Резолютивная часть решения объявлена 06.11.2019
Решение в полном объеме изготовлено 15.11.2019 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела <_>.,
члены комиссии: - ведущий специалист-эксперт <..>.,
- специалист-эксперт <_>.,
рассмотрев дело N 073/05/21-16047/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы пива "Пятницкое нефильтрованное" АО "Булгарпиво", "Афанасий светлое" ООО "Частная пивоварня "Афанасий" и "Zlata Podkova" ООО "Частная пивоварня "Zlata Podkova", размещенной в витрине павильона "ПиВОды", расположенного по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, пр-т <_>, содержащей признаки нарушения пункта 5 части 2 и части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - индивидуального предпринимателя <_>,
УСТАНОВИЛА:
Ульяновским УФАС России определением от 10.10.2019 возбуждено дело N 073/05/21-16047/2019 по признакам нарушения п. 5 ч. 2 и ч. 3 ст. 21 Федерального закона "О рекламе" по факту распространения рекламы пива. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечена ИП Х<...>. Рассмотрение дела назначено на 06.11.2019.
В письменных пояснениях (исх. N 27 от 31.10.2019, вх. N 7448 от 05.11.2019) и на заседании комиссии 06.11.2019 ИП Х<...>.сообщила, что размещение рекламных плакатов, которые лежали на складе, осуществляли сотрудники магазина самостоятельно. Рекламные плакаты на окнах павильона размещены с целью защиты от яркого солнца. Пивная продукция, указанная в рекламе, в павильоне "ПиВОды", расположенном по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, пр-т <...>, не реализуется.
Исследовав материалы дела N 073/05/21-16047/2019, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу пива, размещенную в витрине павильона "ПиВОды", расположенного по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, пр-т <...>, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе сотрудниками Ульяновского УФАС России установлен факт (15.08.2019 произведена фотосъемка) распространения в витрине павильона "ПиВОды", расположенного по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, пр-т <...>, рекламы пива "Пятницкое нефильтрованное" АО "Булгарпиво", "Афанасий светлое" ООО "Частная пивоварня "Афанасий" и "Zlata Podkova" ООО "Частная пивоварня "Zlata Podkova".
Реклама "Пятницкое нефильтрованное" АО "Булгарпиво" размещена в витрине со стороны фасада (входа) и имеет следующее содержание. На желтом фоне размещено изображение эмблемы "Булгарпиво". Ниже, один под другим, размещены слова: "Булгарпиво", "Пятницкое", "нефильтрованное", ниже - "Официальный дистрибьютор ООО "Тольятти Пиво" (8482) 76-99-60". По нижнему краю рекламы мелким шрифтом размещена предупредительная надпись: "Чрезмерное употребление пива вредит здоровью".
Реклама "Афанасий светлое" ООО "Частная пивоварня "Афанасий" размещена в витрине с торцевой стороны павильона и имеет следующее содержание. На зеленом фоне размещено изображение эмблемы "Тверское пиво". Ниже - слово "АФАНАСИЙ", выполненное крупными буквами, ниже курсивом - "Светлое". По нижнему краю рекламы размещены изображения медалей и текст: "Официальный дистрибьютор ООО "Тольятти Пиво" 76-99-60". Иная информация в рекламе отсутствует.
Реклама "Zlata Podkova" ООО "Частная пивоварня "Zlata Podkova" размещена в витрине с торцевой стороны павильона и имеет следующее содержание. На зеленом фоне размещено изображение эмблемы "Тверское пиво". Ниже, один под другим, размещены слова: "Zlata Podkova", "Пиво премиум класса", ниже курсивом - "У нашей истории есть вкус!". В центральной части рекламы размещены фотографические изображения пивных бокалов, выстроенных в ряд, с нанесёнными этикетками сортов пива ("Zlata Podkova" Чешское Premium", "Zlata Podkova" Немецкое Premium", "Zlata Podkova" Ирландское Premium", "Zlata Podkova" Баварское Premium", "Zlata Podkova" Пражское Premium"), обрамленные веточками хмеля и колосьями. По нижнему краю рекламы размещена предупредительная надпись: "Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью 18+".
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Поскольку на рекламных плакатах, размещенных в витринных окнах павильона "ПиВОды", содержится информация о конкретном пиве - "Пятницкое нефильтрованное" АО "Булгарпиво", "Афанасий светлое" ООО "Частная пивоварня "Афанасий" и "Zlata Podkova" ООО "Частная пивоварня "Zlata Podkova", данная информация является рекламой указанного пива и его производителя. При этом в рекламе не содержится пиктограммы безалкогольного пива.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
В соответствии с ч.ч. 1 и 23 ст. 19 Федерального закона "О рекламе" к рекламным конструкциям относятся щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, проекционные и иное предназначенное для проекции рекламы на любые поверхности оборудование, воздушные шары, аэростаты и иные технических средств стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта. Также к рекламным конструкциям можно отнести витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики, в случае размещения рекламы непосредственно на указанных объектах.
Реклама пива "Пятницкое нефильтрованное" АО "Булгарпиво", "Афанасий светлое" ООО "Частная пивоварня "Афанасий" и "Zlata Podkova" ООО "Частная пивоварня "Zlata Podkova", размещенная в витринных окнах павильона, обращена на улицу, тем самым нарушая требования п. 5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О рекламе".
Согласно ч. 3 ст. 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Реклама пива "Афанасий светлое" ООО "Частная пивоварня "Афанасий" не содержит предупредительной надписи.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч.ч. 2 и 3 ст. 21 указанного Федерального закона.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителем в данном случае является ИП Х<...> С.Ю.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе").
Административная ответственность за рассматриваемое нарушение Федерального закона "О рекламе" предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать рекламу пива "Пятницкое нефильтрованное" АО "Булгарпиво" и "Zlata Podkova" ООО "Частная пивоварня "Zlata Podkova", размещенную в витрине павильона "ПиВОды", расположенного по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, пр-т <...>, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Признать рекламу пива "Афанасий светлое" ООО "Частная пивоварня "Афанасий", размещенную в витрине павильона "ПиВОды", расположенного по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, пр-т <...>, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2 и части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Выдать ИП Х <_>. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 6 ноября 2019 г. N 073/05/21-16047/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.11.2019