Заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление) Михин С.В., рассмотрев материалы дела N 036/04/9.21-409/2019 об административном правонарушении, возбужденного 25.11.2019 г. в отношении <_>, являвшегося <_> Каширского района электрических сетей филиала ПАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго" в период с 15.03.2012 г. по 29.05.2019 г., в отсутствии гр. <_> (надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения настоящего дела),
У С Т А Н О В И Л:
17.06.2019 г., 22.07.2019 г., 02.09.2019 г. от гр. <_> в Управление поступили обращения (вх. N 01-12/844, N 01-10/504, N 01-12/1260) по вопросу правомерности навязывания ПАО "МРСК Центра" мероприятий по технологическому присоединению не предусмотренных Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила).
Как установлено из материалов, приложенных к обращениям гр. <_>, 09.02.2019 г. заявитель обратился в ПАО "МРСК Центра" с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям земельного участка, расположенного по адресу: <_> (далее - земельный участок).
26.02.2019 г. ПАО "МРСК Центра" направило гр. <_> письмо (исх. N МР1-В/Р14-2/36) с офертой договора об осуществлении технологического присоединения и техническими условиями.
20.03.2019 г. от гр. <_> в ПАО "МРСК Центра" поступил мотивированный отказ от подписания договора об осуществлении технологического присоединения.
17.04.2019 г. ПАО "МРСК Центра" направило гр. <_> письмо (исх. N МР1-В/Р14-2/71) с офертой договора об осуществлении технологического присоединения и техническими условиями.
08.05.2019 г. от гр. <_> в ПАО "МРСК Центра" поступил мотивированный отказ от подписания договора об осуществлении технологического присоединения.
11.07.2019 г. ПАО "МРСК Центра" направило гр. <_> письмо (исх. N МР1-ВР/10-2/6345) с офертой договора об осуществлении технологического присоединения и техническими условиями.
19.07.2019 г. гр. <_> направил в ПАО "МРСК Центра" мотивированный отказ от подписания договора об осуществлении технологического присоединения.
Однако какого-либо ответа на указанный мотивированный отказ от ПАО "МРСК Центра" не последовало.
24.06.2019 г. Управление в целях проверки фактов, изложенных в обращениях гр. <_> направило в ПАО "МРСК Центра" запрос/требование (исх. N 04-16/3503) о предоставлении следующей информации и документов (заверенных надлежащим образом копий):
1. Письменных объяснений по фактам, изложенным в обращении гр. <_> с указанием нормативных правовых оснований, а также с приложением соответствующих документов, подтверждающих ваши доводы.
2. Заявки на технологическое присоединение объекта принадлежащего гр. <_> к электрическим сетям филиала ПАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго" с отметкой о получении последним.
3. Уведомления(й) о предоставлении недостающих сведений и документов, направленное филиалом ПАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго" гр. <_> (приложив документ, подтверждающий отправление данного уведомления).
4. Договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия, с приложением документов, подтверждающих факт направления филиалом ПАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго" гр. <_>.
5. Мотивированного (ых) отказа(ов) от подписания договора об осуществлении технологического присоединения, направленный(е) гр. <_> в филиал ПАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго" с отметкой о получении последним.
6. Исправленн(ы)ого(х) договора(ов) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия, с приложением документов, подтверждающих факт направления филиалом ПАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго" гр. <_>.
7. Всю имеющуюся переписку/информацию/документы по данному вопросу.
12.07.2019 г. в Управление от ПАО "МРСК Центра" поступили информация и документы, согласно которым, требования мотивированного отказа от 05.03.2019 г. были удовлетворены, а иные замечания не соответствовали нормам Правил, в связи с чем были отклонены.
Также ПАО "МРСК Центра" сообщило, что на мотивированный отказ от 17.04.2019 г. не распространяется действие пункта 15 Правил и подлежит применению пункт 5 статьи 11 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации".
Таким образом, установлено, что действия ПАО "МРСК Центра" при рассмотрении заявки гр. <_> и его мотивированных отказов от подписания договора об осуществлении технологического присоединения свидетельствуют о признаках нарушения предусмотренного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям (пункты 3,6,7, абзацы 1 и 19 пункта 15 Правил), поскольку ПАО "МРСК Центра" обязано было направить исправленные оферты договора и технические условия в срок до 25.02.2019 г., 03.04.2019 г. и 23.05.2019 г.
Однако ПАО "МРСК Центра" в нарушение срока направило оферты договора б осуществлении технологического присоединения по истечении 17 дней, 34 дней, 42 дней.
В связи с заявлением физического лица, содержащим данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, 13.09.2019 г. должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в отношении ПАО "МРСК Центра" был составлен протокол N 036/04/9.21-267/2019 об административном правонарушении.
Рассмотрение дела N 036/04/9.21-409/2019 об административном правонарушении было назначено на 09.12.2019 г.
09.12.2019 г. на рассмотрение дела N 036/04/9.21-409/2019 об административном правонарушении гр. <_> либо его представитель/защитник на рассмотрение настоящего дела не явились. Ходатайств либо заявлений о причинах их неявки в Управление не поступило.
Изучив материалы дела N 036/04/9.21-409/2019 об административном правонарушении, установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 3 Правил установлено, что, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им (заявителем) настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.
Пунктом 7 Правил установлена процедура технологического присоединения.
Согласно абзацу 1 пункта 15 Правил в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 16 пункта 15 Правил в случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.
Абзацем 17 пункта 15 Правил установлено, что указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении.
Согласно абзацу 19 пункта 15 Правил в случае направления заявителем в течение 10 рабочих дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием приведения его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия (как неотъемлемое приложение к договору).
Пунктом 16.1 Правил установлено, что заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.
Согласно абзацу 3 пункта 19 Правил запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.
Таким образом, учитывая изложенные нормы Правил ПАО "МРСК Центра" как сетевая организация обязана их соблюдать.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ПАО "МРСК Центра", оказывая услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Долженствование лица выполнить ту или иную обязанность в сфере определенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Согласно приказу N 67 от 15.03.2012 г. на должность <_> Каширского района электрических сетей филиала ПАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго" был назначен <_>.
Приказом N 133 от 21.05.2019 г. <_> с 30.05.2019 г. был уволен с должности <_> Каширского района электрических сетей филиала ПАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго".
Таким образом, <_> в период с 15.03.2012 г. по 29.05.2019 г. являлся <_> Каширского района электрических сетей филиала ПАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго".
В соответствии с 5.1.6 положения о Каширском районе электрических сетей филиала ПАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго", утвержденного приказом филиала ПАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго" N 432-ВР от 04.10.2016 г. <_> Каширского района электрических сетей филиала ПАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго" должен соблюдать требования действующего законодательства РФ.
Учитывая изложенное, именно <_>, являвшийся <_> Каширского района электрических сетей филиала ПАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго" в период с 15.03.2012 г. по 29.05.2019 г. обязан был организовать/обеспечить соблюдение ПАО "МРСК Центра" на территории Каширского района Воронежской области требований законодательства в сфере электроэнергетики, в частности - Правил.
Оценка обстоятельств и доказательств по настоящему делу позволяет сделать вывод о том, что действия <_> по ненадлежащему исполнению своих служебных обязанностей привели к нарушению ПАО "МРСК Центра на территории Каширского района Воронежской области установленного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям путем нарушения установленного срока для отправления писем от 26.02.2019 г. (исх. N МР1-В/Р14-2/36), от 17.04.2019 г. (исх. N МР1-В/Р14-2/71), от 11.07.2019 г. (исх. N МР1-ВР/10-2/6345), поскольку ПАО "МРСК Центра" обязано было направить указанные письма в срок до 25.02.2019 г., до 03.04.2019 г., до 23.05.2019 г.
Однако ПАО "МРСК Центра" в нарушение срока направило оферты договора об осуществлении технологического присоединения по истечении 17 дней, 34 дней, 42 дней.
Вина <_> выразилась в ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей в период с 15.03.2012 г. по 29.05.2019 г., что привело к нарушению ПАО "МРСК Центра" порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям (пункты 3, 6, 7, абзаца 3 пункта 15 Правил).
Таким образом, вина <_> в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ при рассмотрении настоящего дела находит свое полное подтверждение.
При рассмотрении настоящего дела учитывается, что административное правонарушение, совершенное <_> имеет высокую степень общественной опасности, поскольку в результате его совершения было нарушено право заявителя - гр. <_> на своевременное получение оферты договора об осуществлении технологического присоединения в установленный Правилами срок.
Административное правонарушение, совершенное <_> причиняет организационный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере энергетики, связанным с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.
Одновременно с этим, высокая степень общественной опасности совершенного административного правонарушения выражается в безразличном, пренебрежительном отношении <_> к установленной для ПАО "МРСК Центра" публично-правовой обязанности, в том числе по соблюдению требований Правил.
При таких обстоятельствах, отсутствуют законные основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения <_> от административной ответственности.
Каких-либо отягчающих обстоятельств либо исключающих административную ответственность <_> в ходе рассмотрения настоящего дела не установлено.
Учитывая указанные обстоятельства, а также, что <_> привлекается к административной ответственности по указанной статье впервые, считаю необходимым применить минимальный размер санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ - 10 000 (десять тысяч) рублей 00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.9 и статьей 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
1. Признать <_>, являвшегося <_> Каширского района электрических сетей филиала ПАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго" в период с 15.03.2012 г. по 29.05.2019 г. виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей. 00 коп.
2. Направить <_>, являвшемуся <_> Каширского района электрических сетей филиала ПАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго" в период с 15.03.2012 г. по 29.05.2019 г. настоящее постановление для исполнения.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу в соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ и в соответствии со статьями 30.1-30.3 КоАП РФ может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Примечание: Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в силу.
В указанный срок Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области подлежит уведомлению об исполнении постановления.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
Реквизиты для оплаты штрафа:
Получатель: УФК по Воронежской области (Воронежское УФАС России)
Расчетный счет: 40101810500000010004
Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖ Г.ВОРОНЕЖ
БИК 042007001
ИНН 3664022568
КПП 366601001
Код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140
ОКТМО 20701000
Назначение платежа - административный штраф по делу N 036/04/9.21-409/2019
УИН 16100500000000355579
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 9 декабря 2019 г. N 036/04/9.21-409/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.12.2019