораспределение Архангельск" (далее - Общество, Заказчик) принято Положение о закупках товаров, работ, услуг ООО "Газпром газораспределение Архангельск", утвержденное решением единственного участника ООО "Газпром газораспределение Архангельск" - АО "Газпром газораспределение" от 12.12.2018 г. (далее - Положение о закупках).
Положение о закупках является документом, регулирует закупочную деятельность Общества, устанавливает правила и порядок закупок товаров, работ, услуг, в том числе в целях коммерческого использования, направленные на реализацию следующих принципов закупок:
создание условий для своевременного и полного обеспечения потребностей Общества в товарах, работах, услугах и выявления поставщика (подрядчика, исполнителя), способного своевременно и качественно удовлетворить потребности Общества с требуемыми показателями цены, качества и надежности;
обеспечение безопасности функционирования опасных производственных объектов Единой системы газоснабжения (ЕСГ);
информационной открытости закупок;
равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек Общества, минимизации налоговых рисков;
отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки;
создания условий для конкуренции между хозяйствующими субъектами при проведении закупок в целях получения лучших условий удовлетворения потребности по параметрам цены, качества и сроков на соответствующем товарном рынке;
обеспечения баланса издержек на организацию и проведение процедур конкурентных закупок и ожидаемой экономической выгоды от их результатов.
01.11.2019 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), размещено извещение N 31908476204, документация о запросе предложений по отбору организации для выполнения работ (оказания услуг) (далее - документация о закупке), проект договора, проектная документация часть 1, проектная документация часть 4, Техническое задание.
Заявитель в своей жалобе указал на то, что Заказчик при внесении изменений в документацию не продлил срок подачи заявок на участие в закупке.
Согласно части 11 статьи 4 ФЗ "О закупках" изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.
Аналогичные требования к порядку внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке указаны в пункте 5.4.2 Положения о закупках.
Согласно пункту 10.1.4 Положения о закупках, "извещение о проведении запроса предложений в электронной форме и документация о запросе предложений в электронной форме размещается Заказчиком (Организатором) в единой информационной системе не менее чем за семь рабочих дней до дня проведения такого запроса предложений".
Дата и время окончания подачи Заявок на участие в Закупке, согласно извещению N31908476204 (в редакции N 1 от 01.11.2019) - "12" ноября 2019 года 11:30 (время московское).
07.11.2019 в 14:39 в документацию о закупке внесены изменения. При этом в ЕИС размещены следующие документы: документация о запросе предложений, извещение о запросе предложений, извещение об изменении, проект договора, проектная документация часть 1, проектная документация часть 2, проектная документация часть 3, проектная документация часть 4, техническое задание редакцияN1, сметы "Урдома - Сметы".
Дата и время окончания подачи Заявок на участие в Закупке, согласно извещению N31908476204 (в редакции N 2 от 07.11.2019) - "12" ноября 2019 года 11:30 (время московское).
Следовательно, с даты размещения в единой информационной системе изменений от 07.11.2019 до даты окончания срока подачи заявок на участие в Закупке 12.11.2019 оставалось лишь 2 рабочих дня, что менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.
Таким образом, довод Заявителя нашел свое подтверждение, Заказчик нарушил часть 11 статьи 4 ФЗ "О закупках", пункт 5.4.2 Положения.
Заявитель в жалобе отметил, что при проведении запроса предложений в электронной форме с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, начальная (максимальная) цена договора не должна превышать пятнадцать миллионов рублей. Начальная цена обжалуемых торгов составляет 54 464 907,55 рубля.
Пунктом 3 части 3 статьи 3.4 ФЗ "О закупках" установлено, что заказчик при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства размещает в единой информационной системе извещение о проведении запроса предложений в электронной форме не менее чем за пять рабочих дней до дня проведения такого запроса предложений. При этом начальная (максимальная) цена договора не должна превышать пятнадцать миллионов рублей.
Согласно извещению N 31908476204 Участниками закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Действительно, Комиссией Архангельского УФАС России установлено и представителями Заказчика не опровергается, что в нарушение норм ФЗ "О закупках" в пункте 3.9 раздела 3 "Информационной карты настоящей документации", начальная (максимальная) цена предмета закупки для участников, не освобожденных от уплаты НДС (с НДС) определена в 54 464 907,55 руб., начальная (максимальная) цена предмета закупки для участников, использующих право на освобождение от уплаты НДС или не являющихся налогоплательщиками НДС (без НДС) - 45 387 422,96 руб.
Таким образом, Заказчик нарушл пункт 3 части 3 статьи 3.4 ФЗ "О закупках".
Заявитель считает, что отсутствие у участника закупки технических средств и оборудования, определенных в пункте 6 части 4.2 Технического задания, является основанием для отклонения заявки.
Под запросом предложений в целях ФЗ "О закупках" понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (часть 22 статьи 3.2 ФЗ "О закупках").
В пункте 1.6 "Критерии оценки заявок на участие в конкурентных закупках" Положения, в целях выявления степени соответствия заявок на участие в конкурентной закупке требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке, их предварительного ранжирования по степени предпочтительности для Заказчика Заказчик в каждой конкурентной закупке устанавливает критерии оценки заявок на участие в конкурентной закупке, которые указываются в документации о конкурентной закупке.
Для оценки и сопоставления заявок на участие в конкурентной закупке могут использоваться следующие критерии:
пункт 1.6.2.1 Положения - предложение по цене товаров, работ, услуг, являющихся предметом конкурентной закупки, содержащееся в заявке на участие в конкурентной закупке участника конкурентной закупки (цена договора, цена единицы товара, работы, услуги, цена запасных частей к технике, оборудованию, размер скидки от цены товара, работы, услуги, размер вознаграждения (комиссии) за поставку товара, выполнение работ, оказание услуг).
пункт 1.6.2.2 Положения - функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара либо качество работ, услуг, в том числе подтвержденные наличием сертификата соответствия товаров, работ, услуг требованиям системы сертификации. В документации о закупке может быть указана конкретная система добровольной сертификации.
пункт 1.6.2.3 Положения - квалификация участника конкурентной закупки и планируемых им к привлечению соисполнителей (субподрядчиков), в том числе деловая репутация, наличие опыта выполнения работ, оказания услуг, производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иных показателей, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом конкурентной закупки.
пункт 1.6.2.4 Положения - расходы на эксплуатацию и (или) техническое обслуживание товара.
пункт 1.6.2.5 Положения - сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
пункт 1.6.2.6 Положения - условия оплаты товаров, работ, услуг;
пункт 1.6.2.7 Положения - срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг.
пункт 1.6.2.8 Положения - объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.
Пунктом 1.6.2.9 Положения установлено, что "Могут использоваться иные критерии, в соответствии с требованиями, установленными в документации о конкурентной закупке, письменно согласованные с Управлением по организации закупочной деятельности ООО "Газпром межрегионгаз" и Управлением бюджетирования и ценообразования ООО "Газпром межрегионгаз" или Управлением по организации закупочной деятельности ООО "Газпром межрегионгаз" и Управлением ценообразования ООО "Газпром межрегионгаз"".
Пункт 1.6.3 Положения гласит, что "В документации о конкурентной закупке могут быть указаны один или несколько критериев оценки заявок, из числа указанных в настоящем разделе, в зависимости от способа конкурентной закупки".
Следовательно, при проведении запроса предложений в электронной форме предполагается установление нескольких критериев оценки заявок, т.е. цена договора не является единственным критерием оценки заявок.
В пункте 3.29 раздела 3 "Информационная карта настоящей документации" приведен перечень критериев оценки Заявок на участие в Закупке, а именно:
N п/п |
Наименование критерия |
Весомость критерия в % |
Лот 1 |
|
|
1 |
Цена закупки |
40 % |
2 |
Наличие трудовых ресурсов |
10 % |
3 |
Наличие техники и оборудования |
10 % |
4 |
Срок выполнения работ (оказания услуг) |
20 % |
5 |
Наличие обособленных либо структурных подразделений в регионе |
20 % |
Согласно пункту 6 части 4.2 Технического задания документации о закупки дополнительным требованием к участнику закупки является: наличие минимального количества техники и оборудования:
-Экскаватор-планировщик (грузоподъемность -3,9 т, глубина реза - 0,75 мм) - 1 шт;
-Экскаватор-погрузчик (объем ковша - 1,14 мЗ) - 2 шт;
-Трамбовка (амплитуда удара - 60 мм, частота ударов - 650 уд/мин) - 1 шт;
-Сварочный аппарат для сварки полиэтиленовых труб с закладными нагревателями - 1 шт;
-Сварочный аппарат для сварки полиэтиленовых труб встык (d 90-315 мм) - 2 шт;
-Сварочный аппарат для сварки стальных труб - 1 шт;
-Мобильные источники питания (мощность - 11 кВт) - 2 шт;
-Компрессор передвижной (производительность 5,5 мЗ/мин) - 1 шт;
-Аппарат для резки ПЭ труб ручной - 2 шт;
-Аппарат для резки стальных труб - 1 шт;
-Автосамосвал (грузоподъемностью - 10 т) - 1 шт;
-Автомобиль с краном-манипулятором (грузоподъемностью Ют) - 1 шт;
-Установка ГНБ (усилие протягивания - 18 т) - 1 шт;
-Водоотливная установка (производительность 1210 л/мин) - 1 шт.
Оценка заявок по критерию "Наличие техники и оборудования" будет расчитана по формуле R8i = (Ki/ Kmax) х 100, где:
R8i - оценка (балл) Заявки i-го Участника по критерию "Наличие техники и оборудования";
Kmax - максимальное среди всех заявок Участников количественное значение техники и оборудования, имеющегося у Участника, необходимого для выполнения работ (оказания услуг) по Договору (совокупно, в штуках);
Ki - количественное значение техники и оборудования, имеющегося у i-го Участника, необходимого для выполнения работ (оказания услуг) по Договору (совокупно, в штуках).
отсутствие какой-либо техники у участников закупки не является основанием для отклонении заявки.
Следовательно, указанные в жалобе требование к участникам закупки, является не обязательным требованием, несоответствие которому может послужить основанием для отклонения заявки участника закупки, а критерием оценки заявок. В связи с этим, ограничение количества участников закупки в данной части не установлено.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Заявитель также не согласен с дополнительными требованиями к участникам закупки о наличии обособленного подразделения в регионе, что должно подтверждаться копией свидетельства (выписки) о праве собственности и о наличии минимального количества работников: инженер ПТО, специалист, включенный в "Национальный реестр специалистов в области строительства", а также прошедший аттестацию в области промышленной безопасности - не менее 1 (одного) человека; рабочих профессий, непосредственно осуществляющих работы на объекте - не менее 10 (десяти) человек.
Законодательством Российской Федерации о закупках не установлен запрет на использование в качестве критерия оценки и сопоставления заявок - "Наличие обособленных либо структурных подразделений" и "Наличие трудовых ресурсов". При этом, ФЗ "О закупках" и иные нормативно-правовые акты в сфере законодательства о закупках не содержат каких-либо ограничений и правил установления критериев оценки.
Согласно Информационной карте документации Заказчиком в качестве критериев оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений также установлены "Наличие трудовых ресурсов" и "Наличие обособленных либо структурных подразделений в регионе". Значимость указанных критериев равна и составляет 10% и 20% соответственно. При этом, оценивается наличие трудовых ресурсов по формуле: R9i = (Li/ Lmax) х 100, где:
R9i - оценка (балл) Заявки i-го Участника по критерию "Наличие трудовых ресурсов";
Lmax - максимальное среди всех заявок Участников количество трудовых ресурсов Участника, необходимого для выполнения работ (оказания услуг) по Договору;
Li - количество трудовых ресурсов Участника i-го Участника, необходимого для выполнения работ (оказания услуг) по Договору.
В зависимости от предложения Участника, заявке Участника присваивается 100 баллов (оценка) по критерию оценки "Наличие обособленных либо структурных подразделений в регионе", при их отсутствии - 0 баллов.
Кроме того, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что в указанном случае, само по себе установление такого критерия как "Наличие обособленных либо структурных подразделений в регионе" и "Наличие трудовых ресурсов" не влияет на подачу и допуск заявки потенциальным участником закупки, поскольку потенциальный участник не обязан иметь обособленное либо структурное подразделение в регионе и его отсутствие у участника закупки не повлечет отклонение заявки участника от дальнейшего участия в закупке, а влияет на количество присвоенных баллов по результатам оценки заявок.
ФЗ "О закупках" также не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 ФЗ "О закупках" и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Пунктом 1.4.6 Положения определено, что "Комиссия принимает решение об определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по результатам закупки на основе принципов справедливого, равного и объективного отношения к участникам закупки с учетом критериев оценки и сопоставления заявок, указанных в документации о конкурентной закупке (извещении о проведении запроса котировок). Лучшей признается заявка, набравшая наибольшее по сравнению с другими заявками количество баллов в соответствии с методикой оценки заявок, включенной в документацию о конкурентной закупке (извещение о проведении запроса котировок)".
Обжалуемые Заявителем критерии установлены в порядке оценки и являются отборочными. Кроме того, установленные критерии в целом позволяют выбрать того Участника закупки, который способен выполнить установленный Заказчиком объем работ в сроки предусмотренные закупочной документацией, в связи с чем использование названных критериев допуска к участию в закупке является обоснованным.
Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 ФЗ "О закупках", предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.
На основании изложенного, порядок оценки заявок по критериям "Наличие трудовых ресурсов" и "Наличие обособленных либо структурных подразделений в регионе" установлены с целью выявления наиболее надежной и квалифицированной строительной компании - участника, которая также максимально полно отвечала бы потребностям Заказчика и имела возможности качественно исполнить договор.
Заказчик не может знать, какие строительные организации примут участие в запросе предложений. Цель заказчика: определить подрядную организацию, которая предложит наилучшие условия исполнения договора, и имеющая соответствующий уровень квалификации, подтверждающая наличием технологического оборудования и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения технологически сложных работ.
Таким образом, поскольку требования, установленные Заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений ФЗ "О закупках" отсутствуют.
В соответствии с частью 13 статьи 3 ФЗ "О закупках" рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Руководствуясь частями 1, 20 статьи 18.1, Федерального закона от 26.07.2006 N 135 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Теплокомфорт" обоснованной в части не продления срока подач заявок после внесенных изменений извещение и документацию и выбора способа закупки.
Признать Заказчика нарушившим положения части 11 статьи 4, пункта 3 части 3 статьи 3.4 ФЗ "О закупках", пункт 5.4.2 Положения о закупках.
Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений документации.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135\x{2011}ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.Ю. Короткова
Члены Комиссии Н.В. Вознесенская
О.С. Малышева
не
О.С. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 8 ноября 2019 г. N 68юл-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.11.2019