Резолютивная часть решения оглашена "17" декабря 2019 г.
В полном объеме решение изготовлено "20" декабря 2019 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя Управления; члены Комиссии: <_> - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства; <_> - специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,
в присутствии:
от заявителя: индивидуального предпринимателя <_>;
от организатора торгов: Общества с ограниченной ответственностью "Интера" <_> (доверенность Nб/н от 01.07.2019 года);
от заказчика: Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области <_> (доверенность N1252 от 05.02.2019 года), <_> (доверенность N13-ИВ/15523 от 13.12.2019 года),
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") жалобу индивидуального предпринимателя <_> (вх. N6348 от 09.12.2019 года) на действия организатора торгов - Общества с ограниченной ответственностью "Интера" при проведении торгов в форме аукциона по продаже имущества должника (автомобиль TOYOTA CAMRY, VIN XW7BF4FK90S020977, 2012 г/в, рег. N В313ОХ13; извещение на сайте www.torgi. gov.ru N301019/35316512/01, Лот N15),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) поступила жалоба индивидуального предпринимателя <_> (вх. N6348 от 09.12.2019 года) (далее - <_>, Заявитель) на действия организатора торгов - Общества с ограниченной ответственностью "Интера" (далее - ООО "Интера", Организатор торгов) при проведении торгов в форме аукциона по продаже имущества должника (автомобиль TOYOTA CAMRY, VIN XW7BF4FK90S020977, 2012 г/в, рег. N В313ОХ13; извещение на сайте www.torgi. gov.ru N301019/35316512/01, Лот N15).
Уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу исх. N3372 от 10.12.2019 года рассмотрение жалобы было назначено на 13.12.2019 года, о чем уведомлены Заявитель, Организатор торгов в соответствии с частью 11 статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции".
Информация о поступлении жалобы Заявителя (вх. N6348 от 09.12.2019 года) на действия Организатора торгов размещена на официальном сайте Мордовского УФАС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу www.mordovia.fas.gov.ru 10.12.2019 года.
13 декабря 2019 года Комиссией Мордовского УФАС России рассмотрение жалобы Заявителя было перенесено на 10 часов 00 минут 17 декабря 2019 года.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
Из жалобы Заявителя следует, что Организатор торгов при проведении аукциона по продаже имущества должника автомобиля TOYOTA CAMRY (извещение на сайте www.torgi.gov.ru N301019/35316512/01, Лот N15) необоснованно отклонил заявку ИП <_>, сославшись на отсутствие нотариально заверенной копии свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Организатор торгов не согласился с доводом Заявителя и представил письменные пояснения на жалобу (вх. N6440 от 12.12.2019 года).
Изучив представленные доказательства, пояснения Организатора торгов и Заявителя, Комиссия пришла к следующим выводам.
Общие принципы реализации арестованного имущества должника установлены Федеральным законом от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
В соответствии с частью 1 статьи 89 Закона об исполнительном производстве реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.
На основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Октябрьскому району УФССП России по Республике Мордовия <_> о передаче арестованного имущества на торги от 27.06.2019 года автомобиль TOYOTA CAMRY VIN XW7BF4FK90S020977, 2012 г/в, рег. N В313ОХ13 передан на торги в территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия.
06 августа 2019 года на основании акта передачи арестованного имущества на торги автомобиль TOYOTA CAMRY VIN XW7BF4FK90S020977 передан в специализированную организацию ООО "Интера".
ООО "Интера" осуществляет реализацию арестованного имущества на основании государственного контракта N0109100002019000010 от 07.05.2019 года, заключенного с Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области.
30 октября 2019 года Организатором торгов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов - https://torgi.gov.ru размещено извещение N301019/35316512/01 (лот N15 автомобиль TOYOTA CAMRY, VIN XW7BF4FK90S020977, 2012 г/в, кузов белого цвета, рег. N В313ОХ13) (повторные торги). Начальная цена: 501 925 руб.
Дата начала подачи заявок: 05.11.2019 года.
Дата окончания подачи заявок: 25.11.2019 года.
Дата и время проведения торгов: 02.12.2019 года в 11:00.
Имущество выставлено на торги на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Октябрьскому району г.о. Саранск УФССП России по Республике Мордовия <_> от 16.10.2019 года о снижении цены переданного на реализацию имущества на 15%.
В соответствии с разделом 2 Порядка проведения торгов ООО "Интера" (утв. директором ООО "Интера") (далее - Порядок) организатор торгов осуществляет процесс подготовки к проведению торгов, в том числе:
- назначает дату, время и место проведения торгов;
- определяет порядок и место приема заявок на участие в торгах, дату, а также время начала и время окончания приема заявок и прилагаемые к ним документов;
- организует подготовку и публикацию извещения о проведении торгов;
- формирует комиссию по проведению торгов и обеспечивает её деятельность;
- определяет требования о внесении задатка, размер задатка, срок и порядок внесения задатка, реквизиты счета для перечисления задатка;
- определяет величину повышения начальной цены предмета торгов ("шаг торгов").
Организатор торгов осуществляет процесс подготовки и проведения торгов, в том числе:
- производит прием заявок и их регистрацию в журнале приема и регистрации заявок (с присвоением каждой заявке номера, с указанием даты и времени подачи заявки), а также обеспечивает хранение зарегистрированных заявок;
- предоставляет заявителям и претендентам возможность ознакомления с предметом торгов и документацией, характеризующей предмет торгов и его правовой статус;
- передает в комиссию по проведению торгов по окончании срока приема заявок зарегистрированные заявки с прилагаемыми к ним документами;
- уведомляет претендентов об отказе в допуске к участию в торгах;
- подписывает с победителем торгов протокол о результатах торгов (об итогах проведения торгов).
Комиссия по проведению торгов осуществляет следующие функции:
- подводит итоги приема и регистрации заявок, принимает решение о допуске претендентов к участию в торгах;
- принимает решение об определении победителя торгов;
- принимает решение об объявлении торгов несостоявшимися.
Раздел "Порядок приема заявок" Порядка устанавливает, что прием заявок на участие в торгах осуществляется в соответствии с порядком, установленным в извещении о проведении торгов. При приеме заявок организатор торгов проверяет соответствие заявки на участие в торгах установленной форме и соответствие приложенных к ней документов установленному в извещении перечню документов, которые должны быть приложены к заявке.
Извещением о проведении аукциона, размещенным на сайте http://torgi.gov.ru, установлен перечень документов, прилагаемых к заявке:
1) платежный документ об оплате задатка;
2) копия паспорта (для физ. лиц);
3) опись представленных документов в 2-х экз.;
4) доверенность на лицо, имеющее право действовать от имени заявителя.
Юридические лица представляют дополнительно: нотариально заверенные копии Устава и свидетельства о гос/регистрации, надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие полномочия представителя. Документы, содержащие помарки, подчистки, исправления, не рассматриваются.
На участие в аукционе по лоту N15 поступило пять заявок:
заявка N1, принята 19.11.2019 года в 11:30 от ИП <_>;
заявка N2, принята19.11.2019 года в 11:40 от ИП <_>;
заявка N3, принята 25.11.2019 года в 10:30 от <_>;
заявка N4, принята 25.11.2019 года в 11:40 от <_>;
заявка N5, принята 25.11.2019 года в 12:45 от <_>
Согласно протоколу N276/2 рассмотрения заявок на участие в торгах по продаже арестованного имущества от 29.11.2019 года заявки N1 (от ИП <_>) и N2 (ИП <_>) были отклонены в связи с отсутствием нотариально заверенной копии свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Заявка N5 (от <_>) была отклонена от участия в торгах в связи с тем, что форма заявки не соответствовала форме, установленной организатором торгов и размещенной на сайте www.torgi. gov.ru в извещении о проведении торгов в разделе "документы".
Представитель Организатора торгов не согласилась с требованиями Заявителя, пояснив, что заявка <_> на участие в торгах подана <_> в качестве индивидуального предпринимателя, о чем свидетельствует наименование заявителя, печать на документах от имени индивидуального предпринимателя <_>.
Анализ извещения о проведении торгов, опубликованного на сайте www.torgi.gov.ru от 30.10.2019 года, показал, что круг лиц, которые могут быть участниками торгов, включает в себя физические лица и юридические лица. Физические лица предоставляют следующие документы: заявку на участие в торгах, копию паспорта, платежный документ об оплате задатка, опись документов. Юридические лица представляют дополнительно: нотариально заверенные копии Устава и свидетельства о гос/регистрации, надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие полномочия представителя; доверенность на лицо, имеющее право действовать от имени заявителя. Вместе с тем, в извещении отсутствуют сведения о необходимости физическому лицу, являющемуся индивидуальным предпринимателем, предоставлять какие-либо иные документы, в частности, нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
На сайте www.torgi.gov.ru (извещение N301019/35316512/01) в разделе "Документы" содержится вкладка в форме активной ссылки - "Аукционная документация". В активной ссылке - "Аукционная документация" размещены "образцы документов для участия в торгах", в частности, образец формы заявки на участие в торгах. Ни в одной графе в образце заявки, которую необходимо подать для участия в аукционе, не указано о необходимости гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем, указывать о том, что он является таковым.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
Подраздел 2 ГК РФ "Лица" содержит в себе главы "граждане (физические лица)" и "юридические лица".
Согласно ч. 1 ст. 23 ГК РФ "Предпринимательская деятельность гражданина" гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.
Таким образом, индивидуальные предприниматели представляют собой граждан (физических лиц), являющихся участниками гражданского оборота.
Регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
При постановке на учет в налоговом органе, как физического лица, так и в качестве индивидуального предпринимателя при фактическом осуществлении предпринимательской деятельности заявителю присваивается единый ИНН.
19 ноября 2019 года ИП <_> была подана заявка, с приложением документов, указанных в извещении о проведении торгов для участия в аукционе. 18.11.2019 года ИП <_> был оплачен задаток для участия в вышеуказанном аукционе в размере 250 962 руб. (в соответствии с извещением о проведении торгов N301019/35316512/01), что не оспаривается организатором торгов.
Абзац 5 раздела "Порядок приема заявок" Порядка устанавливает, что организатор торгов отказывает заявителю в приеме и регистрации заявки на участие в торгах в следующих случаях:
- заявка подана по истечении срока приема заявок, указанного в извещении о проведении торгов;
- не представлено подтверждение об уплате задатка в срок, указанный в извещении о проведении торгов;
- представлены не все документы, перечисленные в извещении, либо представленные документы не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Проанализировав вышеперечисленные нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела N013/10/18.1-718/2019, Комиссия Мордовского УФАС России пришла к выводу о необоснованном отклонении от участия в торгах Заявителя. Из анализа материалов жалобы следует однозначный вывод, что Заявитель в полной мере выполнил требования, возложенные на него Организатором торгов.
Кроме того, действуя разумно и добросовестно, в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, организатор торгов должен способствовать формированию наибольшего по количеству состава участников торгов.
В соответствии с протоколом N276/3 подведения итогов торгов от 02.12.2019 года победителем признана <_> с ценовым предложением 511 925 рублей. Сведения о том, что договор с победителем торгов заключен, в материалах дела N013/10/18.1-718/2019 отсутствуют.
Учитывая изложенное, а также руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя <_> (вх. N6348 от 09.12.2019 года) обоснованной.
2. Признать действия организатора торгов - Общества с ограниченной ответственностью "Интера" при проведении торгов в форме аукциона по продаже имущества должника (автомобиль TOYOTA CAMRY, VIN XW7BF4FK90S020977, 2012 г/в, рег. N В313ОХ13; извещение на сайте www.torgi.gov.ru N301019/35316512/01, Лот N15), выразившиеся в необоснованном отклонении от участия в торгах индивидуального предпринимателя <_>, нарушением абзаца 5 раздела "Порядок приема заявок" Порядка проведения торгов ООО "Интера".
3. Выдать организатору торгов - Обществу с ограниченной ответственностью "Интера" обязательное для исполнения предписание.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 17 декабря 2019 г. N 013/10/18.1-718/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.12.2019