Резолютивная часть решения оглашена сторонам по делу на заседании комиссии 06 сентября 2019 года. В полном объеме решение изготовлено 19 сентября 2019 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - <...>, руководитель управления, члены Комиссии - <...>, заместитель руководителя управления, <...>, заместитель начальника правового отдела, рассмотрев дело N 087-10-18, возбужденное по признакам нарушения публичным акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144А; ИНН 2460069527, КПП 246001001) (далее - ПАО "МРСК Сибири") части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), установила.
В адрес управления поступило заявление ООО "Крассети" (N 11025 от 21.06.2018) на действия ПАО "МРСК Сибири", выразившиеся в уклонении от внесения изменений в договор на оказание услуг по передаче электроэнергии, заключенный между ПАО "МРСК Сибири" и ООО "Крассети".
По факту рассмотрения письма ООО "Крассети" (исх. N 48-18/КС от 09.04.2018) с нарушением требований действующего законодательства в части отказа от внесения изменений в договор N (_) оказания услуг по передаче электрической энергии от 15.02.2016 в части перечня точек поставки, необходимость включения которых возникла в связи с приобретением ООО "Крассети" объектов электросетевого хозяйства, и нерассмотрения письма ООО "Крассети" (исх. N 52-18/КС от 16.04.2018; вх. от 16.04.2018), управлением приказом N 204 от 19.07.2018 было возбуждено дело N 087-10-18 в отношении ПАО "МРСК Сибири".
Определением от 19.07.2018 рассмотрение дела N 087-10-18 назначено на 15.08.2018 в 11 часов 00 минут.
Определением от 15.08.2018 рассмотрение дела N 087-10-18 назначено на 27.09.2018 в 10 часов 00 минут.
Определением от 27.09.2018 рассмотрение дела N 087-10-18 назначено на 18.10.2018 в 10 часов 00 минут.
Определением от 18.10.2018 рассмотрение дела N 087-10-18 назначено на 11.12.2018 в 10 часов 00 минут.
Определением от 11.12.2018 рассмотрение дела N 087-10-18 назначено на 23.01.2019 в 11 часов 00 минут.
Определением от 23.01.2019 рассмотрение дела N 087-10-18 назначено на 19.03.2019 в 10 часов 00 минут.
Определением от 19.03.2019 рассмотрение дела N 087-10-18 назначено на 25.04.2019 в 10 часов 00 минут.
Определением от 25.04.2019 рассмотрение дела N 087-10-18 назначено на 05.06.2019 в 10 часов 00 минут.
Определением от 05.06.2019 рассмотрение дела N 087-10-18 назначено на 10.07.2019 в 10 часов 00 минут.
Определением от 10.07.2019 рассмотрение дела N 087-10-18 назначено на 06.09.2019 в 10 часов 00 минут.
При рассмотрении дела 06.09.2019 присутствовали представители:
- ООО "Крассети" - (_) (доверенность N 2 от 08.08.2018);
- ПАО "МРСК Сибири" - (_) (доверенность N 24/599 от 25.12.2018).
ПАО "Красноярскэнергосбыт" и ООО "РСК" надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, представители обществ при рассмотрении дела не присутствовали, ходатайств от обществ в адрес управления не поступало.
В ходе рассмотрения дела установлено следующее.
ООО "Крассети" и ПАО "МРСК Сибири" являются смежными сетевыми организациями, между которыми заключен договор N (_) оказания услуг по передаче электрической энергии от 15.02.2016 (далее - Договор).
Приложением N 1 к Договору согласован перечень точек поставки электрической энергии в сети Сторон.
В соответствии с пунктом 2.3. Договора в случае, если после заключения Договора произойдет изменение состава точек присоединения и существенных условий, указанных в пункте 2.2. Договора, то указанные изменения производятся в соответствующих приложениях к Договору путем оформления дополнительных соглашений к Договору в срок тридцать рабочих дней.
ООО "Крассети" обратилось в адрес ПАО "МРСК Сибири" с письмом (исх. N 52-18/КС от 16.04.2018; вх. от 16.04.2018) с просьбой о направлении в адрес ООО "Крассети" дополнительного соглашения о включении в Договор точек поставки в связи с принятием заявителем ряда объектов электросетевого хозяйства на праве аренды.
В материалы дела N 087-10-18 поступило письмо ПАО "МРСК Сибири" (исх. N 1.3/03/12719-исх от 17.05.2018), адресованное ООО "Крассети", согласно которому письмо заявителя (исх. N 52-18/КС от 16.04.2018; вх. от 16.04.2018) рассмотрено по существу.
В указанном письме ПАО "МРСК Сибири" сообщило ООО "Крассети" о том, что при проведении анализа документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание владения объектами электросетевого хозяйства, выявлены следующие замечания.
Договоры аренды ООО "Крассети" с ООО СК "Реставрация", ООО УК "Слобода", ООО "Мобильные технологии", гр. (_) ранее представлены в адрес ПАО "МРСК Сибири" со сроком действия до 31.12.2016. Направленные письмом от 16.04.2018 N 52-18/КС со стороны ООО "Крассети" заверенные копии договоров аренды с ООО СК "Реставрация" от 01.06.2016 N (_) и ООО УК "Слобода" от 01.04.2016 N (_) заключены на долгосрочный период до 31.12.2020.
Таким образом, указанные договоры задваивают один и тот же период, при этом имеют одинаковые регистрационные номера и оформление по тексту договора.
На основании представленных договоров аренды на объекты электросетевого хозяйства (ООО "Мобильные технологии", гр. (_), ТСЖ "Микрорайон горный", ТСЖ "Беларусь", ООО "ФармСибКо", гр. (_)), заключенных на срок не менее долгосрочного периода регулирования, объекты электросетевого хозяйства предоставлены ООО "Крассети" во временное владение и пользование (в аренду) на срок до 31.12.2022.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями ГК РФ, договоры аренды здания или сооружения, заключенные на срок не менее года, подлежат государственной регистрации и считаются заключенными с момента такой регистрации.
На представленных ООО "Крассети" документах штамп о прохождении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует.
В соответствии со статьей 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434).
Несоблюдение формы договора аренды здания или сооружения влечет его недействительность.
Договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Учитывая, что ООО "Крассети" на праве аренды были приняты объекты - трансформаторные подстанции, ПАО "МРСК Сибири" правомерно был поставлен вопрос о необходимости представления сведений о регистрации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю указанных договоров аренды, так как ПАО "МРСК Сибири" является в исследуемых отношениях заинтересованным лицом и отсутствие сведений о государственной регистрации долгосрочных договоров аренды может повлиять на интересы общества при осуществлении предпринимательской деятельности.
Таким образом, обращающаяся за внесением изменений сторона должна подтвердить наличие оснований для внесения соответствующих изменений в договор.
В связи с указанным, факт рассмотрения письма ООО "Крассети" (исх. N 52-18/КС от 16.04.2018; вх. от 16.04.2018) подтвержден письмом ПАО "МРСК Сибири" (исх. N 1.3/03/12719-исх от 17.05.2018).
Также в ходе рассмотрения дела установлено следующее.
ООО "Крассети" обратилось в адрес ПАО "МРСК Сибири" с письмом (исх. N 49-18/КС от 09.04.2018, вх. от 16.04.2018) о переоформлении документов о технологическом присоединении объектов в связи со сменой их владельца и с письмом (исх. N 48-18/КС от 09.04.2018), содержащим просьбу о направлении в адрес ООО "Крассети" в соответствии с пунктом 2.3 Договора дополнительного соглашения о включении точек поставки в связи с принятием заявителем ряда объектов электросетевого хозяйства на праве аренды.
Письмо ООО "Крассети" (исх. N 48-18/КС от 09.04.2018) содержало следующее приложение: технические характеристики точек поставки, перечень точек поставки (приема) и средств измерения электроэнергии, заверенные копии договоров аренды.
ООО "РСК Сибиряк", ООО "УСК Сибиряк", ООО "Эксклюзив-строй" были переданы объекты электросетевого хозяйства на праве владения ООО "Крассети" по договорам (_), заключенным с ООО "РСК Сибиряк", по договорам (_), заключенным с ООО "УСК Сибиряк", по договорам (_), заключенным с ООО "Эксклюзив-строй". Срок действия договоров установлен до 31.11.2018.
ПАО "МРСК Сибири" письмом (исх. N 1.3/03/13395-исх от 17.05.2018) сообщило ООО "Крассети" о том, что по результатам рассмотрения письма ООО "Крассети" (исх. N 48-18/КС от 09.04.2018) ПАО "МРСК Сибири" пришло к выводу о невозможности внесения в Договор вышеуказанных изменений по причине нахождения исследуемых точек поставки в договоре на оказание услуг по передаче электрической энергии, заключенном между ПАО "МРСК Сибири" и ООО "РСК Сибиряк", а также отсутствия тарифного регулирования в отношении данных точек в рамках установленного для ООО "Крассети" тарифа, указало на отсутствие у ООО "Крассети" статуса сетевой организации в отношении принятых точек поставки.
ПАО "МРСК Сибири" сообщило ООО "Крассети" о том, что внесение изменений в Договор возможно после установления ООО "Крассети" статуса сетевой организации в отношении объектов электросетевого хозяйства по договорам аренды с ООО "РСК "Сибиряк", ООО "УСК "Сибиряк" и ООО "Эксклюзив-строй".
В материалах дела имеется переписка между ПАО "МРСК Сибири" и ООО "РСК Сибиряк" по вопросу об исключении точек поставки из договора на оказание услуг по передаче электрической энергии, заключенного между ПАО "МРСК Сибири" и ООО "РСК Сибиряк", по причине передачи объектов ООО "Крассети".
ООО "РСК "Сибиряк" письмом (исх. N 110/18-79 от 17.04.2018, вх. от 18.04.2018) обратилось в адрес ПАО "МРСК Сибири" с просьбой о внесении изменений в договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 17.02.2013 N (_) в связи с заключением договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.03.2018 N 1 между ООО "Крассети" и ООО "РСК "Сибиряк", приложив к письму соответствующий договор на оказание услуг по передаче электрической энергии и договоры аренды.
ПАО "МРСК Сибири" в ответ на указанное письмо сообщило ООО "РСК "Сибиряк" письмом (исх. N 1.3/03/13492-исх от 18.05.2018) о том, что объем передачи электрической энергии в отношении объектов элетросетевого хозяйства, переданных ООО "Крассети" по договорам аренды с ООО "РСК "Сибиряк", ООО "УСК "Сибиряк" и ООО "Эксклюзив-строй", учтен РЭК Красноярского края при формировании котловой выручки и утверждении параметров экономического функционирования электросетевого комплекса региона, а также тарифного решения по установлению индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между ООО "РСК "Сибиряк" и филиалом ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" на 2018 год.
Ввиду отсутствия тарифного регулирования ООО "Крассети" в отношении вышеуказанных арендованных объектов на 2018 год ООО "Крассети" не вправе препятствовать перетоку электрической энергии и требовать за это плату.
Таким образом, до установления ООО "Крассети" статуса сетевой организации в отношении объектов электросетевого хозяйства по договорам аренды с ООО "РСК "Сибиряк", ООО "УСК "Сибиряк" и ООО "Эксклюзив-строй" вышестоящей смежной сетевой организацией для ООО РСК "Сибиряк" является ПАО "МРСК Сибири" и внесение изменений в договор оказания услуг по передаче электрической энергии не требуется.
Из указанной переписки следует, что ПАО "МРСК Сибири" отказало ООО "РСК Сибиряк" в исключении точек поставки по причине учета указанных точек в тарифном регулировании при установлении тарифа на оказание услуг по передаче электроэнергии для ООО "РСК Сибиряк".
Иная переписка по указанному вопросу в материалах дела отсутствует.
В соответствии с пунктом 2.3. договора N(_) оказания услуг по передаче электрической энергии от 17.02.2013, заключенного между ПАО "МРСК Сибири" и ООО "РСК "Сибиряк", в случае, если после заключения настоящего Договора произойдет изменение состава точек поставки и существенных условий, указанных в пункте 2.2., то указанные изменения производятся в соответствующих приложениях к настоящему Договору путем оформления дополнительных соглашений к настоящему Договору в срок 5 (пять) рабочих дней.
Комиссией 23.01.2019 было принято заключение об обстоятельствах дела N 087-10-18, в соответствии с которым комиссия усмотрела в действиях ПАО "МРСК Сибири", выразившихся в отказе от внесения изменений в договор N (_)оказания услуг по передаче электрической энергии от 15.02.2016 части перечня точек поставки, необходимость включения которых возникла в связи с приобретением ООО "Крассети" объектов электросетевого хозяйства, признаки нарушения части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
Комиссией после изучения отзыва ПАО "МРСК Сибири", представленного ответчиком на указанное заключение об обстоятельствах дела N 087-10-18, был учтен довод ПАО "МРСК Сибири" о том, что в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу N А27-18141/2013 от 19.09.2017 содержится вывод суда о том, что если точки поставки или новые объекты электросетевого хозяйства появились у сетевой организации в результате перераспределения точек, учтенных в тарифном решении, то расчет держателя котла с сетевой организацией должен быть произведен таким образом, чтобы оплата не внесла дисбаланс в распределение котловой выручки и не повлекла с неизбежностью убытки для держателя котла.
Соответственно, приобретение ООО "Крассети" исследуемых объектов электросетевого хозяйства и их использование при оказании услуг по передаче электрической энергии в исследуемой ситуации не должно повлечь ущемление интересов ПАО "Красноярскэнергосбыт" в части расчетов за оказанные услуги по передаче электрической энергии с сетевыми организациями.
Из материалов дела следует, что ПАО "Красноярскэнергосбыт" производило расчеты за оказанные услуги по передаче электроэнергии с ООО "РСК "Сибиряк" с учетом объектов электросетевого хозяйства, переданных ООО "Крассети".
Переписка по указанному вопросу между ООО "РСК "Сибиряк" и ПАО "Красноярскэнергосбыт" отсутствует в материалах дела.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие принятие ООО "РСК "Сибиряк" достаточных и необходимых мер для разрешения вопроса об исключении соответствующих точек поставки из договора на оказание услуг по передаче электрической энергии, заключенного с ПАО "МРСК Сибири".
ООО "Крассети" в материалы дела представлена претензия (исх. N 139-19 от 15.04.2019), адресованная ООО "РСК "Сибиряк", из содержания которой следует, что заявитель обратился в адрес ООО "РСК "Сибиряк" за разрешением вопроса о произведении расчетов за оказанные ООО "Крассети" услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов, полученных от ООО "РСК "Сибиряк".
Сведения о результатах рассмотрения ООО "РСК "Сибиряк" указанной претензии в материалах дела отсутствуют.
Кроме того комиссия учитывает, что ООО "Крассети" заявлено, что ущемление интересов общества исследуемыми действиями ПАО "МРСК Сибири" выражается в наличии препятствий при произведении расчетов за оказанные услуги по передаче электроэнергии.
При рассмотрении дела комиссией установлено, что между ООО "Крассети" и ПАО "МРСК Сибири" в исследуемый временной период приказом РЭК Красноярского края от 27.01.2016 N 8-п был установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электроэнергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями равный нулю.
Из указанного следует, что в исследуемый период ООО "Крассети" не имело оснований для получения от ПАО "МРСК Сибири" оплаты оказанных услуг по передаче электрической энергии.
Учитывая фактические обстоятельства в части произведения ПАО "Красноярскэнергосбыт" оплаты за оказанные услуги по передаче электроэнергии посредством исследуемых объектов электросетевого хозяйства ООО "РСК "Сибиряк" и непринятия ООО "РСК "Сибиряк" необходимых мер для разрешения спорного вопроса о составе точек поставки, содержащихся в договоре на оказание услуг по передаче электрической энергии, исследуемые действия ПАО "МРСК Сибири" не ущемляют интересы ООО "Крассети" в сфере предпринимательской деятельности.
Вопрос о произведении оплаты оказанных услуг по передаче электроэнергии подлежит разрешению между ООО "РСК "Сибиряк" и ООО "Крассети" в гражданско-правовом порядке.
Документальных доказательств, подтверждающих ущемление интересов заявителя действиями ПАО "МРСК Сибири" в части отказа от внесения изменений в договор (_) оказания услуг по передаче электрической энергии от 15.02.2016 в части перечня точек поставки, необходимость включения которых возникла в связи с приобретением ООО "Крассети" объектов электросетевого хозяйства, в материалах дела отсутствуют.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в редакции Федерального закона от 05.10.2015 N275-ФЗ, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Учитывая установленные обстоятельства, в том числе свидетельствующие об отсутствии ущемления интересов ООО "Крассети" исследуемыми действиями ПАО "МРСК Сибири", комиссия не имеет правовых оснований для установления в исследуемых действиях ПАО "МРСК Сибири" фактов злоупотребления доминирующим положением.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, статьей 48, частью 1 статьи 49 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
РЕШИЛА:
Производство по делу N 087-10-18, возбужденному в отношении ПАО "МРСК Сибири" по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", прекратить в связи с отсутствием факта нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд и в течение одного месяца со дня его принятия в коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 6 сентября 2019 г. N 087-10-18
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.09.2019