Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Золина Г.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления; Ивакина А.И. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции; Табулова Д.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N 026/05/24-1048/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту, указывающему на наличие в действиях ИП Карапетяна Арсена Сергеевича /<_>, ИНН 263407578429, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N5 по Ставропольскому краю 29.06.2012 за ОГРНИП 312265118100445/ признаков нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе",
в отсутствии ИП Карапетяна А.С., надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела (уведомление N80085139280369),
У С Т А Н О В И Л А:
20.03.2019 года в г. Ставрополе на троллейбусе был зафиксирован факт распространения рекламы следующего содержания: "Офтальма. Лазерная коррекция зрения. Хирургия катаракты. Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста_".
В данной рекламе медицинских услуг присутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению, необходимости получения консультации специалистов, но оно занимает менее 5% рекламной площади.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе", реклама-информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Реклама, размещенная на троллейбусе, распространялась на основании счета N685 от 27.08.2018, акта N723 от 30.09.2018, счета на оплату N785 от 25.09.2018, акта N810 от 31.10.2018, счета на оплату N871 от 19.10.2018, акт N937 от 30.11.2018, счета на оплату N985 от 27.11.2018, акта N1038 от 31.12.2018, счета на оплату N574 от 23.07.2018, акта N630 от 31.08.2018, счета N134 от 28.02.2018, акта N277 от 06.04.2018, счета на оплату N140 от 28.02.2018, акта N136 от 31.03.2018, счета на оплату N432 от 22.06.2018, акта N536 от 31.07.2018, счета на оплату N374 от 24.05.2018, акта N428 от 30.06.2018, счета на оплату N293 от 23.04.2018, акта N328 от 31.05.2018, счета на оплату N221 от 27.03.2018 и акта N221 от 30.04.2018. Указанные счета выставлялись ИП Карапетяном А.С. ООО "Офтальма" за размещение рекламного материала на бортах троллейбуса. Акты составлялись между ИП Карапетяном А.С. и ООО "Офтальма" также по факту размещения рекламного материала на бортах троллейбуса.
Рекламораспространителем указанной рекламы является ИП Карапетян Арсен Сергеевич /<_>, ИНН 263407578429, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N5 по Ставропольскому краю 29.06.2012 за ОГРНИП 312265118100445/.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе", несет рекламораспространитель.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектом рекламирования, распространенной на троллейбусе рекламы, являются медицинские услуги, оказываемые ООО "Офтальма". Следовательно, на рекламу ООО "Офтальма" распространяются требования части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.12.2011 N1664н. В данном перечне указаны такие медицинские услуги, как:
- А16.26.092.001 - лазерная экстракция хрусталика;
- А16.26.096 - дисцизия, экстракция вторичной катаракты;
- А22.26.008 - лазерная акупунктура органа зрения;
Пункт 3 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" раскрывает содержание понятия "медицинская деятельность". Медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Из взаимосвязанного толкования указанных норм следует, что понятие "медицинская деятельность" шире, чем понятие "медицинская услуга". В связи с этим необходимо учитывать, что правила, установленные частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, не распространяются на рекламу медицинской помощи, не связанной с оказанием медицинских услуг и лекарственными средствами.
Следовательно, информация о комплексной диагностике зрения, лечении глазных болезней, лазерной коррекции зрения, хирургии глаукомы и катаракты и др., указанная в спорной рекламе, является именно информацией о медицинских услугах, реализуемых обществом для потребителей.
Информация, размещенная на боковых сторонах троллейбуса, отвечает всем признакам рекламы, поэтому предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости консультации специалистов должно занимать не менее 5% от площади всей рекламной площади.
В соответствии с рекламным макетом, имеющимся в материалах дела, общая площадь рекламы равна 62,4 см2 (следует учесть, что макет не полноразмерный, поскольку на нем указана боковая сторона троллейбуса не полностью). 5% от всей рекламной площади составляет 3,12 см2. Размер надписи с предупреждением равен 2,31 см2 , что на порядок меньше. То есть, предупреждение занимает всего 3,7% от всей рекламной площади.
Согласно фотографии из материалов дела, общая площадь рекламы равна 135,8 см2. 5% от всей рекламной площади должно составлять 6,79 см2. Размер надписи с предупреждением равен 4,4 см2 , что на порядок меньше. То есть, предупреждение занимает всего 3,2% от всей рекламной площади.
Из указанных обстоятельств следует, что содержащееся в рекламе, распространенной ИП Карапетяном А.С., предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости консультации специалистов, составляет менее 5% рекламной площади, что противоречит части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
У ИП Карапетяна А.С. имелась возможность обеспечить соблюдение законодательства о рекламе при распространении рекламы, но предприниматель не принял к тому разумных и адекватных мер, не проявил должную степень заботливости и осмотрительности, не организовал соответствующий контроль за соблюдением требований действующего законодательства.
Право потребителя на получение информации о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов, закрепленное в части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе", обеспечивает защиту законных интересов потребителя в момент восприятия рекламы медицинских услуг, т.е. задолго до того момента, как потребитель обратится в медицинское учреждение за оказанием медицинских услуг.
Требование законодательства о необходимости сопровождать соответствующую рекламу предупреждением о наличии противопоказаний обусловлено необходимостью защиты здоровья граждан, которые в силу отсутствия специальных знаний объективно лишены возможности адекватно оценивать последствия для своей жизни и здоровья использования рекламируемых лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг.
Таким образом, в рекламе распространенной ИП Карапетяном А.С. допущены нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", выразившиеся в распространении рекламы медицинских услуг, в которой предупреждение о возможных противопоказаниях и необходимости получения консультации со специалистом занимает менее 5% от всей рекламной площади.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ИП Карапетяном Арсеном Сергеевичем /<_>, ИНН 263407578429, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N5 по Ставропольскому краю 29.06.2012 за ОГРНИП 312265118100445/ поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе".
Выдать ИП Карапетяну Арсену Сергеевичу /<_>, ИНН 263407578429, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N5 по Ставропольскому краю 29.06.2012 за ОГРНИП 312265118100445/ предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38 - ФЗ "О рекламе".
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 04.09.2019. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Г.В. Золина
Члены Комиссии А.И. Ивакина
Д.А. Табулова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 2 сентября 2019 г. N 026/05/24-1048/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.09.2019