Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия Московского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии - <...>,
членов Комиссии - <...>, <...>, <...>,
рассмотрев дело N 3 21 38/77 19 по признакам нарушения ИП Хусяиновым Р.Ф. (ИНН 770500410560, ОГРН 418774601243733) части 3 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38 ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), выразившегося в распространении рекламы алкогольной продукции в ноябре 2018 года по адресу: г. Москва, Большой Патриарший пер., д. 12, стр. 1, а именно размещении в витрине бара "Пивода" рекламы пива без предупреждения о вреде его чрезмерного потребления,
в присутствии генерального директора ООО "Кристисс" в лице <...>,
в отсутствие ИП Хусяинова Р.Ф. или его представителей (уведомлен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
Дело N 3 21 38/77 19 возбуждено Московским УФАС России на основании обращения физического лица относительно распространения в ноябре 2018 года рекламы алкогольной продукции по адресу: г. Москва, Большой Патриарший пер., д. 12, стр. 1, а именно размещение в витрине бара "Пивода" рекламы пива, содержащей признаки нарушения Закона о рекламе.
Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.
ИП Хусяинов Р.Ф. является индивидуальным предпринимателем, включенным в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 28.04.2018 за основным государственным регистрационным номером 318774600241339, ИНН 770500410560.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе, товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно представленным в материалах дела документам и сведениям, в витрине бара "Пивода" по адресу: г. Москва, Большой Патриарший пер., д. 12, стр. 1 размещалась реклама продавца алкогольной продукции, а именно пива "Heineken" в виде светящегося знака.
Резюмируя изложенное, рассматриваемая информация распространялась неопределенному кругу лиц, исходя из способа распространения и содержания, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (пиву, продавцу пива), а также самому бару "Пивода", а следовательно является рекламой в понимании пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 3 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Согласно представленной фотографии предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции в спорной рекламе отсутствовало, что также подтверждается письменными пояснениями ИП Хусяинова Р.Ф.
Таким образом, в рассматриваемой рекламе установлен факт нарушения части 3 статьи 21 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы алкогольной продукции в витрине бара с отсутствием предупреждения о вреде ее чрезмерного потребления.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Согласно Реестру алкогольной продукции, размещенному на сайте fsrar.ru официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкоголя, наименование "Найникен" зарегистрировано для алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 5,0% объема готовой продукции.
Кроме того, установлено, что товарный знак "Heineken" также зарегистрирован для 32 класса товаров МКТУ (пиво; безалкогольные напитки; воды минеральные и газированные; напитки и соки фруктовые; сиропы и прочие составы для изготовления безалкогольных напитков).
При этом в соответствии с частью 4 статьи 2 Закона о рекламе, специальные требования и ограничения, установленные Законом о рекламе в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого Законом о рекламе установлены специальные требования и ограничения.
Учитывая изложенные в рекламе сведения, главной целью было привлечение внимания потребителя к пиву и его изготовителю. Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о том, что в данном случае объектом рекламирования является алкогольная продукция и изготовитель алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, является ненадлежащей.
Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 21 Закона о рекламе несет ответственность рекламораспространитель.
Согласно представленным документам, помещение по адресу: г. Москва, Большой Патриарший пер., д. 12, стр. 1 сдавалось его владельцем ООО "Кристисс" ИП Хусяинову Р.Ф. на основании договора аренды N 2 от 04.07.2018.
Из представленных пояснений по делу следует, что в договоре поставки ИП Хусяинова Р.Ф. с ООО "ОПК" пункта о распространении рекламы пива "Heineken" не было, дополнительных соглашений к договору не имелось, также с собственником помещения ООО "Кристисс" каких-либо договоров на размещение указанной рекламы не заключалось. Таким образом ИП Хусяинов Р.Ф. по собственной инициативе разместил светящийся знак пива "Heineken" в витрине бара "ПИВОДА", что им не опровергается.
В соответствии с представленными в материалах дела документами и сведениями, спорная реклама была распространена витрине бара "Пивода" по адресу: г. Москва, Большой Патриарший пер., д. 12, стр. 1, который принадлежит ИМ Хусяинову Р.Ф., что лицом не оспаривается.
Таким образом, ответственность за вменяемое нарушение несет ИМ Хусяинов Р.Ф.
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.
Также, в дело не представлено документальных доказательств невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении договоров, гражданско-правовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых рассматриваемая реклама размещалась.
Между тем предписание само по себе направлено именно на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, и не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.
На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ИП Хусяинову Р.Ф., ООО "Кристисс" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ИП Хусяинова Р.Ф. нарушившим часть 3 статьи 21 Закона о рекламе при распространении рекламы алкогольной продукции, а именно пива "Heineken" в ноябре 2018 в витрине бара "Пивода", расположенного по адресу: г. Москва, Большой Патриарший пер., д. 12, стр. 1, без предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции.
2. Выдать ИМ Хусяинову Р.Ф. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Выдать ООО "Кристисс" (ОГРН 1037739247292, ИНН 7703128173) предписание о принятии мер по предотвращению размещения ИП Хусяиновым Р.Ф. в витрине бара "Пивода" рекламы пива, содержащей признаки нарушения Закона о рекламе.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд г. Москвы в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
<...> |
Члены Комиссии |
<...> |
|
<...> |
|
<...> |
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 марта 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.03.2019