Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при
проведении закупки "Поставка лекарственного средства (Золедроновая кислота)" (извещение N31908462868) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), а также в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП РК "Крым-Фармация" (далее - Положение).
В результате рассмотрения жалобы Комиссия Крымского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно пункту 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 6.1. статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
В соответствии Приложением N 4 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме Заказчиком установлено требование о соответствии объекта Закупки следующим характеристикам:
Классификация по ОКДП2 |
МНН |
Требования, установленные к качеству, техническим характеристикам товара, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам и параметрам, в соответствии с которым будет устанавливаться соотвествие |
Количество (Объем), Упаковка |
Начальная (максимальная) цена за единицу с НДС |
Сумма, руб. с НДС |
21.20.10.227 |
Золедроновая кислота |
раствор для инфузий 4 мг/100 мл, 100 мл N1 |
500 |
4 867,36 |
2 433 680,00 |
ИТОГО |
|
|
|
|
2 433 680,00 |
ТРЕБОВАНИЯ
К КАЧЕСТВУ, БЕЗОПАСНОСТИ, СРОКУ ГОДНОСТИ И УПАКОВКЕ ТОВАРА
N п/п |
Наименование |
Показатель |
1. |
Требования к качеству и безопасности товара |
Поставляемый товар должен быть зарегистрирован и разрешен к применению на территории Российской Федерации. Товар должен быть новым (ранее не бывшем в употреблении). При поставке товара поставщик с предоставлением товаросопроводительных документов (счета, счета-фактуры, товарной накладной, оформленных в соответствии с п.2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 года N 402-ФЗ) предоставляет документы, подтверждающие качество товара (сертификаты и/или декларации соответствия, паспорт качества, регистрационное удостоверение или реестр регистрационных удостоверений, санитарно-эпидемиологическое заключение и другие документы, подтверждающие качество, предусмотренные для каждого вида товара). Качество поставляемого товара должно соответствовать требованиям, предъявляемым к данному виду товара в стране производителя, соответствовать нормативно-технической документации Российской Федерации, должно быть подтверждено для импортного товара сертификатом соответствия, а для товара, произведенного на территории Российской Федерации, сертификатом соответствия и качественным удостоверением. Сертификаты должны быть выданы органами стандартизации и метрологии и/или содержать ссылку на соответствующие гигиенические заключения на продукцию. Поставщик обязан представить заказчику все необходимые сертификаты за свой счет в соответствии с законодательством Российской Федерации. При передаче заказчику товаров, в отношении которых действующим законодательством Российской Федерации установлен определенный температурный режим хранения и транспортировки, поставщик обязан обеспечить соответствие товаров на момент передачи заказчику вышеуказанным нормам. Заказчик вправе производить выборочную проверку соблюдения норм транспортировки и хранения, путем измерения температуры внутри упаковки товаров. Качество товара должно соответствовать обязательным требованиям, в том числе государственных стандартов (ГОСТ), технических регламентов, нормативной документации, технических условий (ТУ), требованиям завода-изготовителя, подтверждаться сертификатами соответствия, декларациями о соответствии и (или) иной необходимой документацией на данный вид товара в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Перечисленные документы подлежат передаче заказчику одновременно с передачей товара. Заверенные копии сертификатов и/или деклараций соответствия, протоколы согласования цен лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, предоставляются вместе с товаросопроводительными документами при поставке товара. |
2. |
Требования к сроку годности товара |
Остаточный срок годности товара на момент поставки должен быть: -для товара с установленным сроком годности 5 лет - не менее 36 месяцев; -для товара с установленным сроком годности 4 года-не менее 29 месяцев; -для товара с установленным сроком годности 3 года-не менее 22 месяцев; -для товара с установленным сроком годности 2 года-не менее 15 месяцев; -для товара с установленным сроком годности 1 год - не менее 7 месяцев; -для товара с установленным сроком годности 6 месяцев - не менее 4 месяцев; -для товара с установленным сроком годности 3 месяца - не менее 2 месяцев. Срок годности товара должен быть указан на упаковке. Поставка товара с меньшим сроком годности допускается только по согласованию с заказчиком. Безоговорочный возврат и/или замена товара, неудовлетворяющего данному критерию. Остаточный срок годности определяется с момента поставки каждой партии товара в соответствии с вышеуказанными требованиями. |
3. |
Требования к упаковке |
Упаковка и маркировка товара должны соответствовать требованиям, установленным действующим законодательством Российской Федерации. Упаковка товара должна обеспечивать полную сохранность ее содержимого при погрузке, выгрузке, транспортировке, хранении. Каждая единица товара поставляется в индивидуальной фирменной упаковке изготовителя, если таковая предусмотрена и должна иметь маркировку с обязательным указанием фирмы-изготовителя, места изготовления, наименования, срока годности продукции, если таковой предусмотрен, информацию для потребителя на русском языке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также штриховой код. |
УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ ТОВАРА
Сроки поставки |
Поставка товара осуществляется Поставщиком в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения Поставщиком от Покупателя письменной заявки на поставку товара. Замена некачественного товара, допоставка товара в течение 5 (пяти) рабочих дней. Покупатель вправе осуществлять выборку заявленного объема Товара по заявкам. При этом не заказанный Покупателем Товар не поставляется, Покупателем не принимается и не оплачивается. |
Место поставки |
Российская Федерация, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Крылова, 137 (Центральный аптечный склад ГУП РК "Крым-Фармация"). |
Условия поставки |
В соответствии с условиями договора поставки. |
Согласно пункту 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
Заявитель считает, что Заказчиком установлен необоснованно короткий срок поставки, ограничивающий конкуренцию.
Представители Заказчика в ходе заседания пояснили, что "срок поставки в течение 5 рабочих дней является достаточным в связи с тем, что основные логические пути поставки и склады находятся в радиусе 2000 км. и сам Заявитель зарегистрирован в Симферополе. Также участник должен обеспечить наличие у себя во владении всей партии товара на момент подписания контракта, чтобы обеспечить 100% поставку товара в случае такой потребности у Заказчика".
Комиссия, изучив документацию о закупке, довод жалобы, возражения Заказчика приходит к выводу, что требование о поставке товара в течение 5 (пяти) рабочих дней установлено в соответствии с потребностями Заказчика в целях удовлетворения социальных потребностей населения лекарственными препаратами, медицинских учреждений качественными товарами.
Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы и свидетельствующих о невозможности поставки в течение 5 (пяти) рабочих дней, а также нарушение своих прав и законных интересов, не предоставил. Довод Заявителя признается необоснованным.
Согласно доводам жалобы "Заказчиком в проекте договора необоснованно установлен неравный размер ответственности сторон".
Представители Заказчика пояснили, что ответственность сторон в проекте договора установлена в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 1042 от 30 августа 2017 г. "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" и не противоречит им.
Жалоба Заявителя не содержит указаний в каком пункте проекта договора установлен неравный размер ответственности сторон и информации, подтверждающей обоснованность довода. Довод Заявителя признается необоснованным.
Согласно доводу жалобы, установленное Заказчиком требование к сроку годности товара значительно превышает планируемый период потребления.
Представителем Заказчика на заседании Комиссии были даны следующие пояснения: "Требования к остаточному сроку годности лекарственных препаратов действительно обуславливаются нуждами Заказчика, при этом не представляется с однозначной точностью запланировать поступление пациентов, которым показано применение закупаемого медикамента, то есть лекарственное средство может быть востребовано не только в течение всею периода, на который осуществляются закупки, но и более.
Остаточный срок годности на товар является существенным условием договора поставки и должен иметь такой срок чтобы, дойдя до конечного потребителя (льготного получателя по региональной льготе) к примеру, в декабре 2020 года, лекарственный препарат не был испорчен и годился к употреблению".
Жалоба Заявителя не содержит указаний на конкретные нарушения, а также на нарушенные нормы Закона о закупках. Заявитель на заседание Комиссии не явился, не конкретизировал свои требования. Доводы, подтверждающие обоснованность жалобы и свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов также не были предоставлены.
Комиссия, изучив положения документации о закупке, доводы жалобы, письменные возражения Заказчика, приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 15 ноября 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.11.2019